Основные этапы греческой культуры, их особенности

В истории античной Греции выделяют следующие периоды:

- с VIII-VI вв. до Рождества Христова – архаический период (гомерский);

- с VI-IV вв. до Рождества Христова – классический период, расцвет полисов;

- с IV-II вв. до Рождества Христова – эллинский период;

- со II в. до Рождества Христова – империя Македонского, упадок полисов.

I период архаический (архаика, по-гречески означает древность) – это возникновение полисов, городов-государств, единого государства у греков не было, каждый город – это малое государство; все в нем было соразмерно человеку, благоприятная природа, теплое море. Каждый полис имел свой диалект, своих богов и героев, свой календарь и монету. Прилегающие территории принадлежали полису. Граждане полиса участвовали в народных собраниях, судах, все вопросы решались публично. Это была демократия, греки не трепетали перед властью. Свобода гражданина полиса – это главная заслуга античной культуры. Все должностные лица и суд присяжных также избирались гражданами.

Вторая особенность греческой жизни была агонистика, принцип состязательности, соревнования друг с другом. Наградой за победу было признание, почет и уважение граждан полиса.

В этот же период формируется греческая мифология, не философы и священники, а 2 поэта Гомер и Гесиод составили для эллинов (так греки называли себя, от древнего названия Греции – Эллада) родословную их богов. Греки не боялись своих богов, они их любили. Боги – такие же люди, только они бессмертны, одарены силой и красотой. Гомер – слепой поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи». «Илиада» повествует о борьбе греков с троянцами, об осаде и взятии Трои. Главное достоинство греков и их богов было мужество, главный порок – трусость. Во всем остальном и греки, и их боги были грешны. Гесиод написал «Теогонию», в которой объяснил происхождение богов. Боги жили как одна большая семья, во главе с Зевсом. Они распоряжались небом, землей, морем и подземным царством. Каждый бог был приставлен к своему делу, от богов пошли все ремесла, они научили греков земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению, мореплаванию, счету и письму, гимнастике и искусствам. Богам строили храмы и создавали статуи. В каждом храме был один жрец, его тоже избирали общим собранием. Никаких вероучений у греков не было, жрец не поучал, не читал проповедей, он только совершал обряд жертвоприношения богу. В жертву приносили животных, вино, фрукты. Часть давали жрецу. Боги были красивы, гармоничны, идеальны душой и телом. Им подражали. Грань между человеком и богом была прозрачна. Греки сами жили как боги, вполне наслаждались жизнью, всю физическую работу выполняли рабы полиса. В быту они были умеренны, всю силу энергии направляли на достижение калокагатии (от слова «калос» - прекрасный и «кай агатос» – объединение физических и нравственных добродетелей), красоты и добра, слитых воедино. Благодаря агонистике они в этом преуспели, каждый стремился к идеалу, к равновесию тела и души.

Жизнь была прекрасна, как и природа, жилым домом греки пользовались лишь для ночлега, жизнь протекала на площадях и стадионах. Полис давал ощущение надежности, защищенности, возможностей выделиться, самореализоваться было много.

В период архаики складывается система греческой архитектуры. Греческий храм выполнял две функции, он был местом поклонения богам и хранилищем казны. Храм размещался в центре акрополя (акрополь – укрепленная часть античного полиса, расположенная обычно на холме). Основной архитектурный тип храма – периптер. Это храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся дальнейшая эволюция архитектуры пошла от периптера. В основустроительства греки положили ордер. Ордер – это порядок расположения основных частей здания. Первые ордера назывались дорический, ионический и коринфский.

Главный элемент любого ордера – это колонна с венчающей капителью. На колоннах лежит антаблемент – перекрытие. Антаблемент делится на три части – архитрав, фриз и карниз. Архитрав – это нижняя балка, лежащая на колоннах. Над архитравом идет фриз, состоящий из триглифов и метоп. Триглиф – это каменная дощечка с вертикальными вырезами, метопа – плита из керамики, украшенная барельефами. Над фризой выступает карниз. Двускатная крыша, покрытая черепицей на переднем и заднем фасадах, образовывала треугольники, так называемые фронтоны, они обычно заполнялись скульптурой. Каменное основание храма было трехступенчатым, оно называется стилобат.

В дорическом ордере колонная массивная, расширенная книзу. Капитель простая, состоит из плоской плиты – абака и вала – эхина. Ствол колонны покрыт вертикальными желобками – каннелюрами.

Позднее, к концу VII в. до Рождества Христова сложился ионический ордер. Капитель ионического ордера имела завитки, которые назывались волюты, архитрав разделен на 3 полосы и казался более легким. Ствол колонны прямой и более тонкий. Карниз богато декорирован.

Коринфский ордер имел более стройные тонкие колонны. Главное отличие коринфского ордера – это пышная капитель, состоящая из листьев аканфа (аканф – это растение с красивым резным листом).

Греческие храмы первых ордеров обычно подкрашивались, фронтоны – синим, фризы – красным цветом. Весь храм был белый и стоял на холме.

Скульптура. Греческая скульптура родилась на стадионах и олимпийских играх. Победители заказывали статуи. Так как юноши выступали обнаженными, то скульптура представляла собой обнаженное тело юноши, их называли аполлонами. Материалом служили камень, дерево, мрамор, после VI в. до Рождества Христова – бронза. Если скульптор изображал женское тело, то оно было задрапированным.

Вазопись (роспись ваз). О живописи этого периода ничего не известно, зато хорошо сохранилась вазопись. Живопись покрывала сосуд как ковром. Изображались цветы лотоса или животные. Узор наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой или пурпурной краской. С VII в. до Рождества Христова ковровый рисунок был заменен рисунком черным лаком по охре. Рисунки покрывали вазы не ковром, а полосами. В рисунках появились сцены пиров, охоты и сражений. С VI в. до Рождества Христова начинается классический период античной истории – период расцвета, «золотой век» античности. В архитектуре остался ордер, но число колонн вокруг храма стало строго определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (13: 6; 17: 8). В архитектуре появляется образ атлета. В V в. до Рождества Христова работали знаменитые скульпторы Фидий и Поликлет. Их работы дошли до нас в римских копиях.

Парфенон. Наиболее известный храм V в. до Рождества Христова стоял в Афинах и назвался Парфенон. Парфенон – это периптер (70 на 31 метр), окруженный 46 колонами, высота колонн – 10 метров, по 8 колонн на портиках и 17 на длинных сторонах периптера. Колонны из мрамора, фронтон и метопы покрашены красным и синим цветом, барельефы позолочены. Парфенон считается безупречным произведением искусства. Внутри Парфенона стояла 13-метровая статуя богини Афины, изваянная Фидием из золота и слоновой кости. Парфенон погиб (разграбили), отдельные фрагменты, рельефы Парфенона хранятся в Британском музее в Лондоне.

В архитектуре IV в. до Рождества Христова появился коринфский ордер, с богато декорированной капителью. В скульптуре появился интерес к душевному миру человека. Самый знаменитый скульптор этого периода – Пракситель. Его статуя Афродиты – это первая обнаженная женская фигура. На лицах его скульптур появилось лирическое чувство, грусть, задумчивость. В эпоху классики греки расписывали стены в технике фрески (это водяные краски по мокрой штукатурке).

В греческом искусстве, как и в греческой мифологии, борются между собой два начала– аполлоническое и дионисийское. Аполлон, сын Зевса и Латоны, был богом света и солнца, покровителем искусств, непревзойденно играл на арфе. Это бог гармонии и меры. Дионис – сын Зевса и фиванки Семелы, это божество буйных сил природы, бог экстаза, опьянения и вина. В честь Аполлона состязались в музыкальном искусстве, победитель получал венок из лавра – священного дерева Аполлона. В честь   Диониса устраивались «вакханалии» (от прозвища Диониса – «Вакх»). Это были исступленно-буйные оргии, которые освобождали человека от обычных запретов.

Античная драма возникла из сельских праздников в честь Диониса, его греки изображали в виде козла или быка. Позднее Дионис стал богом виноделия, потом богом театра и поэзии. Участникам действа мазали лицо винной гущей, надевали козлиные шкуры, пели непристойные песни. Эти песни воспевали фаллос – мужское рождающее начало, поэтому их называли фаллическими. Так возникли трагедия и комедия, из дифирамба – гимна в честь бога Диониса (Вакха). «Трагос» по-гречески означает козел, «одэ» – песнь, отсюда возникает слово трагедия. Это песнь козлов, а козлы и сатиры – это постоянные спутники Диониса (Вакха). Сатир - козлоногое похотливое, развратное существо. Слово комедия произошло от «комос» – что значит пьяная толпа ряженых на празднике Диониса. «Комос» плюс «одэ», песнь комоса – комедия.

В V в. до Рождества Христова во главе афинской демократии в течение 30 лет стоял Перикл, он привел Афины к расцвету греческой культуры. В этом веке появились великие трагики – Эсхил, Софокл, Еврипид, в IV в. до рождества Христова – комедиограф Аристофан. Эсхил был современником греко-персидских войн, он участвовал в битвах. Его основной темой является тема победы греческой демократии над деспотизмом. Он написал около 80 пьес, до нас дошло 7. В его пьесах нет ничего мелкого, в них действуют боги, титаны и герои. Софокл был актером, он написал 120 пьес, дошло 7 трагедий. У Софокла героями являются не боги и титаны, а простые люди. Основная тема его трагедий – это тема Рока и его торжество над человеческой жизнью.

У Еврипида появляется нечто новое – скептическое отношение к богам. Еврипид утверждает, что личные добродетели выше происхождения и богатства, раб не хуже свободного. Трагедия Еврипида «Медея» – это миф об аргонавтах, участниках плавания на корабле «Арго».

Аристофан написал около 40 пьес, до нас дошло 11, это смелые, глубокие сатиры на жизнь Афин в виде шаржа, пародии, буффонады.

В IV веке резко усиливается окраинная Македония. Филипп II и Александр ведут завоевания, в 338 г. до Рождества Христова они разбили соединенное войско греческих полисов. Классической Греции приходит конец. Греция становится частью огромной империи Александра Македонского. Но она оказалась недолговечной: всего 13 лет царствовал Александр Македонский. После его смерти империя распалась на несколько военно-монархических государств, ее поделили военноначальники. Началась новая эпоха – эллинизм.

Многое изменилось в жизни греков, появились новые богатые, которые присвоили сокровища персидских царей, произошло имущественное расслоение греков. Сначала был некоторый экономический подъем, появились большие (1/2 млн.) города: Александрия, Антиохия, Карфаген. Но жизнь рядового эллина изменилась не к лучшему. От греческой демократии не осталось следа. Граждане страдали от тирании, или, еще хуже, от слабости царей, но изменить ничего не могли. Все решения принимались во дворце или на поле боя. Поэтому греки сосредоточили свое внимание на добывании денег и наслаждении жизнью. «Проживи незаметно» – вот девиз эллинских мудрецов. Отдушину находили в небольших кружках. Появились эпикурейцы, циники, стоики. Основной вопрос этих течений – как жить, как сохранить хотя бы личную свободу.

Эпикурейцы – последователи философа Эпикура (341-270 гг. до Рождества Христова), афинянина. В 306 г. до Рождества Христова. Эпикур основал философскую школу, получившую название «Сад Эпикура», так как его ученики собирались в саду, принадлежащему Эпикуру, он его завещал школе. Эпикур порвал с философией классического периода (Сократ, Платон, Аристотель). Цель философии – это обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и природой. Главное в жизни – чувственные телесные наслаждения (не истина, не благо). Эпикур, вслед за Демокритом, считал, что все состоит из атомов, душа – тоже состоит из атомов, из тонких, рассеянных по всему телу частиц, она похожа на ветер. Размышления о смерти: "«Когда мы есть, то смерти нет, а когда смерть наступает, нас уже нет"». Боги есть, говорит Эпикур, они обитают в пространствах между мирами и наслаждаются блаженством, они никуда не вмешиваются, люди богам безразличны. Поэтому богов не нужно бояться, но ждать помощи не надо. Единственное благо для человека – это наслаждение. Что это такое? Это отсутствие страданий. Как достичь? Самоустраниться от всех тревог и опасностей, уйти от общества и государства, быть независимым. Надо прожить жизнь незаметно. Эпикурейцы – ленивые мудрецы.

Стоики, получили название от портика «Стоя» в Афинах, где была основана их школа философом Зеноном около 300 г. до Рождества Христова.

Мир целесообразен, продуманно устроен. В мире 2 начала – пассивное и активное. Активное начало – это всепроникающий логос или бог. Цель мудреца – познать разумную связь и закономерность вещей, т.е. познать логос и жить сообразно логосу, освободившись от гнета страстей. Стоик – это человек, стойко и мужественно переносящий невзгоды. Душа человека – часть мировой разумной души, она расположена в сердце, не в голове. Так как люди причастны к логосу, то они являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. Если невозможно жить разумно, то стоики считали морально оправданным самоубийство.

Циники (циники, cynici) название от холма в Афинах, который назывался Киносарг, там Антисфен занимался с учениками, самые известные представители – Антисфен, Диоген, Кратет. Это были люди, презиравшие все существующие порядки, мораль и культуру. От них остались не трактаты, а анекдоты, «бочка Диогена», его слова Александру Македонскому: «Отойди, не закрывай мне солнце». Антисфен был незаконнорожденный, он довел свободу до абсурда, до уличного скандала. Надо жить по собственной морали. Где бы ни жил циник, он пренебрегает законами этого общества. Именно они ввели термин «космополит», т.е. гражданин мира. Культура для циника – дым, пустая выдумка, они отрицали всякие моральные чувства, например, чувство стыда. Циник Кратет пренебрегая всякой моралью, вел свою брачную жизнь на площади. Они допускали все формы кровосмешения, половую жизнь с животными, с удовольствием занимались антропофагией (людоедство, каннибализм). Они добровольно принимали статус нищих и юродивых. Их поговорки: лучше быть варваром, чем эллином; лучше быть животным, чем человеком. Между прочим, они были учениками Сократа, но Диогена называли Сократом, сошедшим с ума. Диоген жил в бочке, существовал на подаяния, считал это добродетелью.

Единственным исключением в общем духовном упадке было развитие естествознания. В математике, механике и астрономии имела место вспышка творческой мысли. Экономический подъем подхлестнул науку. Появился обширный внешний рынок, много богатых заказчиков на чеканное серебро, лепные гончарные изделия, выдувное стекло, папирус, крашеные одежды, узорчатые ткани. Производство товаров и войны требовали новой техники, более сложных машин. Македонские правители и их преемники поощряли развитие греческой науки. Так возник первый государственный научно-исследовательский институт, который назывался Александрийский музей (мусейон). «Мусейон» – дом муз, имел богатейшую библиотеку, слава о которой гремела на весь мир. Она насчитывала около 700000 рукописей по всем отраслям знаний. В ней хранились драгоценнейшие подлинники трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Знаменитые писатели и ученые, приезжающие в Александрию, получали бесплатную квартиру в Мусейоне и освобождались от всех налогов и повинностей. Это была специальная научная работа, которая создала первую научную элиту (elite – лучший, избранный). Математика, геометрия и физика имели 2 цели – академическую и практическую. Были достигнуты замечательные результаты. Архимед определил число p для практического вычисления площади круга, объема шара, цилиндра и более сложных тел. Более важной явилась систематизация теорем математики Эвклидом методом дедуцирования из аксиом. Астроном Гиппарх изобрел большую часть инструментов, которыми пользовалась астрономия в последующие 2000 лет. Он составил первый каталог звезд. Планетная система Птоломея стала образцом астрономии до эпохи Возрождения. Возникла картография, с вычислением положения городов, рек, впервые было сделано вычисление размеров Земли Эратосфеном, директором Александрийского Мусейона. Наибольшие успехи имела механика. Жизнь диктовала потребность в изобретениях, на парусных судах появились сложные лебедки и блоки, при ирригации возникла зубчатая передача, математики изобрели винт. Гениальный инженер Архимед остановил штурм Сиракуз своими чудо-машинами. Огромные камни-снаряды весом в ¼ т разбивали корпуса кораблей. Гигантские лапы-рычаги поднимали корабли за нос и опрокидывали, затем лапа отделялась и переводилась на другой корабль. Новой отраслью механики была пневматика – использование движения воздуха. Ктезибий и Геро создали множество гениальных безделушек, работающих при помощи сжатого воздуха. Их использовали для развлечений, праздников и в храмах при богослужениях. Практическим достижением был насос и орган. Александрийский музей имел замечательные достижения в медицине, особенно в анатомии. Была исследована нервная система, поняли, что такое пульс, назначение извилин головного мозга. Врач Гален заложил основу для арабской и средневековой медицины и анатомии, он был великий экспериментатор.

Постоянные завоевания эллинского периода давали огромное число рабов из пленных, их руками разбивались парки, возводились дворцы, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения. Это было время создания гигантских произведений инженерного искусства. Фаросский маяк высотой в сто с лишним метров, поставленный на острове Фарос у входа в гавань Александрии, простоял 1500 лет. Архитектура этого периода тяготела к гигантским размерам. Периптеры обносили двумя рядами колонн, возникли храмы – ротонды, т.е. круглые в плане храмы. Знаменитой статуей этого периода является статуя богини победы Ника в честь победы Родосского флота. Она стояла на пьедестале в виде носа корабля на скале, обрывавшейся в море. Развивающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, создают страстный ликующий образ победы.

Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян города Коринфа в 146г. до Рождества Христова. Весь последующий период античной культуры – это время господства Рима, завоевавшего все страны от Испании до Индии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: