Формирование личности

Особенности взаимоотношений личности и общества. Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии. Ролевая концепция личности. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Культурно-историческая концепция личности.

Рубрика: Психология Вид: дипломная работа Язык: русский Дата добавления: 22.08.2002 Размер файла: 76,4 K
Полная информация о работе
Скачать работу можно здесь


 

Я ндексДирект · Общество? Задайте вопрос. Бесплатная консультация юриста по телефону. Ответ за 10 мин urist.multibroker.ru · Балашиха · Список надежных банков! Рейтинг Рейтинг надежности банков по активам, вкладам 2010. Узнай сейчас news.zvesti.ru Все объявления Дать объявление

Отправить свою хорошую работу на сайт просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Название работы: E-mail (не обязательно):
Ваше имя или ник: Файл:


Подобные работы


1. Философия и методология концептуальных теорий личности реферат [37,0 K], 01.06.2007
2. Теория личности методичка [605,1 K], 17.09.2007
3. Психологические теории личности реферат [33,7 K], 08.09.2010
4. Концепция личности З. Фрейда реферат [22,2 K], 04.02.2009
5. Концепции личности в отечественной психологии реферат [27,4 K], 24.09.2008
6. Диагностика черт личности курсовая работа [51,8 K], 03.06.2008
7. Психологическая структура личности курсовая работа [28,8 K], 13.11.2003
8. Возрастная психология курс лекций [1,2 M], 17.02.2010
9. Теория З. Фрейда реферат [31,7 K], 28.06.2007
10. Деятельностный подход к исследованию личности реферат [23,1 K], 08.10.2008
11. Личность человека курсовая работа [28,6 K], 27.09.2002
12. Диспозиционное направление в психологии личности реферат [16,8 K], 29.09.2008
13. Учение о личности в психологии реферат [64,5 K], 29.06.2010
14. Гуманистическая теория личности доклад [14,3 K], 21.03.2007
15. Психоаналитическая концепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) контрольная работа [44,3 K], 10.12.2008
16. Психоанализ о личности реферат [27,4 K], 29.03.2010
17. Сравнительный анализ понимания личности с позиций фрейдизма и бихевиоризма курсовая работа [47,7 K], 29.08.2010
18. Современные зарубежные теории личности реферат [60,2 K], 27.11.2003
19. Психология личности контрольная работа [638,6 K], 18.01.2009
20. Теории личности реферат [42,4 K], 27.01.2010

Страница: 1 2 3

Потеря идентификации, отмечает Ионин, - предполагает восстанов-ление целостного и упорядоченного образа мира, пусть он даже будет иным, чем раньше. Но в российских условиях такое восстановление не могло осуществляться путем приобщения к какой-то из альтерна-тивных культурных форм или моделей, поскольку в СССР не существо-вало иной, кроме советской, культурной модели, которая была бы представлена соответствующими институтами и при этом достаточно широко распространена и влиятельна. Ионин Л.Г, Идентификация и инсценировка (к теории социо-культурных изменений) (/Сонис. - 1995. - № 4. - с.5.

Однако, альтернативные культурные формы и модели все-таки существовали. Далее сам исследователь признает, что в стране суще-ствовали “зародыши” и разнообразные культурные формы. Под “зароды-шами” он понимает культурную форму в “неразвернутом” состоянии, существующую как совокупность идей и поведенческих предписаний, по тем или иным причинам не нашедшая последовательного воплощения в практическом поведении.

Как правило, логика становления и развертывания культурных форм следующая. Сначала формируется социальный интерес. Происходит его осознание, а затем стихийно или целеустремленно, в виде груп-пового фольклора или в трудах писателей и философов складывается доктринальное оформление этого интереса. Доктрина служит основа-нием его вещных и поведенческих проявлений в разных сферах, жизни: в политике, праве, быту, досуге. В качестве объектов идентификации выступают кумиры или герои (политики, поэты, музыканты и т.д.) Кто сегодня может в России именоваться кумиром? Или, кого мы почита-ем за кумиров, героев? Вопрос почти риторический. Таким образом, налило кризис идентификации, который в обозримом будущем вряд ли будет разрешен.

Н.Ф.Наумова в статье “Жизненная стратегия человека в переходном обществе” Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе (/Социологический журнал. - 1995. - № 2.-с.32. пишет, что постоянное нарушение баланса интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая - усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание (“каждый сам за себя”). Вторая - усиление так называемого группового эгоиз-ма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильствен-ных, криминальных. Третья - усиление стихийного процесса социально-го сравнения, в результате чего возникают агрессивные типы поведе-ния. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственно-го положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслужен-ное улучшение положения других.

Данные реакции неизбежно порождают в обществе социальные конфликты. В.С.Семенов Семенов В.С. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием (/Социологические исследования.-1993.-№ 7.-с.73. отмечает, в частности, что среди факторов, влияющих на конфликтность в обществе, главную роль играют проти-воречия между тремя основными структурами общества и внутри них. Речь идет о власти (законодательной, исполнительной, судебной), предпринимательстве (государственном, коллективном, частном, рос-сийско-иностранном, спекулятивном, мафиозном и т.п.) и производи-телях (различных, группах интеллигенции, служащих, рабочих, кресть-ян, фермеров, студенчества, ветеранов труда и т.д.).

Противоречия с каждым годом увеличиваются, обостряются и пос-тепенно принимают форму социальных антагонизмов. Антагонистическое противоречие выразилось прежде всего в конфронтации сторонников социалистического и капиталистического путей развития. Это противо-речие стало стержнем всех. сфер жизни нашей страны, импульсом жест-ких и непримиримых конфликтов, объектом, политического манипулиро-вания. Основная масса трудящихся вступает в открытые конфликты с администрацией, видя в ней источник всех своих бед и лишений.

Следует сказать и об отечественной буржуазии. Она только фор-мируется как класс, но ее конфликт с другими классами и социальны-ми группами развертывается вокруг распределения кредитов, механиз-мов приватизации, налогового законодательства и т.д. Сегодня каж-дая группа промышленников и предпринимателей на всех уровнях (в центре и регионах) стремится реализовать свои интересы, используя давление на исполнительную и законодательную власть.

Страна стала полем действия социальных конфликтов, начиная с межэтнических и кончал социально-массовыми, проявляющимися во мно-гих забастовках. Причем основная направленность забастовочного дви-жения - это, главным образом, борьба за повышение уровня жизни. Андреенкова Н.Б., Воронченкова Г.А. Развитие трудовых конфликтов в России в период перехода к рыночной экономике () Социологи-ческие исследования. - 1993. - № 8.-с.25.

В сложившихся условиях для российского общества вектором пре-одоления нынешнего кризиса может стать ре интеграция социокультурных ценностей, формирование общих ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без этого нам не помогут ни пере-движки во власти (что мы наблюдали последние два года), ни запад-ные долларовые инъекции, ни самые демократические политические и экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их ценностному содержанию.

Выдвижение идеалов, не подкрепленных социокулътурными ценнос-тями, не позволяет “перескочить” к постиндустриализму, минуя необ-ходимый исторический период вызревания ценностей, адекватных про-цессу перехода. Социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической, поведенческой и материальной формах. Отсутствие в стране предпосылок восприятия их индивидами на поведенческом и материальном уровнях приводит к тому, что западный опыт поступает к нам в искаженных формах.

Социально-нравственные идеалы и ценности должны стать ядром человеческой личности, но мы видим, что реальная жизнь далека от идеала. Многофакторные и многоуровневые взаимоотношения и взаимо-действия человека со средой всегда очень сложны и чреваты колли-зиями. В современный переломный исторический период, который сам является растянутой во времени глобальной экстремальной социальной ситуацией, эти взаимоотношения и взаимодействия часто выходят из необходимого подвижного равновесия, ломают все устои человеческой жизни и создают массовые стрессовые состояния. Проблема в том, что решение всех самых трудных и больных вопросов общества правовым, ненасильственным путем может быть осуществлено при наличии доста-точно высокого гражданского и правового самосознания всех слоев населения. По мнению многих ученых и исследователей именно эта проблема станет для нашего общества почти неразрешимой. Чалидзе В. Право и образное мышление () Человек. - 1990. - № 3.- с.85.

Очевидно одно, выход из кризиса может произойти при формирова-нии эффективного механизма социального контроля, обеспечивающего доминирование постиндустриальных ценностей, их общее признание населением (для чего необходима его консолидация на идеологическом уровне) и восстановление основных агентов социализации.

Целевой ориентацией молодежной политики должны стать условия формирования, развития и социальной востребованности личностного потенциала молодежи, самоопределения и реализации творческих воз-можностей, создание благоприятных экономических и правовых гаран-тий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). В этом смыс-ле ориентиром для молодежной политики должен стать закон возвышения и одухотворения целей жизни новых поколений, потому как проблемы позитивной социализации и самореализации молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития рос-сийского общества. Молодежь в рамках такой политики должна рассматриваться как главнейший субъект и ресурс нынешних и грядущих пе-ремен. Особого внимания заслуживает поддержка различных объеди-нений, имеющих социальную и личную значимость, которая должна стать приоритетом государственной политики - как в силу объектив-ных возможностей объединений в индивидуализации и социальной ин-теграции,

так и в связи с восприятием молодежью досуговых объе-динений как значимой формы самовыражения, самореализации, призна-ния.

В организационно-управленческом плане молодежная политика должна строиться на основе оптимального сочетания регуляции и само-организации, прямых и обратных связей, на преодолении философии экономического детерминизма и выстраивании оптимального соотноше-нии социальных, экономических и духовных факторов развития общества.

Приоритетные направления государственной молодежной политики должны быть следующие: формирование национального самосознания, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание мо-лодежи (что поможет самоиндентификании молодежи в современной Рос-сии/; обеспечение социальных гарантий получения полноценного об-разования (создание механизмов выявления, поддержки и востребованности потенциала интеллектуально одаренных молодых людей/; содей-ствие занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров (что позволит повысить уровень конкурентоспособности и профессиональной активности молодежи на рынке труда; будет способствовать профессиональной подготовке и снижению безработицы; ослаблению криминогенных проявлений в сфере предпринимательства); государственная поддержка молодой семьи; формирование физической, культуры и здорового образа жизни молодежи, сохранение и развитие детских, подростковых и молодежных физкуль-турных клубов, любительских объединений; организация досуга молодежи; социальная поддержка и защита прав молодежи; профилактика правонарушений в молодежной среде; поддержка детских и молодежных общественных организаций, инициатив молодых людей.

Из обозначенных выше приоритетов важнейшими являются досуг и образование, через которые фокусируются условия для реализации всех других приоритетов. Мировой опыт показывает, что лидерами ми-рового развития становятся страны, способные обеспечить высокий уровень культуры и образованности молодежи.

Следует отметить также, что сегодня требуется принципиально иной взгляд на молодежную политику еще и в том смысле, что она должна учитывать появление новой социальной и политической реаль-ности - негосударственной молодежной политики - и ее соотношение с политикой государственной.

В 1998 году, в частности, в Санкт-Петербурге Законодательным собранием был принят Закон “О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга”, в котором закреплены гарантии правовой и социальной защищенности молодежи, определены общие цели, понятия, порядок, принципы и формы поддержки молодежи и осуществления молодежной политики Санкт-Петербурга с участием органов государственной власти города, граждан, организаций, молодежных и детских общественных объединений.

В соответствии со ст.3 Закона защита прав молодежи в Санкт-Петербурге обеспечивается:

1/ принятием органами государственной власти Санкт-Петербурга региональных минимальных социальных стандартов и нормативов на основе государственных минимальных социальных стандартов и обеспечением гарантированного минимума социальных услуг молодым гражданам по обучению, воспитанию, физическому и духовно-нравственному развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке;

2/ предоставлением права молодым гражданам, молодежным, детским объединениям, ассоциациям (союзам) участвовать в подготовке и реализации целевых программ в области молодежной политики в Санкт-Петербурге;

3/ оказанием адресной социальной помощи малообеспеченным студентам и учащимся дневной формы обучения учреждений высшего и среднего профессионального образования;

4/ осуществлением органами государственной власти Санкт-Петербурга мер, предотвращающих необоснованное сокращение чисола учреждений, осуществляющих поддержку молодежи;

5/ лицензированием организаций, оказывающих социальные услуги молодежи.

В ст.4 Закона определены гарантии занятости молодежи Санкт-Петербурга. Они обеспечиваются:

1/ созданием дополнительных рабочих мест, специализированных ученических мест для несовершеннолетних, а также установлением организациям в соответствии с федеральным законодательством квот приема на работу выпускников учреждений среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите;

2/ развитием городской системы профессиональной ориентации молодежи;

3/ поддержкой деятельности негосударственных организаций, содействующих занятости молодежи Санкт-Петербурге;

4/ содействием деятельности центров социально-трудовой реабилитации инвалидов из числа молодежи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие.

Органы государственной власти берут на себя обязательства по обеспечению духовно-нравственного и физического развития молодежи, что предусмотрено в ст.8 Закона Санкт-Петербурга о молодежи и молодежной политике. Обеспечение такого развития осуществляется в следующих формах:

1/ поддержка общественных инициатив, создающих благоприятные условия для формирования у молодых граждан идеалов гражданского патриотизма, демократии, а также здорового образа жизни на основе исторических, культурных и духовных ценностей, традиций в соответствии с целями социальной политики России и Санкт-Петербурга;

2/ развитие материально-технической базы оздоровительных учреждений для молодежи и учреждений, обеспечивающих организацию досуга молодежи по месту жительства;

3/ развитие международных молодежных обменов в рамках международных гуманитарных, образовательных, научно-технических программ;

4/ оказание организационного и финансового воздействия проведению массовых городских молодежных праздников и гуляний, основанных на преемственности лучших культурно-исторических традиций Санкт-Петербурга и прививающих молодежи навыки активного, творческого проведения досуга.

Данный комплекс задач может быть успешно решен лишь в том случае, если государственная молодежная политика будет целенаправленно создавать условия, способствующие минимизации и разрешению проблем и противоречий социализации, социальной интеграции подрастающего поколения, обеспечивать этот процесс законодательной базой и ресурсами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложение основного содержания дипломного исследования поз-воляет сделать некоторые обобщающие выводы, важнейшие из которых состоят в следующем:

1. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений в обществе является личность. Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отра-жающих наиболее значимые свойства нормативных, требований, предъ-являемых социальными общностями их членам. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает нали-чие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, само-оценке, самоконтролю.

2. В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и соци-ологии о приоритете личности или общества заключается не в обособ-лении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования лич-ности, как нет и не может быть свободного и всестороннего разви-тия личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.

3. Анализ современного состояния мировой психологической и социологической мысли показал, что она представлена большим разнообразием раз-личных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими.

Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана единая социально-психологическая модель личности.

4. Учитывая многообразие трактовок феномена личности представляется весьма актуальным глубокое изучение особеннос-тей формирования и развития личности в различных культурах и социальных общностях.

Процесс социализации личности в России имеет свою специфику. На процесс формирования личности оказывают влияние следующие факторы:

I) неблагоприятная политическая и социально-экономическая ситуация;

2) рост социальной и духовной автономии молодого поколения;

З) нарушение механизма культурной преемственности, неспо-собность традиционных социальных институтов снимать социальное напряжение, воспроизводить социальные качества человека и куль-туру как исторически устойчивую целостность;

4) кризис национальной идеологии;

5) высокий уровень конфликтности в обществе;

б) массовая утрата социально-культурной идентичности;

7) падение уровня жизни населения;

8) массовая безработица;

9) широкий спектр явлений социальной патологии и др.

5. Выход из кризиса в российском обществе может произойти благодаря реинтеграции социокультурных ценностей, формированию общих ценностных ориентации для различных социальных групп, ос-нованных на нравственности и рационализме.

В обозримом будущем в нашем обществе скорее всего будут существовать три системы социокультурных ценностей: индустри-ально-традиционные, постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Отсутствие сегодня в стране общепризнанной системы цен-ностей и институализированных средств их достижения обуславлива-ет кризис социализации и является главной причиной социальной аномии в обществе.

Особой акцент необходимо сделать на молодежной политике, которая должна создать условия формирования, развития и социаль-ной востребованности личностного потенциала молодых людей, соз-дать благоприятные экономические и правовые гарантии, которые будут способствовать улучшению качества жизни молодежи.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ансар П. Современная социология// Социологические исследования. - 1995 г.- №12, 1996 г. - №1-2, 7-10.

Антонович И. И. Социология США: проблемы и поиски решений.-М.,1976.

Андреенкова Н.В., Воронченкова Г.А. Развитие трудовых конф-ликтов в России в период перехода к рыночной экономике //Социологи-ческие исследования,-1993.-№ 8.

Андреева Г.М. Социальная психология.-М.:Знание,1990.

Бергер П., Лукманн Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Медиум,1995.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретиче-ская социология. - СПб,1996.

Джери Д. и др. Большой толковый социологический словарь. Том 1.,М.- Вече-Аст, 1999.

Джонстон Б.В. Питрим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени// Социологические исследования. - 1999, - №6.

Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности// Социологические исследования, 1998 г., № 6.

Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда: Метод соци-ологии. - М. 1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,1991.

Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии.-М.:Высш.шк.,1982.

История социологии. Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова. - Мн.: Высшая шк.,1997.

История буржуазной социологии первой половины XX века. - М., 1979.

Ионин Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. - М.: Наука, 1979.

Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка) к теории сонно-культурных изменений) //Социологические исследования.-1995.-№ 4.

Казаринова Н.В. Филатова О. Г. Хренов А.Е. Социология: Учебное пособие. - М., 2000.

Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социологические исследования. 1996 г. - №2.

Кон И.О. Ребенок и общество. - М.,1988.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах.-М.:Высш.шк.,1983.

Мид Д. Культура и мир детства. - М.,1988.

Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 1992.

Немов Р.С. Психология.Учебник. В 3-х книгах. Кн.1 Общие основы психологии.-М.:ВЛАДОС,1995.

Некоторые проблемы современной зарубежной социологии: Кри-тический анализ. Кн.2. - М.,1979.

Новые направления в социологической теории. - М.,1978.

Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе //Социологический журнал.-1995. - 2.

Общая психология.-М.:Просвещение,1986.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. -М.:Центр,1997.

Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие./под ред. Проф. В.А.Чуланова. - Ростов-на-Дону. - Феникс, 2000.

Социология. Учеб. пос./ Под ред. Э.В.Тадевосяна.-М.: 3нание,1995

Современная зарубежная социальная психология. Тексты.- М,1984.

Социология. Учебник для вузов (Под общ. ред. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 1998.

Семенов В. С. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием (/Социологические исследования.-1993.

Теория общества. Сборник (Под общей ред.А.Ф.Филиппова.-М.: “КАНОН-пресс-Ц”, “Кучково поле” 1999.

Тернер Дж. Структура социологической теории. - М.,1985.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -- М., 1991.

Фрейд 3. “Я” и “Оно”.Труды разных лет. Кн.I.и II - Тбилисси, 1991.

Фролов С. С. Социология: Учебник. М.: 1999.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.

Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.:Просвещение,1989.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. - Питер, - 1997.

Чалидзе В. Право и образное мышление //Человек.-1990.-№ 3.

Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных нау-ках //Американская социологическая мысль. - М.:МГУ,1994.

Шпакова Р. Макс Вебер и Вернгер Зомбарт о западноевропей-ском капитализме //Социологические исследования-1992.-№ 12.

Юнг К. Архетип и символ. - М.,1991.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: