Интерпретация стихотворения

Игорь Северянин «Черный квадрат»

Содержание

Интерпретация стихотворения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

Интерпретация стихотворения

Автор стихотворения Игорь Васильевич Лотарев (Северянин- псевдоним)- один из самых ярких, неординарных поэтов Серебряного века. Он являлся основателем и душой  футуризма, литературного течения, возникшего в начале 20 века. В поэтическом словаре Северянина в 1911 году появилось словосочетание «эго-футуризм», обозначавшее весьма наивную, в  понимании поэта, философию индивидуализма и эгоцентризма. Не случайно  в одном из своих стихотворений («Соловей»,1923 г.)  Игорь Северянин писал:

                                                            Моя двусмысленная слава

                                                           Двусмысленна не потому,

                                                           Что я превознесен неправо,

                                                           Не по таланту своему,-

                                                           А потому, что явный вызов

                                                           Условностям - в моих стихах

                                                           И ряд изысканных сюрпризов

                                                           В капризничающих словах...

Эго-футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира с его классическими традициями в литературе и искусстве. Искусство для них (в частности, поэзия) было способом самовыражения.

  Что стоит только одна фраза Северянина:

                                           Я - гений, Игорь Северянин…

А стихотворение с таким оригинальным названием, как «Квадрат квадратов», можно считать типичным примером этого литературного течения.

«Квадрат квадратов». В памяти возникает ассоциация со знаменитым   «Черным квадратом» Казимира Малевича. Есть ли между ними связь? В чем она выражается?

 Квадрат. Равносторонний прямоугольник, показатель степени, равный двум. Устойчивая, замкнутая геометрическая фигура.

«SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» - магический квадрат римлян - читать который можно было с любой стороны  и всегда с одинаковым результатом. Это позволяет предположить, что целью автора было не только описание чувств лирического героя, но и «игра слов», попытка составить нечто, подобное римскому квадрату.

Стихотворение представляет собой четыре строфы с повторяющимися 27 словами в каждом четверостишье. Что такое число 27? Это 3 в кубе. То есть из этих слов можно составить куб со стороной в три слова.

Смысл стихотворения заключается в изображении печальной судьбы человека, вероятно, поэта (продолжение традиций  А.С.Пушкина и  М.Ю.Лермонтова и др. в раскрытии темы поэта и поэзии, роли поэта в жизни общества), «заплутавшего меж поэм и тревог» и не видящего выхода в сложившейся ситуации. 

                                   Никогда ни о чем не хочу говорить…

                                О, поверь!- я устал, я совсем изнемог…

                                Был года палачом,- палачу не парить…

                                Точно зверь заплутал меж поэм и тревог

Первая строка возвращает нас к «Черному квадрату» Малевича. «Никогда ни о чем не хочу говорить…», то есть вечно молчать, быть немым, но «молчанием» «говорить»  

 по-другому, другим языком - языком чувств и ощущений.

 В своем молчании лирический герой   отгораживается от мира, света, желая остаться наедине с собой - то есть делает то, к чему побуждает Малевич в своей картине, ибо, как известно, она (картина), во- первых, имеет еще и другое название- «Победа над солнцем» ( словно отражает стремление героя закрыть для себя солнце), а, во- вторых, «Черный квадрат» нем, глух, но вместе с этим способен рассказать многое, отражая душу зрителя и преломляя ее через призму себя, так же, как воздействует на читателя и стихотворение

«Квадрат квадратов» И. Северянина.

      К кому обращается лирический герой? К читателю, к любимой, к самому себе, к Богу? Как искренне звучит этот призыв, не изменяющийся, но усиливающийся интонационно по мере произнесения в последующих строфах: «О, поверь!» 

Надежда, боль, отчаяние, осуждение, отрезвление звучат в следующей строке:

                              Был года палачом,- палачу не парить…

Палач-мучитель, угнетатель. Палач-исполнитель пыток, смертных приговоров. Подвластный человек. Вряд ли в прямом смысле можно воспринимать эту фразу в стихотворении Северянина. Палачом лирический герой быть не может, однако он вполне может быть палачом искусства, что напрямую связано с самим течением эго-футуризма, т.к. эго-футуризм не только противопоставлял себя предыдущим течениям (символизму и акмеизму), но и полностью отрицал их, т.е. был их «палачом», стремясь уничтожить все, что не находило отражения в «эго» его приверженцев. Отрицая все, что до него было в искусстве, заполнял   мировое пространство лишь собой, своим «я». Но человек, замыкающий весь мир на себе, годами исполняющий некий приговор - заказ общества, не только убивал веру в будущее в людях, но и себя лишал этой уверенности, -  такой человек гармоничным  быть не может. Вот почему звучит фраза: «…палачу не парить». В картине Малевича тоже нет гармонии, и то напряжение, которое ощущает зритель, смотря на картину (а, вернее, смотря в черный квадрат), соответствует ощущению от чтения данной строки стихотворения «Квадрат квадратов». Уместно здесь вспомнить Мастера из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», человека, осознавшего невозможность подняться к высотам, высоким целям искусства, видящего счастье только в покое:

 «Награди меня покоем, ибо света я не достоин», - просит Мастер Воланда.

«Легкость и парение есть свобода»,- пишет Э. Фромм в своей книге

«Бегство от Свободы». Человек, замкнувшийся в себе, в своем «эго», скорее бежит от свободы, чем обретает ее. И этим он напоминает загнанного зверя, образом которого заканчивается первая строфа стихотворения:

                                                    Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…  

Слово «зверь» вызывает множество ассоциаций:

                                        жестокий, кровожадный хозяин леса;

                                        загнанный зверь, травимый охотниками;

                                        испуганный зверь, мечущийся в поисках спасения,

                                        но не находящий ничего, кроме смерти.

Зверь живет лишь инстинктами, а лирический герой - разумом и чувствами, что и обуславливает невозможность человека выйти за рамки жизни, за рамки квадрата, уподобиться зверю, повинующемуся не разуму, а инстинкту, не желанию, а судьбе.

И еще одна ассоциация рождается при чтении этой строчки: у Врубеля в картине

«Демон», демон - чудовище только внешне кажется ужасным, отталкивающим, а под этой маской скрывается существо страдающее, испуганное и одинокое, как лирический герой а «Квадрате…»  Игоря Северянина.

   Следующие три строфы являются «кривыми зеркалами» по отношению к предыдущей. Поэт играет со словами, меняя их местами, что позволяет ему заставить читателя вновь и вновь испытывать те ощущения, которые он

 (читатель) переживал при чтении первой строфы. Но эти ощущения не одинаковы, т.к., меняя слова и части предложения местами (используя инверсию), автор делает акцент на разных сторонах  «эго» и изменяет, накаляет атмосферу стихотворения от его начала до заключительных строк, благодаря чему стихотворение не становится скучным и однообразным, как если бы поэт просто повторил все четыре строфы без изменения.

Можно представить,  что четыре строфы Северянина – это четыре стороны квадрата: они на первый взгляд одинаковы, но на самом деле все  разные, а вместе составляют единое целое- квадрат, замкнутое пространство, из которого не в состоянии вырваться лирический герой, он находится в тупике, в клетке, в тюрьме, т.к. все, что он делал и делает, не имеет смысла, и ничего нельзя уже изменить. Он становится истинным королем квадратов – «Квадратом квадратов».  За рамку «Черного квадрата»  К. Малевича также невозможно выйти: картина  затягивает зрителя вовнутрь, как в стихотворении Северянина герой попадает в лабиринт и не может вырваться оттуда,  и доходит  до душевного изнеможения, моральной и физической усталости.

Если бы подобное стихотворение писал В.В. Маяковский, ритм его стиха скорее всего выглядел бы, как кардиограмма человека с больным сердцем, а Игорь Северянин превратил свое стихотворение в вальс ноющей боли от нерешенных проблем лирического героя и от невозможности что-либо изменить в собственной жизни, от потерянности в  омуте запутанных тропинок («меж поэм и тревог») и от невиденья смысла жизни («я устал, я совсем изнемог».

 Анапест - трехсложный размер, по ритму напоминающий вальс, абсолютно без единого пиррихия,  с перекрестной мужской рифмой, представляет в данном случае стихотворение «Квадрат квадратов», построенного по строгим канонам стихосложения.  В. Набоков об анапесте сказал: «А хочешь петь - в эоловом размахе анапеста - звон лютен и ветрил…» В эоловом размахе  анапеста пишет Северянин об одиночестве и непонимании. Горечью, разлитой по всему стихотворению, «Квадрат квадратов» напоминает «Классические розы», написанные поэтом гораздо позже, в 1925 году. Тема разочарования жизнью прошла через все творчество поэта (15 лет разделяют эти стихотворения). Эта тема не оставила его в конце жизни, а, напротив, приобрела завершенность:

  В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

 Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

                                                   

Прошли лета, и всюду    льются слезы…

             Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…

             Как хороши, как свежи ныне розы

             Воспоминаний о минувшем дне!

            Но дни идут - уже стихают грозы.

            Вернуться в дом Россия ищет троп…

            Как хороши, как свежи будут розы,

            Моей страной мне брошенные в гроб!

 

И в заключение необходимо сказать о языковых   особенностях стихотворения  

И. Северянина.

       «Каждое стихотворение, - отмечал А. Блок,- это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды, из-за них и существует стихотворение». Так какие же это слова, на которых растянуто покрывало стихотворения? Вот они: никогда, ни, о, чем, не, хочу, говорить, о, поверь, я, устал, я, совсем, изнемог, был, года, палачом, палачу, не, парить, точно, зверь, заплутал, меж, поэм, и, тревог. Их 27, и повторяются они в четырех строфах стихотворения, доказывая правомерность названия

«Квадрат квадратов», т. к.  квадрат является основой  композиции стихотворения.

 

 

Если взять только первые строчки каждой из четырех строф, можно сделать интересное наблюдение:

 

            1            2       3        4

                   Никогда ни о чем не хочу говорить…     

2            1            4            3   

Ни о чем никогда говорить не хочу…

3            4       1         2

                  Не хочу говорить никогда ни о чем…

                         4            3       2         1

Говорить не хочу ни о чем никогда!

(Соединив линией все повторяющиеся слова в данном четверостишье, мы получим 6 квадратов, что соответствует 6 сторонам куба)

 

 

  Это прослеживается и в других строчках  стихотворения. В результате получается оригинальное сочетание четырех кубов (наподобие известного кубика Рубика), что доказывает строгость и совершенство формы стихотворения.

 

«Квадрат квадратов» не изобилует средствами выразительности.

Можно отметить:

Метафоры –

«был года палачом»,

«палачу не парить»,

«заплутал меж поэм и тревог»;

одно сравнение - «точно зверь»;

два синонима в градации: «я устал, я совсем изнемог».

Отсутствие эпитетов не умаляет образность и красоту стихотворения, напротив, это позволяет сконцентрироваться на проблеме произведения.

 А вот использование большого количества многоточий помогает понять состояние полной растерянности лирического героя и вместе с постановкой восклицательных знаков и многоточий  в четвертой строфе - ощущение взрыва чувств, недосказанности, безнадежности и, может быть, трагедии в жизни героя. Об этом говорит и интонация стихотворения: от шепота в первой строфе до почти крика в последней строфе.

Обратим также внимание на восклицание лирического героя: «О, поверь!»

В каждой последующей строфе эта фраза сдвигается от начала строчки до конца строчки

1-2-3-4

(Мольба-просьба-требование- приказ)

Это доказывает, что образы Игоря Северянина не только звучны и зримы, но и материальны, фактурны, осязаемы.

Северянин не использует в стихотворении ни одного слова, обозначающего цвет, но с помощью ассоциаций (палач, зверь) легко можно увидеть красный (цвет крови) и черный(цвет смерти).

Кольцевая композиция еще раз подчеркивает замкнутость и ограниченность пространства стихотворения и неразрешимость проблемы лирического героя.

     Стихотворение Игоря  Северянина поражает своей оригинальностью, математической точностью, четкостью композиции, музыкальностью.

Работа над стихотворением «Квадрат квадратов» дает возможность говорить о таланте, самобытности поэта и сожалеть о том, что Игорь Северянин незаслуженно  обойден вниманием читателей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: