Игорь Северянин «Черный квадрат»
Содержание
Интерпретация стихотворения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
Интерпретация стихотворения
Автор стихотворения Игорь Васильевич Лотарев (Северянин- псевдоним)- один из самых ярких, неординарных поэтов Серебряного века. Он являлся основателем и душой футуризма, литературного течения, возникшего в начале 20 века. В поэтическом словаре Северянина в 1911 году появилось словосочетание «эго-футуризм», обозначавшее весьма наивную, в понимании поэта, философию индивидуализма и эгоцентризма. Не случайно в одном из своих стихотворений («Соловей»,1923 г.) Игорь Северянин писал:
Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесен неправо,
Не по таланту своему,-
|
|
А потому, что явный вызов
Условностям - в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах...
Эго-футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира с его классическими традициями в литературе и искусстве. Искусство для них (в частности, поэзия) было способом самовыражения.
Что стоит только одна фраза Северянина:
Я - гений, Игорь Северянин…
А стихотворение с таким оригинальным названием, как «Квадрат квадратов», можно считать типичным примером этого литературного течения.
«Квадрат квадратов». В памяти возникает ассоциация со знаменитым «Черным квадратом» Казимира Малевича. Есть ли между ними связь? В чем она выражается?
Квадрат. Равносторонний прямоугольник, показатель степени, равный двум. Устойчивая, замкнутая геометрическая фигура.
«SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» - магический квадрат римлян - читать который можно было с любой стороны и всегда с одинаковым результатом. Это позволяет предположить, что целью автора было не только описание чувств лирического героя, но и «игра слов», попытка составить нечто, подобное римскому квадрату.
Стихотворение представляет собой четыре строфы с повторяющимися 27 словами в каждом четверостишье. Что такое число 27? Это 3 в кубе. То есть из этих слов можно составить куб со стороной в три слова.
|
|
Смысл стихотворения заключается в изображении печальной судьбы человека, вероятно, поэта (продолжение традиций А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова и др. в раскрытии темы поэта и поэзии, роли поэта в жизни общества), «заплутавшего меж поэм и тревог» и не видящего выхода в сложившейся ситуации.
Никогда ни о чем не хочу говорить…
О, поверь!- я устал, я совсем изнемог…
Был года палачом,- палачу не парить…
Точно зверь заплутал меж поэм и тревог …
Первая строка возвращает нас к «Черному квадрату» Малевича. «Никогда ни о чем не хочу говорить…», то есть вечно молчать, быть немым, но «молчанием» «говорить»
по-другому, другим языком - языком чувств и ощущений.
В своем молчании лирический герой отгораживается от мира, света, желая остаться наедине с собой - то есть делает то, к чему побуждает Малевич в своей картине, ибо, как известно, она (картина), во- первых, имеет еще и другое название- «Победа над солнцем» ( словно отражает стремление героя закрыть для себя солнце), а, во- вторых, «Черный квадрат» нем, глух, но вместе с этим способен рассказать многое, отражая душу зрителя и преломляя ее через призму себя, так же, как воздействует на читателя и стихотворение
«Квадрат квадратов» И. Северянина.
К кому обращается лирический герой? К читателю, к любимой, к самому себе, к Богу? Как искренне звучит этот призыв, не изменяющийся, но усиливающийся интонационно по мере произнесения в последующих строфах: «О, поверь!»
Надежда, боль, отчаяние, осуждение, отрезвление звучат в следующей строке:
Был года палачом,- палачу не парить…
Палач-мучитель, угнетатель. Палач-исполнитель пыток, смертных приговоров. Подвластный человек. Вряд ли в прямом смысле можно воспринимать эту фразу в стихотворении Северянина. Палачом лирический герой быть не может, однако он вполне может быть палачом искусства, что напрямую связано с самим течением эго-футуризма, т.к. эго-футуризм не только противопоставлял себя предыдущим течениям (символизму и акмеизму), но и полностью отрицал их, т.е. был их «палачом», стремясь уничтожить все, что не находило отражения в «эго» его приверженцев. Отрицая все, что до него было в искусстве, заполнял мировое пространство лишь собой, своим «я». Но человек, замыкающий весь мир на себе, годами исполняющий некий приговор - заказ общества, не только убивал веру в будущее в людях, но и себя лишал этой уверенности, - такой человек гармоничным быть не может. Вот почему звучит фраза: «…палачу не парить». В картине Малевича тоже нет гармонии, и то напряжение, которое ощущает зритель, смотря на картину (а, вернее, смотря в черный квадрат), соответствует ощущению от чтения данной строки стихотворения «Квадрат квадратов». Уместно здесь вспомнить Мастера из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», человека, осознавшего невозможность подняться к высотам, высоким целям искусства, видящего счастье только в покое:
«Награди меня покоем, ибо света я не достоин», - просит Мастер Воланда.
«Легкость и парение есть свобода»,- пишет Э. Фромм в своей книге
«Бегство от Свободы». Человек, замкнувшийся в себе, в своем «эго», скорее бежит от свободы, чем обретает ее. И этим он напоминает загнанного зверя, образом которого заканчивается первая строфа стихотворения:
Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…
Слово «зверь» вызывает множество ассоциаций:
жестокий, кровожадный хозяин леса;
загнанный зверь, травимый охотниками;
|
|
испуганный зверь, мечущийся в поисках спасения,
но не находящий ничего, кроме смерти.
Зверь живет лишь инстинктами, а лирический герой - разумом и чувствами, что и обуславливает невозможность человека выйти за рамки жизни, за рамки квадрата, уподобиться зверю, повинующемуся не разуму, а инстинкту, не желанию, а судьбе.
И еще одна ассоциация рождается при чтении этой строчки: у Врубеля в картине
«Демон», демон - чудовище только внешне кажется ужасным, отталкивающим, а под этой маской скрывается существо страдающее, испуганное и одинокое, как лирический герой а «Квадрате…» Игоря Северянина.
Следующие три строфы являются «кривыми зеркалами» по отношению к предыдущей. Поэт играет со словами, меняя их местами, что позволяет ему заставить читателя вновь и вновь испытывать те ощущения, которые он
(читатель) переживал при чтении первой строфы. Но эти ощущения не одинаковы, т.к., меняя слова и части предложения местами (используя инверсию), автор делает акцент на разных сторонах «эго» и изменяет, накаляет атмосферу стихотворения от его начала до заключительных строк, благодаря чему стихотворение не становится скучным и однообразным, как если бы поэт просто повторил все четыре строфы без изменения.
Можно представить, что четыре строфы Северянина – это четыре стороны квадрата: они на первый взгляд одинаковы, но на самом деле все разные, а вместе составляют единое целое- квадрат, замкнутое пространство, из которого не в состоянии вырваться лирический герой, он находится в тупике, в клетке, в тюрьме, т.к. все, что он делал и делает, не имеет смысла, и ничего нельзя уже изменить. Он становится истинным королем квадратов – «Квадратом квадратов». За рамку «Черного квадрата» К. Малевича также невозможно выйти: картина затягивает зрителя вовнутрь, как в стихотворении Северянина герой попадает в лабиринт и не может вырваться оттуда, и доходит до душевного изнеможения, моральной и физической усталости.
|
|
Если бы подобное стихотворение писал В.В. Маяковский, ритм его стиха скорее всего выглядел бы, как кардиограмма человека с больным сердцем, а Игорь Северянин превратил свое стихотворение в вальс ноющей боли от нерешенных проблем лирического героя и от невозможности что-либо изменить в собственной жизни, от потерянности в омуте запутанных тропинок («меж поэм и тревог») и от невиденья смысла жизни («я устал, я совсем изнемог».
Анапест - трехсложный размер, по ритму напоминающий вальс, абсолютно без единого пиррихия, с перекрестной мужской рифмой, представляет в данном случае стихотворение «Квадрат квадратов», построенного по строгим канонам стихосложения. В. Набоков об анапесте сказал: «А хочешь петь - в эоловом размахе анапеста - звон лютен и ветрил…» В эоловом размахе анапеста пишет Северянин об одиночестве и непонимании. Горечью, разлитой по всему стихотворению, «Квадрат квадратов» напоминает «Классические розы», написанные поэтом гораздо позже, в 1925 году. Тема разочарования жизнью прошла через все творчество поэта (15 лет разделяют эти стихотворения). Эта тема не оставила его в конце жизни, а, напротив, приобрела завершенность:
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
И в заключение необходимо сказать о языковых особенностях стихотворения
И. Северянина.
«Каждое стихотворение, - отмечал А. Блок,- это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды, из-за них и существует стихотворение». Так какие же это слова, на которых растянуто покрывало стихотворения? Вот они: никогда, ни, о, чем, не, хочу, говорить, о, поверь, я, устал, я, совсем, изнемог, был, года, палачом, палачу, не, парить, точно, зверь, заплутал, меж, поэм, и, тревог. Их 27, и повторяются они в четырех строфах стихотворения, доказывая правомерность названия
«Квадрат квадратов», т. к. квадрат является основой композиции стихотворения.
Если взять только первые строчки каждой из четырех строф, можно сделать интересное наблюдение:
1 2 3 4
Никогда ни о чем не хочу говорить…
2 1 4 3
Ни о чем никогда говорить не хочу…
3 4 1 2
Не хочу говорить никогда ни о чем…
4 3 2 1
Говорить не хочу ни о чем никогда!
(Соединив линией все повторяющиеся слова в данном четверостишье, мы получим 6 квадратов, что соответствует 6 сторонам куба)
Это прослеживается и в других строчках стихотворения. В результате получается оригинальное сочетание четырех кубов (наподобие известного кубика Рубика), что доказывает строгость и совершенство формы стихотворения.
«Квадрат квадратов» не изобилует средствами выразительности.
Можно отметить:
Метафоры –
«был года палачом»,
«палачу не парить»,
«заплутал меж поэм и тревог»;
одно сравнение - «точно зверь»;
два синонима в градации: «я устал, я совсем изнемог».
Отсутствие эпитетов не умаляет образность и красоту стихотворения, напротив, это позволяет сконцентрироваться на проблеме произведения.
А вот использование большого количества многоточий помогает понять состояние полной растерянности лирического героя и вместе с постановкой восклицательных знаков и многоточий в четвертой строфе - ощущение взрыва чувств, недосказанности, безнадежности и, может быть, трагедии в жизни героя. Об этом говорит и интонация стихотворения: от шепота в первой строфе до почти крика в последней строфе.
Обратим также внимание на восклицание лирического героя: «О, поверь!»
В каждой последующей строфе эта фраза сдвигается от начала строчки до конца строчки
1-2-3-4
(Мольба-просьба-требование- приказ)
Это доказывает, что образы Игоря Северянина не только звучны и зримы, но и материальны, фактурны, осязаемы.
Северянин не использует в стихотворении ни одного слова, обозначающего цвет, но с помощью ассоциаций (палач, зверь) легко можно увидеть красный (цвет крови) и черный(цвет смерти).
Кольцевая композиция еще раз подчеркивает замкнутость и ограниченность пространства стихотворения и неразрешимость проблемы лирического героя.
Стихотворение Игоря Северянина поражает своей оригинальностью, математической точностью, четкостью композиции, музыкальностью.
Работа над стихотворением «Квадрат квадратов» дает возможность говорить о таланте, самобытности поэта и сожалеть о том, что Игорь Северянин незаслуженно обойден вниманием читателей.