Московский Патриархат
Московская епархия
Коломенская Духовная семинария
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
НАПИСАНИЮ
СЕМЕСТРОВЫХ СОЧИНЕНИЙ
ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ
Утверждаю на заседании педсовета
«___»________________________г.
Протокол N____________________
Ректор семинарии_______________
Коломна
2006
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Семестровое сочинение - богословская или историческая учебная работа научного характера, которая пишется студентами семинарии один или два раза в семестр.
В ходе написания семестрового сочинения студенты учатся: пользоваться библиографическими указателями по богословским и смежным светским дисциплинам; работать с основным объемом источников и литературы по теме и записывать нужную информацию; грамотно излагать состояние изучаемого вопроса в богословской литературе на современном этапе на основе ее анализа; использовать соответствующие теме методы научного исследования; правильно оформлять и редактировать научный текст.
|
|
Семестровое сочинение, как богословская или историческая учебная работа, представляет интерес только тогда, когда она опирается на достаточную источниковую базу и её автор хорошо знаком с содержанием базовых источников и литературы и обладает элементарными навыками их анализа.
Несомненными достоинствами семестровой работы также можно считать: строгую последовательность, логичность изложения, аргументированность, глубину мысли, грамотное оформление и академический стиль повествования.
Примерный список научной литературы по теме сочинения устанавливает преподаватель. В него должны входить не менее 5 источников и других сочинений богословского, исторического характера. Примерный объем семестрового сочинения - 8 -10 тетрадных или 6-8 машинописных страниц. Работы печатаются на компьютере через полтора межстрочных интервала шрифтом 14 Times New Roman на одной стороне листа формата А4. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое -30 мм, правое - 10 мм, нижнее- 20 мм, верхнее - 15 мм. Студенты 3-4 курсов подают работы только в напечатанном виде. Студенты 1-2 курсов могут представить работы в рукописном виде.
Семестровое сочинение оценивается преподавателями двух учебных дисциплин: по указанному в работе предмету и по русскому языку. В том случае, если работа оценивается оценкой «неудовлетворительно» по русскому языку или неверно оформлена (не указаны ссылки на источники, неверно оформлены титульный лист, план и список), работа считается неудовлетворительной в целом и возвращается на доработку.
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СЕМЕСТРОВОГО СОЧИНЕНИЯ
|
|
Семестровое сочинение должно иметь совершенно определенную структуру, тесно связанную с основными этапами его подготовки. Процесс написания семестрового сочинения является творческим и с трудом поддается формализации, однако можно предложить следующую схему, позволяющую прояснить хотя бы в самом общем виде, что требуется от студентов при работе с текстами.
Этап 1. Выбор темы и подбор источников: текстов Священного Писания, творений святых отцов, других источников и литературы.
Этап 2. Составление конспектов и подбор цитат по выбранным текстам.
Этап 3. Определение целей и задач работы, подготовка плана, введения.
Этап 4. Анализ выбранных текстуальных отрывков с использованием конспектов, формулировка и подтверждение выводов.
Этап 5. Сверка цитат и ссылок. Оформление работы.
Этап 1. Выбор темы и источников
Прежде всего следует верно выбрать тему.
Опираться в этом случае следует на личные познания в изучаемых областях науки, интерес к данной теме (проблеме) и на наличие литературы в доступных библиотеках.
Среди предложенных тем могут быть широкие и узкие, простые и сложные темы. При раскрытии широких и сложных тем автор должен, кроме глубокого знания предмета, проявить аналитические способности, уметь моделировать сложные по структуре и содержанию тексты.
Под широкой темой понимают широкий охват событий, лиц, понятий. Например. "Великие святители Восточной Церкви IV - V вв.", "Светская власть римских пап", "Нравственно-религиозная жизнь Римской Церкви в XI - XV вв.". Главная трудность в написании сочинений на такие темы - большой объем информации, которую необходимо аналитически переработать, суметь выделить главное, не утонуть в деталях, но и не упустить важных моментов. Здесь вам поможет правильно выбранный метод - способ, путь изложения материала (хронологический -изображение событий в порядке их последовательности по времени, ретроспективный обратная последовательность, от настоящего к прошлому, индуктивный - описание отдельных фактов, событий с последующим обобщением, сопоставительный - изложение материала в его сравнении).
Сложные темы предполагают сопоставление идей, направлений, явлений, объяснение сложных, малоизученных понятий и явлений или обоснование собственной позиции по одной из актуальных проблем современности. Общий признак сложных тем -отсутствие исчерпывающей литературы по данному вопросу, что влечет за собой необходимость не только самостоятельного изложения, но и интерпретации и обобщения. Например, "Покаяние как добродетель в изложении богослужебных текстов Постной Триоди", "Отцы-каппадокийцы и их роль в подготовке и проведении II Вселенского собора", "Пантеизм Эриугены в контексте общего отношения христианского средневековья к неоплатонизму", "Предызображение Новозаветной Церкви в пророческих книгах Священного Писания Ветхого Завета". Чаще всего такие темы предлагаются для написания сочинений на старших курсах.
Если вы только приступаете к изучению предмета, то советуем Вам не использовать ни широких, ни сложных тем, а остановиться на одной из простых и узких тем, например: «Грехопадение человека в раю и его последствия», «Жизнь Ноя после потопа», «Начало истории еврейского народа».
После выбора темы тщательно отбираются те отрывки из Священного Писания или других источников и сочинений богословского характера, которые имеют отношение к теме.
Несмотря на то, что предполагаемое количество используемых источников и исследований может не превышать пяти, следует подобрать как можно больше текстов, имеющих отношение к выбранной теме, чтобы в процессе чтения у Вас сложилось полное представление о предмете исследования. В дальнейшем вы сможете выбрать из всего круга литературы и источников наиболее важные и нужные. Начинать чтение следует с простых и доступных для понимания текстов.
|
|