Общее понятие об источниках и специальных исследованиях

Традиционно используемые в научной работе тексты делятся на две большие группы: источники и специальные исследования или монографии.

Письменные источник это текст (документ), созданный в определенную историческую эпоху и в той или иной степени отражающий особенности, свойственные данной эпохе. Источник содержит в себе информацию о людях, живших в определенную историческую эпоху, о конкретном историческом времени, месте и т.д. Источник - это часть исторического прошлого, историческое свидетельство об определенной эпохе и определенной культуре, об исследуемых событиях или явлениях. Источник может быть собственно исторического характера, отражать определенную культурную традицию, выражать определенный духовный опыт. Источник появляется во время, близкое к событиям, интересующим исследователя, или возникает в рамках исследуемой культурной или духовной традиции; автор данного источника часто является свидетелем этих событий или носителем определенной традиции.

Виды письменных источников очень разнообразны: Священное Писание, святоотеческие творения, литургические тексты, соборные акты, документы канонического характера, древние церковные истории, летописи, законодательные акты, официальная деловая документация, публицистика, периодическая печать, а также источники личного происхождения (мемуары, дневники, переписка). Нужно сразу обратить внимание на то, что любой исторический источник относится к одной из двух категорий: это либо уже опубликованные материалы, либо материалы, до сих пор находящиеся в каком-либо архиве (государственном или личном) и еще не известные широкому читателю (не введенные в общенаучный оборот).

Главный источник, с которым работают студенты-богословы - это Священное Писание. Анализ тех или иных текстов Писания составляет основное содержание семестровых сочинений. Если речь идет об учебной работе по Новому Завету, то главная цель такого сочинения будет заключена в правильном выборе «опорных» текстов Писания, т.е. текстов, относящихся к данной теме, и их анализе.

Анализ евангельского текста складывается из нескольких составляющих.

Во-первых, это анализ самого текста или его переводов, т.е. анализ основных понятий, являющихся для данного отрывка или целой совокупности отрывков ключевыми, а также определение значения этих понятий в локальном контексте (данный евангельский эпизод) и глобальном контексте (Евангелие и Евангельское учение в целом). Во-вторых, это работа с толкованиями данного отрывка. Эти толкования (экзегеза) возникли в разные исторические эпохи и могут принадлежать очень разным людям. Для нас в первую очередь важны самые авторитетные толкования, принадлежащие святым отцам и известным церковным учителям. В этом смысле творения святых отцов для православного богословия -второй по значимости источник исследования, который обязательно присутствует в любой богословской работе.

Эта работа только тогда может быть признана удовлетворительной, когда содержит в себе анализ дополнительных сведений, актуальных для выбранной темы. Это сведениях исторического характера (историко-политический контекст эпохи, государственное устройство, социальные группы, промышленность и торговля, деньги, философские и богословские школы, состояние образования и т.д.), бытовые реалии эпохи (брак, семья. домашний уклад, питание, используемые системы мер и весов и т.д.), реалии географического характера (ориентация в карте Святой Земли, география тех или иных путешествий, крупные экономические и культурные центры и т.д.).

 

Результатом такой аналитической работы должно стать понимание студентом значения тех или иных текстов Священного Писания для выбранной темы или проблемы, а также понимание того, как данная проблема воспринимается Церковью и разрешается в контексте церковного учения.

Кроме текстов Священного Писания и святоотеческих творений студент-богослов в своей работе сталкивается с источниками другого рода. Их можно разделить на две большие группы.

Во-первых, это источники, которые можно назвать историческими в узком смысле слова: церковные летописи (хроники), деяния вселенских и поместных соборов, агиографические памятники (мученические акты, жития святых).

Во-вторых, это очень важная группа литургических источников. Это т.н. евхологии (т.е. сборники молитв, в первую очередь чинопоследования литургии и таинств), гимнографические тексты (церковные песнопения, в частности, древние каноны), лекционарии (сборники ежедневных богослужебных чтений, в первую очередь библейских, но также и святоотеческих), типиконы (сборники богослужебных уставов и богослужебных указаний, монастырские уставы). Особняком здесь стоят толкования на богослужение.

Помимо источников, автор должен умело пользоваться существующей научной литературой по данной теме или проблеме. В отличие от источника, который, как уже сказано выше, является отголоском данной эпохи, свидетельством о ней, литература, состоящая из специальных научных исследований (монографий, статей, докладов и т.д.) и посвященная данному источнику или группе источников, призвана содержащийся в них материал анализировать, т.е. ставить вопрос о его происхождении, осмыслять те или иные данные, содержащиеся в источниках, пытаться реконструировать по ним исследуемую эпоху, наконец, ставить и решать вопрос о достоверности информации, содержащейся в данных источниках.

Автор должен понимать разницу между источниками и литературой и научиться определять круг источников и литературы по исследуемой теме.

 

 

Когда работа по отбору необходимых текстов и первичному ознакомлению с ними проделана, может появиться серьезная проблема: как одновременно работать с таким большим количеством разнообразных текстов? В этой ситуации будут необходимы конспекты и подобранные цитаты из прочитанных текстов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: