Этап 2. Составление конспектов и подбор цитат по выбранным текстам

 

 

Конспект - это текст, который гораздо короче исходного; он призван зафиксировать все положения, идеи, мысли первоначального текста, которые принципиально важны для изучаемой темы. Конспект воспроизводит логику автора, авторскую позицию, позволяет быстро восстановить в памяти те или иные авторские аргументы. Составление конспектов должно сопровождаться подбором содержательных и ярких цитат. Конспекты и выделенные для цитирования отрывки должны быть сразу же снабжены точными ссылками на исходный текст, для облегчения последующего оформления ссылок в тексте работы.

 

 

Этап 3. Определение целей и задач работы, подготовка плана и введения

 

 

Предполагается, что к началу этого этапа студент достаточно глубоко ознакомился с различными доступными ему текстами, имеющими отношение к изучаемой проблеме, и способен при необходимости быстро восстановить в памяти их содержание.

На этом этапе необходимо попытаться понять, какая именно проблема в выбранной теме имеет принципиальный характер, что нужно сделать, чтобы эту проблему решить. Ответ на этот вопрос что? носит специальное название - это цель работы.

Определение целей работы - важнейшее умение, которое вырабатывается в процессе
учебы. Цель - тот итоговый результат, ради которого и предпринимается данная работа
(например, пишется семестровое сочинение). Отсутствие цели всегда делает работу бессистемной и, строго говоря, бессмысленной (образцом бессмысленной работы является о списывание чужого текста или рассуждения, не связанные с темой работы).

Но помимо постановки цели следует отдавать себе отчет в том, как вы собираетесь с
этой цели достичь, с помощью каких средств. Ответ на вопрос как? также носит
специальное название - это задачи работы.

Коротко можно сказать, что в зависимости от выбранной цели в основе вашего т
сочинения будет лежать описание, повествование или рассуждение.

В основе сочинения-повествования лежит рассказ о тех или иных событиях, протекающих в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы г
сначала узнаем о развязке, а уже потом - о самом событии. Особенность научного повествования заключается в том, что в нем всегда содержится оценка явлений, событий с
или лиц, т.е. повествование включает элементы рассуждения. Из возможных тем для с
сочинения-повествования укажем следующие: «События в городе Содом», «Бегство
Иакова из дома отца», «Искушения Господа Иисуса Христа», «История Унии на Украине и
в Польше после смерти Иосифа Семашко».

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертывать повествование (выехали, прибыли, встретили, оповестили, продолжали, рассказали, покрестили и т.д.). В таких текстах часто встречаются повторы глаголов речи (сказал, говорил, повествовав, выразил), движения (прибыл, поехал, выдвинулся), личных местоимений (он, она, они) и существительных, обозначающих субъектов повествования. Обратите внимание на необходимость устранения в ходе редактирования такого рода повторов.

Отбор фактического материала и построение сюжета в повествовании должны быть
подчинены единой глубокой мысли, выражающей основную идею сочинения, ради которой, собственно, и велось повествование.

Рассмотрим примерные темы описательного характера. Описание - это изображение <= какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных г признаков. Описываются различные идеи, понятия, явления: "Таинства покаяния и Евхаристии в Древней Церкви", "Споры о времени празднования Пасхи", "Устройство жизни в первой христианской общине", "Почитание Пресвятой Девы Марии, мучеников, святых и ангелов в Древней Церкви", "Светская власть римских пап", "Нравственно-религиозная жизнь Римской Церкви в XI - XV вв.". Цель таких работ — описать характерные черты, свойства тех или иных явлений (идей), выделить среди них главные, определяющие, и второстепенные, правильно систематизировать полученный материал. При описании важно соблюдать требования точности, ясности, наглядности, последовательности в изображении предмета. Научное описание, как правило, включает в себя элементы повествования (например, иллюстрацию какого-либо свойства предмета речи), рассуждения (оценочные размышления автора статьи, монографии или ваши собственные размышления).

Сочинение-рассуждение встречается чаще всего трех видов:

- объяснение неясного, малоизученного вопроса,

- выведение нового знания путем логического построения (основная мысль чаще всего
завершает цепь логических построений),

- доказательство истинности суждения (основная мысль, тезис, содержится в самом начале рассуждения).

Важно, чтобы в тексте между тезисом (основной мыслью) и аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами, используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом, а также предложения с союзами и союзными словами: однако, хотя, потому что, так как.

Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи), лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия, термины).

Необходимо заметить, что сочинение-рассуждение - наиболее сложный тип речи. Чаще всего используется для написания семестровых работ на старших курсах. Такие темы нуждаются в самостоятельном осмыслении, объяснении и интерпретации. Многие из них основываются на сопоставлении явлений, требуют использования дедуктивных методов исследования. Примерные темы для работ такого типа указывались при разборе возможных сложных тем.

Определение целей и задач работы включается в ее специальный раздел, который носит название введения. Этот раздел может также содержать краткую характеристику тех текстов (евангельских отрывков, святоотеческих творений, общей и специальной литературы), которые использованы при подготовке работы.

Подводя итог этому этапу, следует отметить, что самостоятельная исследовательская работа только тогда будет осмысленной, когда она в качестве необходимого элемента включает в себя определение целей и способов их достижения. Постановка цели и определение задач исследования - творческий процесс, поэтому невозможно дать какую-то общую схему этого процесса.

 

После того как цели и задачи определены, следует составить план вашей работы: озаглавить выделенные основные части и их разделы. План может иметь несколько иерархических уровней (1.1, 1.2,... или 1.1.1, 1.1.2), если этого требует материал. Чем тщательнее будет продуман план, тем логичнее и стройнее будет работа. План должен соответствовать теме семестрового сочинения, и из него должно быть ясно раскрытие данной темы. Не составив плана, не следует приступать к написанию текста сочинения.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: