Принцип оценки | Краткое содержание | Принцип бу |
1. по первоначальной ст-ти | отражает выбор оценки для действующей орг-и по первоначальной (восстановительной) ст-ти | принцип непрерывности дея-ти |
2. по минимальной ст-ти | предполагает выбор оценки активов и доходов по низшей из возможных ст-тей, а для обяз-в и расходов – по наивысшей | принцип осмотрительности (осторожности) |
3. по ст-ти выбытия | обуславливает оценку обяз-в | принцип начисления |
4. реальность платежей | определяет оценку обяз-в в текущем учете и фин отчет-ти по фактически уплаченным суммам или суммам ожидаемых будущих выплат (рыночная ст-ть, дисконтированная ст-ть) | принцип осмотрительности |
5. постоянство методов оценки | дает возм-ть орг-и выбрать опред метод оценки, к-му она будет следовать и в будущем | принцип последовательности применения учетной политики |
6. исходя из разграничения доходов и расходов м\у отчетными периодами | позволяет выявить фин рез-т текущего периода на основании оценки тех расходов, к-ые привели к получения доходов данного периода | принцип соответствия |
7. на опред дату | предполагает, что все активы и обяз-ва будут оценены в учете на дату приобретения или переоценки, а в фин отчет-ти – на отчетную дату | принцип начисления |
Сам процесс оценки ст-ти объекта осущ-ся с учетом ограничивающих условий.
|
|
Ограничивающие условия могут складываться из:
1. выбора и исп-я подходов к оценке (доходный, затратный, рыночный)
2. особенностей объекта оценки
3. целей проведения оценки
4. применяемых методов и приемов оценки.
Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Цель нормативного регулирования бу – обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к инфе, представляющей объективную картину фин положения и рез-в дея-ти хозяйствующих субъектов.
Переход на рын систему хозяйствования потребовал разработки новых нормативных док-в, к-ые регламентируют вопросы орг-и и ведения бу, а также роли гос органов в её создании.
Уровень нормативного регулирования | Виды нормативных док-в | Орг-и, участвующие в принятии нормативных док-в |
1. законодательный | ФЗ, указы Президента РФ, постановления Прав-ва РФ | Фед собрание, Президент РФ, Прав-во РФ, Минфин РФ |
2. нормативный | положения (стандарты по бу) | Минфин РФ |
3. методический | методические указания, План счетов и Инструкция по его применению | Минфин РФ, Фед органы исполнительной власти, институт профессиональных бухгалтеров |
4. организационный | док-ты, формирующие учетную политику орг-и, прочая организационно-распорядительная документация (график документооборота, документ о лицах, имеющих права подписи) | орг-и независимо от организационно-правовых форм дея-ти |
Законодательный уровень документов составляют законы и др з\д акты, прямо или косвенно регулирующие постановку бу в орг-и, а также представление бух отчет-ти. Особое место среди док-в этого уровня занимает 129 закон «О бу», где закреплен ряд важных принципов и правил бу, определена организационная основа регулирования бу и изложены основы его ведения (начиная с первичных док-в и заканчивая представление бух отчет-ти).
|
|
Также важным док-м 1 уровня явл-ся ГК РФ. В 1 его части з\д-но закреплены многие вопросы учетной работы, такие как: наличие самостоятельного бух баланса – как необх-мый признак юр лица; обяз-ть утверждения годового бух отчета, обяз-ные случаи аудиторских заключений; понятие чистых активов, дочерних и зависимых общ-в; порядок орг-и и ликвидации различных видов юр лиц и т.п. Во 2 части ГК раскрыт механизм договорной работы, являющийся основой формирования оправдательной и первичной документации.
К группе док-в 1 уровня также можно отнести ФЗ «О гос поддержке малого предпринимательства», «Об АО», «Об ООО», в к-ых решаются важные вопросы, касающиеся отдельных моментов орг-и бу в зав-ти от особенностей организационно-правовой формы юр лица.
Также к документам 1 уровня относится Положение по ведению бу и бух отчет-ти №34-Н.
В настоящее время поэтапно разрабатывается и вводится новый Налоговый Кодекс. В нем также рассматривается ряд вопросов, связанных с ведением бу.
Нормативный уровень – 2 уровень системы нормативного регулирования бу в РФ формирует Положение по бу (стандарты). Эти док-ты утверждаются только Минфином РФ. Они призваны осветить все требования, относящиеся к раскрытию инфы в бух отчет-ти условно в разрезе 3 групп:
1. общие вопросы раскрытия инфы в бух отчет-ти
2. активы и обяз-ва орг-и
3. фин рез-ты дея-ти орг-и.
Положения фиксируют минимальные требования, к-ые предъявляет гос-во к ведению бу и составления бух отчет-ти исходя из потребностей рыночной эк-ки и мировой практики. В этих док-х обобщены принципы и базовые правила бу, обеспечивающие доступность и полезность фин инфы, изложенные осн понятие, относящиеся к отдельным участкам учета приведены возможные бух приемы без раскрытия конкретного механизма применения к опред виду дея-ти.
Методический уровень. Такое раскрытие происходит в док-х 3 уровня – методических указаниях по ведению бу. К этой группе док-в относятся метод рекомендации по планированию, учету и калькулированию с\с прод-и, р, у в промышленности, строительстве, с\х, науке и др отраслях.
Важнейшими док-ми методического уровня явл-ся: План счетов бу,инструкция по его заполнению, указания и инструкции Минфина.
Организационный уровень – 4 уровень в системе регулирования должны занимать рабочие док-ты орг-и, формирующие её учетную политику в методич, техническую и организационные аспектах. На ряду с док-м об учетной политике орг-и здесь дб представлены и др док-ты – внутр инструкции, необх-мые для успешной орг-и и ведения бу в системе упр-я орг-и.