Хозяйственные ситуации и операции как объект бух учет и предмет бух дела

Объектом измерения в бух учете выступают хоз операции, являющиеся фактом хоз дея-ти орг-и и оказывающие влияние на её фин положение.

Хоз операция – отдельная хоз действие, вызывающее изм-е в объеме, составе, размещении и исп-и ср-в, а также в составе и назначении источников этих ср-в.

Т.о. факт хоз дея-ти опред-ся как важнейшая категория бу и означает состояние, действие или событие, приводящие к констатации имеющихся в наличии ср-в и источников ср-в или к изменению в их составе.

Состояние – это наличие объекта учета на опред дату в опред месте.

Действие – факт хоз дея-ти, возникающий в рез-те целесообразных действий лиц или контрагентов, занятых в хоз процессе.

Событие – факт хоз дея-ти, возникший в рез-те к-л случайных явлений.

Группировка фактов хоз дея-ти предполагает их фиксацию, отражение инфы в первичных док-х и регистрацию их в текущем учете. Факты хоз дея-ти оказывают постоянное влияние на валюту баланса. При всем многообразии фактов хоз дея-ти осущ-х хозяйствующим субъектов в текущей, фин и инвест дея-ти, изменения происходящие под их влиянием в конечном итоге сводятся к изменениям 4 типов.

В м\н и рос практике ведения бу сущ различные классификации фактов хоз дея-ти. Основой классификаций явл-ся эк и юр содержание, отражаемого на счетах бу фактов хоз дея-ти.

Таблица 2

Классификации фактов хоз дея-ти

Признак классификации Классификационные группы
1. по отн-ю к контрагентам двусторонние и односторонние
2. по отн-ю к хозяйствующему субъекту внутренние и внешние
3. по уровню обобщенности индивидуальные и групповые
4. по времени совершения моментальные, длительные и абсолютный
5. по записи отражения на счетах простые, сложные, сторнированные, обратные, сборные, смешанные
6. по форме изображения линейные, структурные, графические, матричные
7. по степени влияния на фин положение фактически признанные и проведенные в отчетном периоде и условные
8. по закономерности и правомерности отражения правомерные и неправомерные
9. по принадлежности к отчетному периоду текущего отчетного периода и отложенные
10. по отношению к валюте баланса - изменения в активе баланса - изменения в пассиве баланса - изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения - изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения

Рега фактов хоз дея-ти в учете осущ-ся бухгалтером с применением правил бу, представляющих собой способы и методы его ведения.

Метод бух учета

Метод бух учета – разл способы и приемы, с помощью которых ведется бух учет в орг-и.

Согласно большому бух словарю к методам ведения бух учета относятся способы группировки и оценки фактов хоз дея-ти, погашение ст-ти активов, приемы орг-и документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бух учета, система регистров и иные соотв-ие способы, методики и приемы.

Составляющие эл-ты метода бух учета:

Первичное наблюдение

а) документация

Документ – это письменное свидетельство о совершении хоз операции или указание на нее исполнение.

Все документы в орг-и подразделяются на:

- распорядительные – документы такого вида содержат распоряжения на совершение к-л факта хоз дея-ти (доверенность, распоряжение)

- исполнительные – подтверждают факт совершения хоз операции (акт приема-передачи, приходные, расходные ордера, подписанные с 2-х сторон)

- комбинированные – сочетают в себе и те, и др функции

б) инвентаризация

       Инвентаризация – метод бу, который позволяет выяснить и обеспечить соотв-е учетных данных их фактич наличию

Инвентаризация различают по сфере охвата и срокам проведения

По сфере охвата:

- полная – контролю подвергаются все ср-ва орг-и

- выборочная (частичная) – охватывает лишь один вид хоз ср-в инвентаризации и может проводиться неск-ко раз в теч-и отчетного периода

По срокам проведения:

- плановая – проводится в соотв-и с ранее разработанным графиком проведения инвентаризации в установленные сроки

- внезапная – проводится по требованию ревизора, прокурора, руководителя и т.п.

Для проведения внезапной инвентаризации создается спец комиссия, которая будет составлять опись мат ценностей. Если в процессе проведения внезапной инвентаризации обнаруживаются расхождения, то составляется сличительная ведомость. При обнаружении недостачи производится списание на виновных лиц (если они установлены) или на фин рез-ты (если виновные лица не установлены). Излишки в обязательном порядке приходуются. Сличительную вед-ть и инвентаризационную опись подписывают все члены комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: