Танимов О.В., Зубрилова О.А. «Искусственные методы репродукции человека в век тотального социологизаторства: вопросы телесности и правовой аспект»

Авторы открывают доклад обращением к понятию социализации, центральным инструментом которой традиционно считается семья. Однако они отмечают, что широкое применение современных медицинских технологий не позволяет более связывать происхождение ребенка, которому придается юридическое значение, только с биологическим происхождением (кровным родством), связывая концепцию социального материнства (отцовства) с положениями действующего Семейного кодекса РФ. При этом они отмечают, что современное право, представляющее собой совокупность традиционных норм не в состоянии иногда регулировать отношения, существующие за пределами "правовых рамок". В недалеком будущем большинство отношений, нужно будет контролировать и регулировать другими способами, предполагающими введение элементов условности, возможности применения в сегодняшнем праве теории юридических фикций, разработанной немецким юристом Савиньи. В этом смысле, по их мнению, искусственные методы репродукции человека: суррогатное материнство; оплодотворение in vitro - это и есть фикция. Искусственные методы репродукции человека как юридическая фикция существуют после закрепления в Основах законодательства об охране здоровья граждан, где предусматривается право каждой совершеннолетней женщины детородного возраста на оплодотворение in vitro и имплантацию эмбриона, а также правила этих процедур. В определенной мере восполнен пробел в законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере "репродукции человека" в целом.

В заключении доклада приводится обзор зарубежной законодательной практике в этой области.

В качестве общего вывода указано, что в процессе проводимых в разных странах опытах по клонированию, изменению генного кода, трансплантации человеческих органов и т.д., обостряется проблема личностных прав, и это является в полном смысле юридически - антропологической проблемой.

Максимально интересным в рамках нашего проекта представляется доклад Ярской – Смирновой Е.Р. и   Романова П.В. «Антропология прав человека».

 Авторы рассматривают проблематику прав человека в формате антропологической академической традиции. Они отмечают, что эта проблема утвердилась в качестве одной из основных в 1980-х годов ХХ века. Столь позднее     обращение к этой тематике они объясняют релятивистской традицией изучения прав и норм в контексте исключительно локальной культуры, подвергая ее критике.

Вместе с тем, они отмечают, что в условиях современного демократического государства мы наблюдается  кризис традиционных универсалистских представлений о правах человека. Первая дилемма заключается в том, что попытки применения универсалистских норм в мультиэнических сообществах приводят к неожиданным конфликтам.  В условиях увеличения численности мусульман в европейских странах формулируется конфликт между универсалистскими правами и правами сообществ. Другим проблемным полем применения существующей ныне концепции прав человека является борьба за продвижение демократических ценностей и против угрозы терроризма, проводимая правительством США, в рамках которой    многие   универсалии прав человека и демократических ценностей подвергаются новым испытаниям. При этом авторы отмечают, что право – это не только форма мышления, система смыслов и знаков. Это еще и аппарат насилия и контроля, и права человека в этом смысле – продукт роста государств-наций. В связи с этим они призывают обратить внимание на то, как новые технологии государственного насилия и дисциплинарные бюрократизированные формы принуждения и контроля оформляют международные и местные выражения прав человека.

В завершении своего доклада они обращаются к проблеме использования социально-гуманитарных знаний при  оценке противоправных деяний в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений.

    2. Юриспруденция социальных групп: философские, правовые и гендерные подходы (с акцентом на феминистическую и маргинальную юриспруденцию)

  Чеснокова О.И. «Феминистская гуманистическая парадигма конца ХХ века и проблемы гендерной экспертизы законодательства»

Автор начинает доклад с определения феминизма   и выделения некоторых общих для него методологических принципов. Это, во-первых, принцип конструктивизма ("пол - это социальный конструкт"); во-вторых, принцип идеологизма ("главное не столько понять пол, сколько изменить существующее положение вещей"); в-третьих, принцип плюрализма ("пол также неисчерпаем, как и теории о нем"). Далее обозначается вопрос отношения к феминизму как социокультурному феномену Западе и на Востоке, которое можно определить как неоднозначное.

 Далее автор обращает внимание на проблему гендерно чувствительности существующих и принимаемых социально-экономических и политических документов.  При этом отмечается наличие перекосов в другую сторону, в данном случае в сторону идеи женской исключительности, которых можно избежать при условии прививки к феминистской гуманистической парадигме гуманистических представлений о гармоничном взаимодействии мужчин и женщин как целостных био-социо-культурных существ.

Весьма интересный доклад представила в рамках этой секции Е.М. Иванова «Телесные политики права как предмет феминиститческой юриспруденции».

Она пишет о значимости вопросов тела и телесности для теоретиков феминистской критики права. Феминистки привлекают внимание общественности к таким проблемам как домашнее насилие, изнасилования, похищения женщин, продажа женщин в сексуальное рабство, к разного рода посягательствам на личные и репродуктивные права женщин и т.д. Особое место занимают исследования той области пересечения медицины и права, которая регулирует действия непосредственно касающихся женского тела - законодательство об абортах, концепции прав эмбриона, предродовой медицинский контроль и т.д. Констатируется наличие своеобразного "сговора" права и медицины, порождающего все новые формы вмешательства и влияния на решения женщин относительно их лечения. Традиционно об этих проблемах было принято говорить в терминах прав человека - прав женщин на самоопределение, право выбора, право на телесную целостность и неприкосновенность и т.д. Такого рода отношение к проблеме стало называться политикой прав на свое тело (Right over Body). Однако, такого рода подход разделяют не все феминистки. В феминистской среде появился новый корпус идей, критически относящийся к возможности решить проблемы женской телесности в терминах "прав человека" вследствие недостатков как самого концепта "прав на тело", так и в целом концепции прав человека в более широком правовом контексте. Новый дискурс обозначили как стратегии телесных прав (bodyright strategy). Оба обозначенных подхода являются критическими по отношению к системам организации правового пространства европейских и североамериканских стран, и, обладая своей спецификой, все же не являются строго оппозиционными по отношению друг к другу.

Н.В.Тищенко–Михайлова в своем докладе «Положение женщин в Уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»  выявляет в уголовном праве латентные механизмы, которые искажают социальные роли мужчин и провоцируют сегрегацию и геттоизацию женщин. На основании анализа текста УИК  РФ, в котором все специальные оговорки относительно содержания женщины касаются создания удовлетворительных условий для прохождения беременности, периода лактации и воспитания малолетнего ребенка, автор приходит к выводу о том, что УИК РФ поддерживает систему социальной идентификации, которая требует от женщины быть включенной в структуру семьи и общества, в первую очередь, в качестве «матери». На практике законодательные инициативы в отношении беременных и имеющих малолетних детей женщин приводят к интенсификации дискриминации по половому признаку в исправительных учреждениях.  УИК РФ, по мнению докладчика, воспроизводит основополагающее объединение «женского/телесного» и «мужского/трансцендентального», которое пронизывает всю европейскую культуру начиная с нового времени.   

Гендерный анализ Уголовно-исполнительного Кодекса, проведенный автором, демонстрирует, что: 1.УИК РФ поддерживает гендерно асимметричную стратификацию и соответствующий экономический порядок, который построен на дискриминации понятия пола. 2.УИК РФ воспроизводит традиционное социо-культурное разделение на мужское и женское, выдавая его за «естественный ход вещей» благодаря натурализации репродуктивной способности женщины. 3.УИК РФ игнорирует два важных социологических концепта «родительство» и «домохозяйство» и продолжает пользоваться понятиями «материнство» и «семья», которые не соответствуют всей совокупности социокультурных артефактов современности. 4.УИК РФ может стать источником новой волны социальной нестабильности: а) разрушая ролевой плюрализм и б) симулируя и криминализируя понятие материнство.

Чтобы уменьшить влияние гендерно асимметричной политики в пенитенциарной системе, снизить опасность социального дисбаланса предлагаются следующие практические рекомендации:

1.Активное использование альтернативных лишению свободы мер наказания для осужденных независимо от их пола. 2.Формирование кардинально новой структуры социальной помощи для осужденных женщин. Социальная реабилитационная помощь должна главным образом заключаться в формировании навыков самостоятельной, активной и общеполезной деятельности, в нивелировании любых проявлений иждивенчества со стороны осужденных. 3.Для проведения на практике новой социальной политики необходимо подготовить пакет обучающих тренингов, семинаров, консультаций для работников социальных служб и кадров, работающих в пенитенциарной системе. 4.«Артельная» или «барачная» форма содержания, практикуемая в отечественных исправительных учреждениях в целях экономии, стала основой для формирования особой тюремной субкультуры, не имеющей аналогов в мировой пенитенциарной практике. 5.Чтобы провести эффективную реструктуризацию пенитенциарной системы и уменьшить женский рецидивизм, изменения социальной семейной политики должны сопровождаться расширением рынка занятости для женщин.

      Герасимова Е.Ю. «Социально-правовая защита детей, имеющих психическое заболевание»

Автор  начинает свой доклад анализом категории «нетипичные дети», к которым чаще всего   относят детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с неврологическими нарушениями, а дети с нарушениями психического здоровья зачастую находятся вне поля зрения общественности и государства. Подобное игнорирование объясняется тем, что до сих пор общество относится к данной категории детей как к "больным", имеющим "врожденную" патологию, которая выражается в неспособности к "нормальному" поведению; как к людям, "которые не поддаются обучению и у которых нет... будущего".  В результате общество пытается дистанцироваться от "инаковых" путем их изоляции в соответствующих учреждениях и изоляции их ближайшего окружения в обществе, а также путем игнорирования (замалчивания) социальных проблем этой категории детей.

 Далее  докладчик обращается к опыту европейских стран показывает, который показывает, что наиболее эффективным механизмом воздействия на общественное мнение выступает активная роль родительских ассоциаций и групп самопомощи.

Отмечается, что в современной России существенно ограничивается   право детей с нарушениями психического здоровья и их родителей на получение исчерпывающей информации по всем жизненно важным для них вопросам, что не позволяет им квалифицированно участвовать в планировании социальных услуг и в контроле над их качеством. Помимо этого, свобода выбора социальных услуг, видов и форм помощи ограничивается недостаточным количеством сервисов, занимающихся их оказанием.  В итоге это приводит к  формированию  у рассматриваемой категории детей и их родителей пассивной позиции, в недостаточной развитости социальной инфраструктуры для этих детей, отсутствии широкого, адекватного их потребностям ассортимента социальных услуг.  Все это, по мнению автора, ведет к их социальной дезадаптации, нарушению коммуникативных навыков, недостаточному владению социальным опытом.

Мехти Н.М.  представил доклад «Правовое лицемерие в азербайджанском законодательстве с точки зрения гендерной симметрии», в котором подверг жестко критике существующий в общественном сознании и проявляющийся в нормативном регулировании сексизм с патриархально склонностью, характерны для азербайджанского общества. Подобные выводы делаются им на основе проведенных    ролевых игр (символических судов).

Таким образом, в ходе гендерной экспертизы азербайджанского законодательства исследовательская группа обнаружила следующее:

- законодательные положения, призванные защитить прав женщин разбросаны в виде отдельных пунктов по разным законам;

- в силу этого, правовая поддержка женщин имеет абстрактный, нереальный, то есть декларативный характер;

- в результате правовое лицемерие получает формальное обоснование.

Ефимова И.Н. «Антропологическая деятельность законодательной власти в социальной сфере: региональный аспект»

Объектом анализа в данном исследовании выступает деятельность Законодательного собрания Нижегородской области в сфере социальной политики и нормативные акты в это области, принятые за последние десять лет.

  Курц А.В. представил доклад «Биологические, психологические и иные особенности личности преступника и их влияние на назначаемое судом уголовное наказание»

Это один из немногих докладов, подготовленных специалистом в области юриспруденции. И, тем более, интересным для нас является его анализ с точки зрения используемых автором междисциплинарных подходов.

Центральным элементом исследования является категория личности виновного, используемая законодателем в ст. 60 УК РФ в качестве  одного из критериев выбора вида и размера уголовного  наказания. Обращается внимание на необходимость собирания на стадии предварительного расследования максимально подробных и достоверных сведений, характеризующих обвиняемого.  Далее последовательно анализируются структурные элементы личности виновного, значимые при решении вопроса о назначении наказания -  биологические, социальные, психологические и правовые характеристики личности.  В заключении автор  выделяет особенности изучения личности виновного в уголовном праве в отличие от психологии.

3. Отдельные отрасли законодательства и проблемы прав человека

    Искакова Г.К. Права человека как основа права и политики современного государства

    Доклад посвящен проблеме соотношения трех базовых категории современного политико-гуманитарного знания: право, политика, права человека. Автор отмечает, что, несмотря на закрепленность в конституциях постсоветских государств широкого перечня прав и свобод человека, возможности их проявления еще не созданы.

В качестве необходимых политико-правовых условий реализации прав и свобод человека  в докладе рассматривается указываются обеспечение жизненности трех правовых принципов: верховенство права, соответствия закона праву и равенство всех перед законом. В заданном контексте автор ставит и решает вопросы о соотношении права и законодательства, права и закона, политики и права, законодательства и политики, политики и морали.

    По мнению автора, именно права человека  выступают критерием внутренней и внешней политики государства. Сочетание морального и правового факторов в политике характеризует сбалансированность общественного развития, реальность прав человека и, наоборот, конфликт правового и нравственного ведет к их ограничению, и нередко к подавлению. Права человека призваны стать эффективным инструментом регулирования общественных отношений, разрешения различных политических конфликтов. Международные стандарты прав человека должны стать нравственным эталоном внутренней и внешней политики государств.  

    Ясавеев И.Г. ставит вопрос об эффективности Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" с социологической точки зрения.  Отмечается, что и закон, и уголовное законодательство в области противодействия наркотизма выстроена по запретительно-репрессивно модели. Автор критикует используемую модель с точки зрения теории стигмы и исследует вопрос о рисках на рынке наркотических средств, ведущих к постоянному росту их стоимости. Высокая стоимость требует от производителе наркотиков агрессивно политики втягивания новых ли в их потребление.

Еще одним негативным последствием существование жесткого, запретительного закона автор помимо поддержания и расширения наркосреды, называет высокую смертности от передозировки наркотиков. Улучшение ситуации с наркотиками, по его мнению, возможно только при отношении к наркозависимым как к людям, нуждающимся в помощи, а не как к преступникам, и перенаправлении финансовых средств, затрачиваемых на силовые, запретительные меры, на осуществление эффективных программ профилактики в отношении определенных возрастных групп.

    Новикова Н.И. исследует возможности защиты прав коренных народов Севера в федеральном законодательстве. В своем докладе она указывает на новые возможности защиты прав коренных народов Севера путем включение в правовую систему государства обычаев и традиций этих народов  при решении вопросов   природопользования, в регламентации семейно-родственных отношений.

В докладе затрагивается вопрос общего порядка о соотношении и эффективности официально принятых законов и норм обычного права.

Зайцев Д.В. посвятил свой доклад антропологической экспертизе российского законодательства в области высшего образования инвалидов

Высшее образование, по мнению автора, в современном общества выступает одним из важнейших факторов социальной интеграции и мобильности человека.  Реализация данного права позволяет личности максимально проявить свои возможности и способности. С антропологической точки зрения интересным представляется насколько отечественное законодательство в области высшего образования отвечает интересам, потребностям человека, в т.ч. с ограниченными возможностями (инвалидностью).

Проведенный анализ современного российского законодательства в области высшего образования инвалидов позволил сделать следующие выводы:

На федеральном уровне законодательно закреплены гарантии беспрепятственного, равного доступа лиц с нарушениями здоровья к получению высшего образования, предусмотрена возможность социальной интеграции инвалидов.

На региональном уровне (на примере Саратовской области) законодательная база, позволяющая эффективно реализовывать права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение высшего образования, осуществлять социальную интеграцию инвалидов, отсутствует.

Реализация отдельных положений нормативно-правовых документов на практике сопряжена с определенными трудностями, связанными с финансовой необеспеченностью мероприятий, декларируемых законами.

В целом законодательство Российской Федерации в сфере социальной интеграции и высшего образования инвалидов соответствует международным стандартам обеспечения равенства возможностей, а барьеры повышения доступности высшего образования инвалидов следует искать не в нормативно-правовых документах, а в механизме их реализации.

Традицией стало явное и латентное нарушение конституционных прав инвалидов на получение полного среднего образования, высшего профессионального образования, на доступ к информационным, рекреационным и просто жизненным ресурсам окружающей среды.

Таким образом, делает общий вывод автор, с одной стороны инвалиды имеют равные права со всеми остальными людьми, с другой - государство, общество ничего не делает для того, чтобы инвалиды могли воспользоваться своими правами, реализовать их в жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: