Часть II. Средства и структура социокультурной регуляции

Социальная культурология

В двух частях

Часть 1

Пособие для студентов высших учебных заведений.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.

Введение.

Часть I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Глава I. Культура как предмет социальной культурологии.

Глава II. Становление социальной культурологии.

Часть II. СРЕДСТВА И СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.

Глава III. Культура как система духовного производства

Глава IV. Содержательные элементы духовной жизни общества: обычаи, нормы, ценности, смыслы и знания

Глава V. Структурные компоненты духовной деятельности: мифология, религия, идеология, художественная культура, наука

Глава VI. Функции культуры

Глава VII. Культура и личность

Глава VIII. Типология культур

Глава IX. Динамика культуры

Глава X. Социальные институты культуры и управление культурой

Приложение

Рекомендуемые темы семинарских занятий и рефератов с примерными вопросами к ним и литературой

Основная задача учебника — раскрыть содержание и принципы духовной деятельности как важного ком­понента социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальными отношениями. Социальная культурология дополняет гуманитарное культуроведение в общем комплексе наук об обществе и культуре. Социологический подход позволяет выявить соотноше­ние между нормой и действительностью, механизм ре­ализации ценностных ориентации и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества.

Вместе с тем культура означает и многообразие чело­веческого опыта, что делает настоятельной задачу пони­мания принципов самобытности и взаимодействия куль­тур на разных уровнях — этническом, национальном и цивилизационном, соотношения между преобладающей культурой и субкультурами. Социология культуры вы­являет специфику “ответам разных обществ на “вызов” современности, соотношение общемировых и локальных процессов в современном мире.

Данный учебник преследует не только общеобразо­вательные цели, т.е. знакомство с основами социального культуроведения как науки и его местом в системе других наук, но и введение в проблематику социокультурной жизни общества. Его концепция сложилась как ответ на духовную ситуацию в российском обществе. Освещая принципы функционирования культуры, учебник ориентирован также на то, чтобы помочь разобрать­ся в процессах, присущих российскому обществу, в ко­тором идут столь напряженные поиски идентичности и путей модернизации в сопоставлении с духовным устроением других регионов мира.

Задачей общего нормативного курса по социальной культурологии является и выявление тех исторических принципов, которые повлияли на складывание совре­менных социокультурных систем, но вместе с тем и раскрытие новейших перспективных тенденций, форми­рующих облик постиндустриального общества.

При изложении конкретного материала в учебнике проводится сопоставительный анализ культур Запада и Востока, особое внимание уделяется России, чтобы раскрыть применение принципов культурологии к про­блемам нашей страны и тем самым содействовать по­ниманию механизмов взаимодействия различных наци­ональных культур и социальных слоев, особенности на­ционального и цивилизационного устроения российско­го общества во взаимодействии с другими культурами.

Учебник написан на основе обобщения и адаптации подходов к изучению социального функционирования культуры, получивших развитие как в зарубежной, так и отечественной социологии и культурологии.

Для преподавателей и студентов университетов и колледжей, а также для всех тех, кто намерен разо­браться в социальных механизмах культуры и ее вли­янии на жизнь общества, в тех противоречивых про­цессах, которые происходят в нашем обществе и других странах.


ВВЕДЕНИЕ

Общие задачи и содержание социальной культурологии

Культурология — комплекс наук, все более упрочи­вающий свое место в теоретическом пространстве, об­разовавшемся после распада прежней ортодоксальной философско-идеологической системы, нацеленной на со­здание мировоззрения, в котором содержалось, казалось бы, целостное освещение характера природы, общества и человека. Вместо этой умозрительной системы в на­учном познании общества утверждается самостоятель­ность и взаимодействие различных наук, изучающих реальное общество, среди которых в качестве исходного и базисного принято деление на экономические, со­циологические, политологические и культурологические дисциплины. Конечно, в современном научном мышле­нии сложилась широкая диверсификация наук об об­ществе в соответствии со сложностью и многообразием изучаемого ими объекта. Каждая научная дисциплина имеет свой предмет изучения, т.е. сферу познания, ко­торая отнюдь не охватывает весь объект. Это же от­носится и к культурологии, имеющей дело с обществом, но в особом измерении, в плане тех принципов и ме­ханизмов деятельности и регуляции, которые входят в духовную сферу во всем разнообразии этого термина.

Однако отличительной особенностью культурологии можно считать ее деление на два основных варианта, различающиеся по своим целям, содержанию, методо­логии. Конечно, прежде всего культуроведение — гу­манитарная наука, основанная на постижении внутрен­них закономерностей и структур культуры в ее раз­личных “представительных” вариантах: литература, ис­кусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль, наука. В каждом из этих вариантов существует своя система постижения тех смыслов и знаний, которые необходимы для понимания текстов, образов, положений и принципов. Это предмет гуманитарного культуроведения, занимающий столь существенное место в просвещении, во всех ответвлениях филологического обра­зования и в духовной жизни общества и человека.

Социальная культурология предполагает иную мо­дальность в отношении к культуре, основанном на объ­ективном и аналитическом, не “погруженном”, а “от­страненном” взгляде на культурную жизнь общества. Это освоение не “идеалов”, “вечных образцов”, “внут­ренних смыслов” и “подлинных ценностей”, а движу­щих мотивов реального поведения индивидов и групп или больших общностей, а также принципов духовной регуляции различных сфер социального бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального зна­чения культурных явлений в их соотнесенности с дру­гими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего экономикой, социальными отношениями и полити­кой.

Другое важное отличие социальной культурологии заключается в том, что социологический взгляд не ог­раничивается собственно духовными явлениями, и тем более проблемами художественной культуры, а прони­кает в культурный подтекст и смысл процессов и со­бытий, происходящих в обществе, таких, как смена тех­нологий и социальных структур, политических систем, революции, реформы, войны и т.д. Более того, объектом внимания такого культуроведения становится и повсе­дневная жизнь общества.

Конечно, во многих отношениях такая культурология использует социологические принципы изучения обще­ства и может рассматриваться как социология куль­туры. Тем не менее сложившаяся дифференциация на­учных дисциплин делает необходимым более широкое рассмотрение культуры, соотношения духовных факто­ров (норм, ценностей, смыслов и идей) с социальной регуляцией и социальным действием в разных куль­турно-исторических типах, существовавших в человече­ской истории и продолжающих оказывать воздействие на социальные процессы. К более широкой сфере со­циальной культурологии следует отнести самые разно­образные проявления духовной деятельности, включая мифологические и религиозные, повседневные и науч­ные, сознательные и бессознательные. В сферу такой культурологии входит также изучение культурного наследия и авангарда, социальной памяти и состояния общественного сознания, генезиса и исторической транс­формации духовных образований и социокультурных общностей, включая этнические, национальные, цивилизационные и мировые.

Конечно, социальная культурология в таком осве­щении может рассматриваться как комплексная наука, подлежащая расчленению на различные дисциплины: социологию искусства и литературы, религии и идео­логии, знания, науки, информации, личности, межкультурного взаимодействия и т.д. Из этого же комплекса черпают свои истоки “культурная антропология”, т.е. этнография, социология национализма, теория цивилизаций, теория модернизации и т.д.

Пришедшая вместе с гласностью открытость нашего общества привела к интенсивной плюрализации духов­ной жизни и стилей жизнеустройства, оформлению раз­личных течений и субкультур, возрождению многооб­разного духовного достояния разных эпох и регионов, наплыву самых разнородных течений с Запада и Во­стока. Быстрая ломка прежних идеологических схем и духовных установок, отмена навязывавшегося ранее единого мировоззрения и официозной социалистической культуры привели к распространению состояния духов­ной неопределенности и дезориентации, в котором стал­киваются противоречивые или прямо антагонистические тенденции, что превращает духовную жизнь в размытое ноле, чреватое напряженностью и срывами. Такое по­ложение снижает возможности различных социальных групп надежно разбираться в переплетении социокуль­турных тенденций, критически воспринимать идущие из­вне влияния, ориентироваться в сложной обстановке мо­дернизации, введения рыночных отношений, перестройке государственных и социальных структур. В хозяйст­венной деятельности, социальных и национальных от­ношениях, политике и других сферах подрываются прежние нормативные и ценностные принципы — в от­личие от прагматических соображений и насущных ин­тересов, диктуемых текущей ситуацией, но лишенных устойчивости и перспективы.

Учитывая новые запросы к общественной значимости науки, самые серьезные требования возникают перед на­уками о культуре. И первый из этих императивов — это признание реальности, а не идеала, действительного про­цесса, а не только духовного феномена, насколько бы зна­чительным тот ни представал в сфере “собственно”, культурной. Это означает, что социальная культурология разрабатывает и вводит в общественное сознание методы объективного анализа, препарирования фактов, диагно­стики тех процессов жизнедеятельности, в которых не только происходит создание духовных или материальных ценностей, но и возникают застои, срывы, конфликты, мас­совые потрясения и крушения судеб обществ, классов, со­циальных и этнических групп или отдельных личностей. Важное значение приобретает знание процессов форми­рования практической культуры, обеспечивающей устой­чивую регуляцию социального бытия, накапливание и со­хранение тех элементов, без которых эфемерными ока­зываются и высокие духовные ценности.

 

Основные принципы социальной культурологии

1. Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей си­стемы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятель­ности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем культура — это также процесс и ре­зультат духовного производства, что и делает ее су­щественной частью совокупного общественного произ­водства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное произ­водство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценно­стей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная

культура, идеология, наука и т.д.). Как важный ком­понент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслужива­нию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

2. Культура раскрывает свое содержание через си­стему норм, ценностей, значений, идей и знаний, полу­чающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о куль­туре общества, ее характеристиках, принципах и дина­мике с социологической точки зрения следует судить отнюдь не только по собственно культурным проявле­ниям: художественная продукция, религия, право, наука и т.д. Культура существует и в практически дейст­венной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества. Зарожде­ние или принятие религии, формирование государства, социальные смуты, нашествия и войны, политические реформы, освободительные течения, технологические пе­ревороты и научные открытия — во всем этом прояв­ляются и культурные закономерности, формирующие данное общество и международные отношения.

3. В культуре находят выражение богатство и дифференцированность общественной жизни, а вместе с тем ее системность, поддерживающая единство общества и преемственность его развития. Через социальные и про­фессиональные субкультуры происходит адаптация об­щества к потребностям сложной деятельности.

4. Важная сторона культурной жизни — плюрализм культур, который раскрывается через анализ пробле­матики самобытности и взаимодействия культур на эт­ническом, национальном и цивилизационном уровнях. Эти уровни складываются в ходе адаптации общностей к условиям среды, потребностей внутреннего общения и взаимодействия между разными народами.

5. Культуре присуща собственная внутренняя дина­мика, движущие силы которой не совпадают прямо с материальным производством (и формационными фак­торами) или политической борьбой (и классовыми им­пульсами). Эта динамика связана с особыми для куль­турного процесса закономерностями, находящими спе­цифическое выражение в облике и судьбах каждой культуры.

6. Культура функционирует не только в духовной сфере смыслов, норм и ценностей. Ее поддержание обеспечивается постоянно действующими институтами, такими, как семья, образование, государство, религиоз­ные и творческие организации, патронаж и рынок. Как государство, так и бизнес вырабатывают специфические формы поддержки различных сфер культуры, оказывая в то же время на них соответствующее воздействие.

7. Функционирование культуры в доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных типах общества существенно различается. Это сказывается на содер­жании культурных ценностей и норм, дифференциации культурных сфер, характере коммуникативных средств, динамике культуры и т.д.

8. В современном мире происходят процессы скла­дывания и распространения общемировой культуры, связанной с современной индустрией культуры и ин­форматикой. Тем не менее сохраняются этнические и национальные характеристики, сложившиеся в ходе ис­торического развития, которые накладываются на по­литические процессы и приводят к усилению национа­листических движений. Важной проблемой для куль­турологии стало формирование действенных принципов межкультурного взаимопонимания.

9. Как и всякая научная дисциплина, социальная культурология располагает своей системой научных ка­тегорий и понятий, собственной терминологией, адек­ватно выражающей сложившуюся систему понимания социокультурных явлений. Владение этими категориями и языком — существенный признак, отличающий про­фессиональное и аналитическое понимание соответст­вующих явлений от публицистического или любитель­ского описания. Хотя в этих описаниях можно найти нередко яркое интуитивное проникновение в существо тех или иных явлений, субъективизм и ситуативность (а может быть, и конъюнктурность) делают их скорее фактами “биографии эпохи”, чем средством аналитиче­ского понимания. Наука — требовательный культурный инструмент познания и изымает из своего обращения субъективные и эмоциональные допущения.

Недостаток профессионализма в описании культур­ных явлений сказывается нередко в использовании слу­чайных, произвольных, метафорических или чужерод­ных терминов, которые не в состоянии прикрыть смут­ность понимания предмета и несут информацию скорее о субъективных склонностях автора, чем о самом пред­мете. Такой характер, например, имеют термины, заим­ствуемые из других наук: “мутация”, “генотип”, “им­мунитет”, “код”, “алгоритм” и т.д. Вполне допустимы и эффективны могут быть экспрессивные духовные тер­мины при описании культурных явлений: “душа”, “дра­ма”, “трагедия”, “загадка”, “ирония” и т.д. Однако строгость научного мышления требует преодоления этих экспрессивных соблазнов. Вот почему важно ус­воение необходимой суммы понятий и терминов, без которых культурология не может быть наукой.




ЧАСТЬ I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: