Просветительские концепции культуры

Представления о культуре как самостоятельной сфе­ре духовной деятельности, имеющей высокое значение для общества, ранее всего развивались в русле Европей-

iiio Просвещения. Европейские мыслители (А. Воль-I”. Дж. Вико, Ш.Л. Монтескье, И.В. Гете, И.Г. Гердер, II Гумбольдт, Ф. Шиллер) рассматривали культуру как "иугреннее духовное богатство человека, основанное на

о постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодолевает ограниченность и однократность своего существования, осознает свое • (инство с природой, обществом, с прошлым и будущим. 11 росветительское понимание культуры было гуманисти­ческим по содержанию, но выражалось прежде всего в 'промнем внимании к этической и эстетической пробле­матике. Добро и красота, превращаясь в содержатель­ные цели человеческой деятельности, должны преобра-“ить мир.

Просветители отвергали религиозную схоластику, разоблачали нетерпимость, фанатизм церкви, косность (феодальных порядков. Они последовательно выявляли несостоятельность богословских и метафизических си­стем прошлого, безусловного авторитета церкви, тради­ционных моральных установок, героического эпоса, культа аристократизма, абсолютистского государства и т.д. Наследие прошлого в их обработке утрачивало свою непререкаемую значимость, что освобождало место для формирования новых жизненных ориентации, не­обходимых для человека как разумного существа, спо­собного самостоятельно определять свои поступки. Че­ловеческий дух, сильный своим разумом, способностью создавать смысловой и ценностный порядок, избавлен­ный от стеснительных ограничений, налагаемых коры­стными интересами и невежеством,— вот что должно способствовать прогрессу общества. В наиболее полно­ценном виде это начало воплощено в высокой культуре.

Как в Европе, так впоследствии и в других странах просветительское отношение к культуре во многом обогатило духовную жизнь, способствовало развитию народного образования. Однако в идейном и научном планах оно обнаружило свою ограниченность. Про­светители, претендуя на радикальное исправление об­щества, возлагали надежды лишь на разумную орга­низацию жизни, оставляя без внимания экономические и социально-политические условия. Они не раскрывали противоречий общественной жизни, в которой чаще правят миром не добро и красота, а зло и порок. Ориентировавшийся на европейскую культуру просве­тительский подход показал свою явную ограничен­ность, когда стали известны качественно новые, свое­образные типы культуры других народов с Их рели­гиями, моралью, политическими и социальными поряд­ками.

Главным слоем, производящим культурные ценности, просветители считали образованную элиту, независимую от системы материального производства, а потому, как им представлялось, и от сферы частных, эгоистических интересов, которые искажают процесс постижения ис­тины, добра и красоты. Поэтому за этим слоем оста­валась привилегия наставлять общество во всем, что касалось смыслов и ценностей бытия. Народная масса мыслилась просветителями как носительница предрас­судков, однако вполне преодолимых — через образо­вание, с помощью логического убеждения, наглядной демонстрации изящных образцов красоты и доброде­тельных нравов. Отсюда и присущее им ожидание того, что рост грамотности народных масс, увеличение досуга, распространение книг и доступных произведений ис­кусства обеспечит приобщение широких слоев народа к культурным ценностям.

На протяжении XIX в. шло постепенное изживание иллюзий и чрезмерных надежд на просветительство как способ преобразования общества. Эти настроения вы­ливались в романтический уход личности от несовер­шенства общества, его язв и пороков в мир одухот­воренной природы и идеализированных отношений. И на смену романтизму пришел реализм, в котором ут­вердилась трезвая оценка реальной действительности.

Однако в широком смысле просветительство — не­отъемлемая характеристика всякой сложной культуры, поскольку для ее поддержания необходим как дли­тельный процесс приобщения новых поколений, так и распространение культуры на более широкие слои го­рода и деревни, внедрение тех нормативных принципов и идей, через которые общественное сознание осваивает процесс своей саморегуляции. Почитание учения, пото­

му что “ученье — свет, а неученье — тьма”,— непре­менная черта таких обществ, в которых потенциально всем предъявляется требование осваивать знания. Это и приводит к устойчивому развитию общества, повы­шению уровня порядка и благосостояния, а самой лич­ности придает больший престиж.

Это требование овладения знаниями, приобщения к нормам и ценностям по-разному выражалось в разви­тии культуры на протяжении XIX—XX вв., но остава­лось ее постоянной чертой. Именно просветительство в значительной степени формировало те установки, ко­торые служили основой развития системы образования и науки.

Просветительство — это и этап созревания обще­ственной мысли каждой нации Запада, а затем и других регионов, означавший расширенное знакомство с дости­жениями мировой культуры, прежде всего в ее наиболее высоких гуманистических проявлениях. В ходе увле­чения просветительством незападные общества (в Азии, Африке и Латинской Америке) перенимали те идеи прогресса, гражданских свобод, принципы политической саморегуляции, научного мировоззрения и распростра­нения светского образования, которые было принято считать основой благосостояния широких слоев насе­ления. Как мы увидим впоследствии, эти идеи проявили свою ограниченность и противоречивость и утратили прежний престиж, но они отложились в определенных компонентах духовной структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: