Типы культурных изменений

В результате такого рода процессов самоопределения различных культур больших и малых народов, огра­ничения монополии линейного всемирно-исторического процесса выявляется структура многообразия культур­ных процессов как в историческом плане, так и в синхронном разрезе, в теории культуры и в социологии культуры сложились системы классификации изменений разного масштаба и уровня.

1. Критика издержек поступательно-линейных кон­цепций развития культуры не снимает фазового или этапного типа культурной динамики, к которому при­менима историческая периодизация в соответствии с доминирующим типом социальных отношений. Но при этом важно подчеркнуть недопустимость сведения этих отношений лишь к классовой структуре, отвечающей формационному делению истории. Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-де­нежных факторов в индустриальном или же факторов, формирующих массовое общество, в постиндустриаль­ном обществе. Это деление, как мы увидим, не совпа­дает с последовательной сменой всех измерений соци­альной и культурной жизни, но отражает некоторые общие принципы социокультурной регуляции. И хотя

в новейшее время культуры всех стран и народов под­верглись массированному воздействию индустриализа­ции со всеми сопровождающими ее требованиями, а за­тем и постиндустриальным влиянием, это не отменяет и других начал в духовном производстве, постоянно сохраняющем свою сложную, многоуровневую и поли­морфную структуру.

2. Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентации и мод; территориальные перемены центров активной куль­турной деятельности; социальные сдвиги в результате изменения количественных параметров и другие пере­мены, входящие в общем в сферу истории культуры, а также разных ответвлений: история искусства, литера­туры, моды и т.д. Отчетливое деление эта смена нашла в истории западноевропейской культуры: романский,го­тический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постим­прессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.), постмо­дернизм.

3. Изменения, ведущие к обогащению и дифференци­ации культуры или отношений между разными ее эле­ментами, что означает формирование новых жанров и ви­дов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний — всего того, что вполне корректно охарактеризовать как развитие культуры. Такие процес­сы никогда не охватывают всей системы социокультурной регуляции, а происходят в тех или иных отдельных сфе­рах или ряде сфер при сохранении устойчивых меха­низмов в стабилизирующих частях общей структуры. Как мы увидим, интенсивное развитие культуры в период промышленной или научно-технической революции не привело к устранению традиционных верований и инс­титутов, таких, как церковь или семья, не сняло этниче­ского и национального разделения народов.

4. Культурный застой как состояние длительной не­изменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововве­дений. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обя­зательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества. Однако кон­сервация общей системы ценностей, догматизация рели­гии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заим­ствований, может означать застой и приводить к дли­тельной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками, без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни. Конечно, в нем проис­ходят постоянные циклические изменения, повторяющие по кругу много раз пройденные этапы и формы ду­ховной жизни, но эта цикличность не приводит к ку­мулятивным сдвигам.

Застой — характерная черта устойчивых малых эт­нических культур, адаптированных к окружающей среде, но зависящих от этой среды и неспособных выработать механизм изменений. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, сложившихся в различных регионах Востока, на том этапе, когда обо­гащение и дифференциация грозят подорвать всеобщие принципы регуляции и ослабить механизмы консолида­ции общества. Как застой следует охарактеризовать дли­тельный период существования цивилизаций древности (фараонский Египет и др.), цивилизаций доколумбовой Америки или же восточных цивилизаций позднего Сред­невековья, столкнувшихся в XVII—XIX вв. с вызовом европейского Запада.

5. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциа­ции или устранению каких-то элементов культуры или прежде устойчивых норм и идеалов, упрощению куль­турной жизни, что и определяется как упадок и дегра­дация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Север­ной Америки, малочисленные народы Севера и т.д.). Слабые локальные культуры обнаруживают способ­ность к выживанию, но ценой изоляции и замыкания в себе.

Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры — в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в

обществе получают признание другие варианты худо­жественного осмысления мира. Такова была, например, судьба художественного творчества в Италии, Франции или Англии, когда после взлета высокого Возрождения XIV — XV вв. появились упадочные школы “маньериз­ма”, тщетно старавшиеся подражать столь ценимым об­разцам. Откровенным упадком отмечена русская ико­нопись в период XVIII—XIX вв., воспроизводившая лишь слабые подобия вдохновенных изображений бо­жественных образцов предшествующих веков.

Примитивизация и архаизация неоднократно имели место в истории целых обществ или каких-то сегментов в прошлом и в современности. Установление жесткого тоталитарного правления неизменно сопровождалось по­давлением развитых форм политической и духовной жизни, стандартизацией различных форм бытия, прину­дительной гомогенизацией отношений, поведения, мента­литета и т.д. Опрощение происходило и в различных сегментах общества, отключенных от функционирующей цивилизации или сохранивших в ней лишь ограничен­ные и специфические контакты. Тенденция архаизации, элементы родоплеменной структуры или военной демо­кратии с соответствующими представлениями, ритуалами, нормами проявляются в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов и банд в период гражданской войны, в местах заключе­ния, в стихийно складывающихся армейских отношениях (“дедовщина”, “землячество” и т.д.).

Такого рода социокультурный контекст доставляет содержательный материал как для высокой художест­венной литературы (в творчестве Достоевского, Солже­ницына, Шаламова, Бабеля и других писателей), так и для собственно социологии преступности.

6. Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов и форми­рованием новых, более отвечающих меняющимся тре­бованиям общества. Это не всегда удобный термин для социологического анализа, прежде всего потому, что слишком часто употребляется в идеологическом смысле для специально заданной критики каких-то тенденций в культуре или складывающейся в ней ситуации, оце­ниваемой как недопустимая. Но этот термин приобрета­ет смысл при указании на напряженные поиски реше­ния возникших в обществе противоречий.

В историческом плане социальный и духовный кри­зис в древних обществах предшествовал возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых цивилизаций. Одним из наи­более известных и ярких памятников, засвидетельство­вавших кризис древних обществ Ближнего Востока, яв­ляется Ветхий завет. Поиски выхода из этого кризиса шли через формирование новых религиозных принци­пов, запечатленных в сакральном тексте Нового завета.

В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества, протекающей под влиянием либо внутренних, либо внешних факторов, но не находящейся в соответствии с адекватным вызрева­нием новых духовных факторов, вследствие чего струк­турные изменения в хозяйственной или политической деятельности общества не получают соответствующего обоснования и признания в обществе. В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может

привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции.

7. Циклические изменения отличаются от эволюцион­ных тем, что они повторимы (иногда их определяют как волнообразные). Под их воздействием общество дви­жется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Конечно, циклы могут иметь и естественное, природно-биологическое происхож­дение (смена времен года,смена поколений) и являются необходимыми условиями воспроизводства среды, обще­ства или народонаселения. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре. В короткой памяти племенной мифологии циклы обычно охватывают несколько поколений. В более развитых духовных системах они охватывают огромные, хотя так­же небесконечные периоды. Такой характер имеет, на­пример, индуистская сансара — “колесо” жизни и смер­ти, вновь и вновь воспроизводящее и уносящее инди­видуальные человеческие жизни.

Как известно, представление о циклическом развитии доминирует на ранних этапах духовного развития че­ловечества. Еще в Ветхом завете мотивы постоянного ухода и возвращения нашли яркое поэтическое выра­жение в Книге Экклезиаста: “Нет ничего нового под солнцем”,— возвещает древнеиудейский пророк. Но Но­вый завет прорывает эту томящую дух повторяемость и устанавливает новое измерение времени — от рож­дения Иисуса Христа, от которого история “выпрям­ляется” в линию, получающую всемирный размах. Все оставшиеся природные и биологические циклы частичны и не подрывают сквозного процесса истории.

В качестве варианта цикличности следует рассмат­ривать инверсию, которая может охватывать как ду­ховные, так и политические изменения общественного бытия. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания — от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, “золотая середина” или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нра­вов; бессловесная покорность по отношению к суще­ствующим порядкам и их носителям может сменяться “бессмысленным и беспощадным бунтом”; разгул стра­стей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни.

Элементы противоречивости, как мы видели, присут­ствуют на разных уровнях развития культуры. Для мифологического сознания эта противоречивость осмыс­ляется как соперничество двух разнонаправленных витальных начал (день — ночь, жизнь — смерть и т.д.) и их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. В китайском культурном наследии большое место отводилось соотношению двух противо­положных жизненных начал — инь и ян, различные варианты смены этой дуальности определяют, как предполагается, все жизненные ситуации. На более высоком уровне рефлексии возникает концепция “единства и борьбы противоположностей” и “перехода количествен­ных изменений в качественные”, который совершается через “скачок” как переход явления (или общества) в новое состояние и устранение предшествующего ка­чества.

Инверсионная волна может охватывать самые раз­ные периоды — от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. На определен­ном этапе такой характер принимал переход от язы­чества к монотеизму, сопровождавшийся искоренением предшествующих культов; от религии к атеизму, при­ведший к разрушению прежних святынь, огульной кри­тике религии и расправам со священниками; от куль­турной изоляции к интенсивному подражанию западным образцам; от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположным моделям политической и культурной жизни и т.д.

Как инверсионное движение социокультурной систе­мы зачастую предстает революция, означающая ради­кальное переворачивание как социальных отношений, так и доминирующего в обществе типа ценностей. Ми­ровоззренческим обоснованием этого процесса стало учение о “социальной и культурной революции”, в про­цессе которой предполагается создание нового обще­ственного строя и нового типа духовного производства. В этом строе “уничтожается духовное господство” и “монополия” свергнутого класса и утверждается веду­щая роль нового революционного класса. Такой ха­рактер носила во многом социалистическая революция в России,радикально изменившая характер культурной жизни общества на несколько десятилетий. Сходные процессы происходили и во многих странах, принявших социалистическую ориентацию.

Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного достояния, что приво­дит рано или поздно к возрождению — или рестав­рации —прошлого, восстановлению необходимых ком­понентов духовной структуры, без которых жизнь об­

щества оказывается неполноценной. Западноевропей­ский Ренессанс привел к восстановлению достижений античной языческой культуры, культивированию тех ви-тальных и эстетических ценностей, которые изымались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ре­нессансом последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие религиозное достояние. За ре­волюцией неизменно следует реставрация, частично вос­станавливающая прежние компоненты социокультурного достояния, ощущаемые как необходимые.

8. Преобразование, или трансформация, культуры имеет место в том случае, если новое состояние воз­никает в результате изменения прежнего достояния под влиянием интенсивных процессов обновления, происхо­дящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или при­дание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне. Однако заимствованные эле­менты подвергаются качественному изменению, создаю­щему достаточно целостный органичный синтез.

Проявлением трансформации обычно становится ре­формация религии или формирование национальной культуры. Почти каждое общество в той или иной сте­пени проходит через религиозную перестройку и про­цесс формирования нации, сопровождающиеся интен­сивным утверждением обновленной культуры, сохраня­ющей преемственность с предшествующим достоянием. Хотя идеологическим оправданием такого рода про­цессов большей частью является обращение к первона­чальным заветам или историческим корням, новое со­стояние общества сильно отличается от того, что ему предшествовало, придает ему целостный и обновленный облик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: