В результате такого рода процессов самоопределения различных культур больших и малых народов, ограничения монополии линейного всемирно-исторического процесса выявляется структура многообразия культурных процессов как в историческом плане, так и в синхронном разрезе, в теории культуры и в социологии культуры сложились системы классификации изменений разного масштаба и уровня.
1. Критика издержек поступательно-линейных концепций развития культуры не снимает фазового или этапного типа культурной динамики, к которому применима историческая периодизация в соответствии с доминирующим типом социальных отношений. Но при этом важно подчеркнуть недопустимость сведения этих отношений лишь к классовой структуре, отвечающей формационному делению истории. Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же факторов, формирующих массовое общество, в постиндустриальном обществе. Это деление, как мы увидим, не совпадает с последовательной сменой всех измерений социальной и культурной жизни, но отражает некоторые общие принципы социокультурной регуляции. И хотя
|
|
в новейшее время культуры всех стран и народов подверглись массированному воздействию индустриализации со всеми сопровождающими ее требованиями, а затем и постиндустриальным влиянием, это не отменяет и других начал в духовном производстве, постоянно сохраняющем свою сложную, многоуровневую и полиморфную структуру.
2. Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентации и мод; территориальные перемены центров активной культурной деятельности; социальные сдвиги в результате изменения количественных параметров и другие перемены, входящие в общем в сферу истории культуры, а также разных ответвлений: история искусства, литературы, моды и т.д. Отчетливое деление эта смена нашла в истории западноевропейской культуры: романский,готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.), постмодернизм.
3. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами, что означает формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний — всего того, что вполне корректно охарактеризовать как развитие культуры. Такие процессы никогда не охватывают всей системы социокультурной регуляции, а происходят в тех или иных отдельных сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов в стабилизирующих частях общей структуры. Как мы увидим, интенсивное развитие культуры в период промышленной или научно-технической революции не привело к устранению традиционных верований и институтов, таких, как церковь или семья, не сняло этнического и национального разделения народов.
|
|
4. Культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества. Однако консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками, без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни. Конечно, в нем происходят постоянные циклические изменения, повторяющие по кругу много раз пройденные этапы и формы духовной жизни, но эта цикличность не приводит к кумулятивным сдвигам.
Застой — характерная черта устойчивых малых этнических культур, адаптированных к окружающей среде, но зависящих от этой среды и неспособных выработать механизм изменений. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, сложившихся в различных регионах Востока, на том этапе, когда обогащение и дифференциация грозят подорвать всеобщие принципы регуляции и ослабить механизмы консолидации общества. Как застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций древности (фараонский Египет и др.), цивилизаций доколумбовой Америки или же восточных цивилизаций позднего Средневековья, столкнувшихся в XVII—XIX вв. с вызовом европейского Запада.
5. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации или устранению каких-то элементов культуры или прежде устойчивых норм и идеалов, упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера и т.д.). Слабые локальные культуры обнаруживают способность к выживанию, но ценой изоляции и замыкания в себе.
Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры — в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в
обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира. Такова была, например, судьба художественного творчества в Италии, Франции или Англии, когда после взлета высокого Возрождения XIV — XV вв. появились упадочные школы “маньеризма”, тщетно старавшиеся подражать столь ценимым образцам. Откровенным упадком отмечена русская иконопись в период XVIII—XIX вв., воспроизводившая лишь слабые подобия вдохновенных изображений божественных образцов предшествующих веков.
Примитивизация и архаизация неоднократно имели место в истории целых обществ или каких-то сегментов в прошлом и в современности. Установление жесткого тоталитарного правления неизменно сопровождалось подавлением развитых форм политической и духовной жизни, стандартизацией различных форм бытия, принудительной гомогенизацией отношений, поведения, менталитета и т.д. Опрощение происходило и в различных сегментах общества, отключенных от функционирующей цивилизации или сохранивших в ней лишь ограниченные и специфические контакты. Тенденция архаизации, элементы родоплеменной структуры или военной демократии с соответствующими представлениями, ритуалами, нормами проявляются в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов и банд в период гражданской войны, в местах заключения, в стихийно складывающихся армейских отношениях (“дедовщина”, “землячество” и т.д.).
|
|
Такого рода социокультурный контекст доставляет содержательный материал как для высокой художественной литературы (в творчестве Достоевского, Солженицына, Шаламова, Бабеля и других писателей), так и для собственно социологии преступности.
6. Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов и формированием новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества. Это не всегда удобный термин для социологического анализа, прежде всего потому, что слишком часто употребляется в идеологическом смысле для специально заданной критики каких-то тенденций в культуре или складывающейся в ней ситуации, оцениваемой как недопустимая. Но этот термин приобретает смысл при указании на напряженные поиски решения возникших в обществе противоречий.
В историческом плане социальный и духовный кризис в древних обществах предшествовал возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых цивилизаций. Одним из наиболее известных и ярких памятников, засвидетельствовавших кризис древних обществ Ближнего Востока, является Ветхий завет. Поиски выхода из этого кризиса шли через формирование новых религиозных принципов, запечатленных в сакральном тексте Нового завета.
В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества, протекающей под влиянием либо внутренних, либо внешних факторов, но не находящейся в соответствии с адекватным вызреванием новых духовных факторов, вследствие чего структурные изменения в хозяйственной или политической деятельности общества не получают соответствующего обоснования и признания в обществе. В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может
|
|
привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции.
7. Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы (иногда их определяют как волнообразные). Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Конечно, циклы могут иметь и естественное, природно-биологическое происхождение (смена времен года,смена поколений) и являются необходимыми условиями воспроизводства среды, общества или народонаселения. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре. В короткой памяти племенной мифологии циклы обычно охватывают несколько поколений. В более развитых духовных системах они охватывают огромные, хотя также небесконечные периоды. Такой характер имеет, например, индуистская сансара — “колесо” жизни и смерти, вновь и вновь воспроизводящее и уносящее индивидуальные человеческие жизни.
Как известно, представление о циклическом развитии доминирует на ранних этапах духовного развития человечества. Еще в Ветхом завете мотивы постоянного ухода и возвращения нашли яркое поэтическое выражение в Книге Экклезиаста: “Нет ничего нового под солнцем”,— возвещает древнеиудейский пророк. Но Новый завет прорывает эту томящую дух повторяемость и устанавливает новое измерение времени — от рождения Иисуса Христа, от которого история “выпрямляется” в линию, получающую всемирный размах. Все оставшиеся природные и биологические циклы частичны и не подрывают сквозного процесса истории.
В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию, которая может охватывать как духовные, так и политические изменения общественного бытия. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания — от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, “золотая середина” или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов; бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться “бессмысленным и беспощадным бунтом”; разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни.
Элементы противоречивости, как мы видели, присутствуют на разных уровнях развития культуры. Для мифологического сознания эта противоречивость осмысляется как соперничество двух разнонаправленных витальных начал (день — ночь, жизнь — смерть и т.д.) и их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. В китайском культурном наследии большое место отводилось соотношению двух противоположных жизненных начал — инь и ян, различные варианты смены этой дуальности определяют, как предполагается, все жизненные ситуации. На более высоком уровне рефлексии возникает концепция “единства и борьбы противоположностей” и “перехода количественных изменений в качественные”, который совершается через “скачок” как переход явления (или общества) в новое состояние и устранение предшествующего качества.
Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды — от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. На определенном этапе такой характер принимал переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся искоренением предшествующих культов; от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, огульной критике религии и расправам со священниками; от культурной изоляции к интенсивному подражанию западным образцам; от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположным моделям политической и культурной жизни и т.д.
Как инверсионное движение социокультурной системы зачастую предстает революция, означающая радикальное переворачивание как социальных отношений, так и доминирующего в обществе типа ценностей. Мировоззренческим обоснованием этого процесса стало учение о “социальной и культурной революции”, в процессе которой предполагается создание нового общественного строя и нового типа духовного производства. В этом строе “уничтожается духовное господство” и “монополия” свергнутого класса и утверждается ведущая роль нового революционного класса. Такой характер носила во многом социалистическая революция в России,радикально изменившая характер культурной жизни общества на несколько десятилетий. Сходные процессы происходили и во многих странах, принявших социалистическую ориентацию.
Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного достояния, что приводит рано или поздно к возрождению — или реставрации —прошлого, восстановлению необходимых компонентов духовной структуры, без которых жизнь об
щества оказывается неполноценной. Западноевропейский Ренессанс привел к восстановлению достижений античной языческой культуры, культивированию тех ви-тальных и эстетических ценностей, которые изымались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ренессансом последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие религиозное достояние. За революцией неизменно следует реставрация, частично восстанавливающая прежние компоненты социокультурного достояния, ощущаемые как необходимые.
8. Преобразование, или трансформация, культуры имеет место в том случае, если новое состояние возникает в результате изменения прежнего достояния под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, создающему достаточно целостный органичный синтез.
Проявлением трансформации обычно становится реформация религии или формирование национальной культуры. Почти каждое общество в той или иной степени проходит через религиозную перестройку и процесс формирования нации, сопровождающиеся интенсивным утверждением обновленной культуры, сохраняющей преемственность с предшествующим достоянием. Хотя идеологическим оправданием такого рода процессов большей частью является обращение к первоначальным заветам или историческим корням, новое состояние общества сильно отличается от того, что ему предшествовало, придает ему целостный и обновленный облик.