Глава X. Социальные институты культуры и управление культурой

Основные темы. Роль социальных институтов в куль­туре.

Социокультурные институты в доиндустриальном об­ществе. Типы поддержки духовного производства и худо­жественной культуры.

Государство и культура. Государство и управление культурой. Противоречия государственной регуляции куль­турной жизни.

Государственная культурная политика, ее задачи и структура. Управление культурой. Общие предпосылки и рамки управления ею. Дискуссии: можно ли управлять куль­турой? Типы управления. Государственные принципы управ­ления культурой в развитых и развивающихся странах. Уп­равление культурой в СССР и постсоветском обществе. Ор­ганы управления. Структура управления культурой. Куль­турное планирование. Методы финансирования. Межгосудар­ственные органы управления культурой и роль ЮНЕСКО.

Культура и рынок. Рыночные механизмы в поддержании культуры. Произведения культуры как товар. Коммерческая регуляция культурной жизни в прошлом и в современном обществе. Предпринимательство и культура. Роль меценат­ства, фондов, конкурсов в регуляции культурной деятельно­сти.

Структура саморегуляции культуры. Состав сети куль­турных учреждений.

Принципы саморегуляции культурной деятельности: суб­ординация, координация и состязательность. Общественные институты и механизм регуляции культуры. Учреждения культуры. Институциональное обеспечение художественной культуры. Институты науки в разных обществах.

Образование и культура. Духовные функции образова­ния: распространение и передача знаний, поддержание куль­турного уровня, повышение дифференциации, социальной мо­бильности и упрочнение интеграции общества. Зависимость образования от общественных отношений, типа культуры и динамики общества. Обратная зависимость динамики обще­ства от состояния образования. Общекультурные воспита­тельные и профессиональные цели образования.

Праздник как институт культуры.

Интеллигенция — ведущий слой в духовном производст­ве. Социальная роль и функции интеллигенции в развитии

и сохранении культуры и динамике социальных процессов. Место интеллигенции в социальной структуре, современная структура интеллигенции. Интеллигенция и власть, функции интеллигенции и ее составные части. Ориентации и образ жизни интеллигенции. Профессиональные типы интеллиген­ции: гуманитарная, техническая, церковная, научная, педаго­гическая, управленческая, художественная.

Многофункциональность социальных институтов. Соотно­шение и взаимодействие государства, рынка и системы об­разования в поддержании культуры.

Культура и политика в управлении обществом. Соотно­шение культуры и власти: взаимодействие или противодей­ствие? Границы политического воздействия. Содержание по­литической культуры. Легитимность власти и культура.

Роль социальных институтов      \ в культуре

Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. инсти­туты, обеспечивающие как его поддержание, так и воз­действие на общественную жизнь в целом. Экономика не может функционировать без определенных форм собственности на средства производства, производст­венных коллективов, организации предпринимателей и трудящихся и т.д.Политика получает свое выражение прежде всего в деятельности государства и политичес­ких партий.

Социальный институт не сводится к наличию орга­низаций или учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью, хотя это основное и наиболее заметное в процессе институционализации. Институт включает в себя и какие-то “блоки” целенаправленной деятель­ности (например, ритуалы, праздники), через которые поддерживается общественная жизнь. Институт всегда представляет собой ряд компонентов: а) некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы), оправдывающими дан­ный институт и соотносящими его с другими сферами;

б) материальные средства (здания, финансы, оборудо­вание), обеспечивающие деятельность данного института; в) носителей (кадры), вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного инсти­тута (служители культа, различные слои интеллиген­ции).

Социальные институты организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего эта дея­тельность приобрела бы разрозненный, непоследователь­ный и неустойчивый характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: