Важнейшим идейным и организационным инструментом устранения социальных противоречий из социальной и культурной жизни стал принцип классовой борьбы. Этот принцип утверждался всей системой идеологии и партийной пропаганды как “объективно-исторический” и в соответствии с ним переосмыслялась вся мировая история и жизнь советского общества. Классовый подход означал изъятие из духовного обращения (нередко с репрессивными “оргвыводами”) идей, представлений, ценностей, расходящихся с официально признанными и утвержденными в масштабах всего общества. Это означало зачастую нагнетание атмосферы “политической бдительности”, подозрительности, а также поиск “внутренних врагов”, “беспощадную критику буржуазной идеологии”.
В конце 30-х гг. эти установки привели к включению механизма “большого террора”, в ходе которого официальные институты культуры приобрели репрессивные и карательные функции и были превращены в средство насаждения единомыслия и беспрекословного повиновения воле высшего руководства.
Но после осуществления этих негативных предпосылок “культурной революции” и наряду с ними выдвигались и задачи “культурного строительства” для созидания принципиально иного строя, меняющего все измерения народного бытия.
Советская система как цивилизация
Цивилизационный анализ советского общества во многом затемнен обстоятельствами генезиса его духовной основы — марксизма. Народившись в типично европейских условиях, марксистское учение неизменно рассматривалось его приверженцами как конечное духовное достижение наивысшей всеобщности, но уже отжившей западной цивилизации капитализма, которая должна быть превзойдена обществом нового типа. Отсчет всей истории марксизма шел, начиная с его европейского зарождения. Однако в переходе с Запада на Восток марксизм перестал быть идейно-критическим коррелятом западной цивилизации, отражением ее способности к устойчивой — и плюралистической — саморегуляции. Проведенный через ленинскую интерпретацию, марксизм стал духовным стержнем антизападной цивилизационной системы. Конечно, коммунизм был не только русским явлением. В 40—60-х гг. он распространился на различные страны всех континентов земного шара. Тем не менее Россия стала стержнем и ядром той мировой системы, которая стремилась к утверждению коммунизма. По словам Н.Бердяева, “коммунизм оказался неотвратимой судьбой России”*. Опираясь на Н.Бердяева, полагаем возможным выделить следующие общие принципы и ценности, создающие облик коммунизма как цивилизации:
устранение экономических отношений, основанных на рынке и частной собственности (капитализм) и их замещение коммунистическими отношениями (социализм);
устранение права как сферы, независимой от политики и идеологии в пользу “власти советов”;
устранение содержательного присутствия западной культуры с ее принципами личностного развития, свободной инициативы, личной ответственности, плюрализма и дифференциации различных сфер жизни в пользу коллективизма и целостной организации жизни;
вытеснение христианства и других религий, основанных на теистических принципах и отношении человека
* Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма.— М., 1990.— С.93.
к Богу, в пользу деперсонализованной атеистической веры во всеобщий исторический процесс (или историческую необходимость), обеспечивающий неизбежность коллективного спасения для избранного народа — рабочего класса, организуемого и направляемого коммунистической партией.
Устранение теистических религий в пользу “научного атеизма” вело фактически к отказу от идеи и символики личного Бога. Взамен утверждалась вера в трансцендентный деперсонифицированный Сверхзакон, управляющий судьбами человека, общества и природы. Европейская и прежняя русская культуры продолжали присутствовать, но подвергались жесткой идеологической реинтерпрета-ции, локализовавшей ее во времени и пространстве через принцип “историзма”. Заимствовались идеи и образы античной, ренессансной или классической культуры Европы как идеального воплощения красоты, любви, мужества, гармонии при затушевывании трагических мотивов этой культуры или их списании за счет социальных конфликтов. Трагические или критические сюжеты отводились на долю “предысторического” прошлого или “неразвитости общества”, еще не включенного в прогрессивное движение.
В национальной сфере перспектива состояла в унификации всех больших и малых народностей в “единый советский народ”. Этнические различия допускались лишь во второстепенных сферах: народное искусство, фольклор, промыслы, одежда, еда, форма быта. Тот же курс проводился и в отношении социальных и территориальных субкультур, подчиненных унифицирующему воздействию идеологии, школы, художественной культуры соцреализма, масс-медиа и т.д. Особенное значение придавалось унификации языкового общения на основе “генерализованно-го” русского языка.
В результате советская система в своих смыслах и ценностях воспроизводилась как прежде всего универса-лизованное (а не локальное), незападное и даже антизападное образование. “Идейная непримиримость” и противостояние утверждались даже тогда, когда уже были признаны, казалось бы, принципы мирного сосуществования и даже сотрудничества.
Конечно, отличительной чертой советской системы была ориентация на всемерное развитие материального производства, чтобы “догнать и перегнать” наиболее развитые страны. Для всей официальной культуры советского общества была характерна установка на то, что “главное — это материальное производство”, дополнявшаяся лозунгами “Техника решает все”, “Кадры решают все”. Это находило воплощение в “пятилетних планах”, в которых подавляющее место отводилось отчетам и планам о росте тяжелой промышленности. Однако хорошо известно, что это производство было направлено не на удовлетворение человеческих потребностей, а во многом на утверждение того антизападного (“антибуржуазного”) типа социальности, в котором исключались рыночные отношения, опосредованные капиталом, и утверждался “социалистический коллективизм”. Другой задачей этого производства было “отстаивание завоеваний социализма”, что и привело к наращиванию гигантского военного комплекса и огромным “престижным” тратам, самосохранению властной системы и т.д.
Таким образом, коммунизм в советской России предстает как грандиозная попытка преодоления тех циви-лизационных разрывов, которые донимали эту огромную страну на протяжении веков:
природно-языческое начало провозглашалось первичным в “материалистической философии” для того, чтобы устранить как “иллюзии” и “предрассудки” всех прежних форм религиозности и создать культ производства, подчинив его сверхсоциальному и сверхличностному принципу “общей справедливости”. Материализм тем самым избавлялся от “буржуазности”, от привязанности к благосостоянию, вещизму и приобретал внеличностное содержание;
— обретение свободы состоит в “признании необходимости” и самоотверженном подчинении деятельности человека сверхпрограмме, воплощающей такую необходимость;
— государство воплощает в себе осознанную общественную необходимость и укрепляется в ожидании периода, когда оно “постепенно отомрет”;
— конечное спасение должно наступить в скором будущем, когда “наступит коммунизм”, и ради этого можно принять все текущие ограничения;
— отменяются, изживаются или ослабляются все ограниченные, локальные формы бытия — семейные, плановые, территориальные, национальные, религиозные — в пользу “интернационализма”, объединяющего всех “трудящихся” на классовой основе.
Интенсивная идеологическая обработка широких слоев населения в сочетании с массированным соцреализмом в художественной культуре должна была быстрыми темпами стереть существенные различия между национальными группами, сведя эти различия к “форме” с единым содержанием.
Структура советской социокультурной жизни складывалась по принципам, присущим внезападным цивилизациям. Как и водится, в ее основе было три компонента:
а) сакрализованные фигуры Учителя и Основателя (Основоположника); б) сакрализованное учение,сопровождаемое огромными комментариями, интерпретацией, догматикой, чтобы связать с ним мировоззрение общества и основные сферы духовной регуляции; в) партия как институт, выступающий организатором и вдохновителем всей идеологической жизни, а через нее подчиняющий себе в той или иной степени функционирование других сфер.
Эта основа держала на себе всеобъемлющую систему духовного производства, утверждающую единообразную культуру и не только в мирвоззрении, но и в образе жизни, языке, нормах поведения, желательных ценностях и перспективных идеалах. Все это воплощалось в крупномасштабной системе идеологического воспитания, образования, культуры соцреализма, насаждалось через массовую культуру.
На высшем уровне идейного сознания потребности формируемой цивилизации связывались с “борьбой за новое, передовое”, отвечающее непреложной исторической необходимости. На массовом уровне эти наличные принципы приобретали неизбежно персонифицированный вид, связывались с вождем, как подлинным выразителем этого начала. В этом и состоит “тайна” столь губительного культа, в котором земной, злобный и жестокий или же никчемный и неспособный вождь возводился почти до уровня космического всезнания и всемогущества. От него шел прямой канал веры в “правое
дело” партии, а от нее — к онтологическому сверхпринципу, принадлежность к которому вызволяла обездоленных из тьмы небытия. Все духовное пространство общества было обставлено предметными воплощениями этого спасения как надличностной реальности, придающей смысл каждой индивидуальной жизни: музеи, лозунги, символы, ритуалы, издания классиков марксизма-ленинизма, обязательная партийная литература, специальная агитационная массовая культура и т.д.
Всякая культурная жизнь приводилась в соответствие с догматами марксизма-ленинизма и культом вождя. Изымались все направления и произведения, которые могли восприниматься как идущие вразрез с официальной идеологией и культом. Первое, наиболее почетное место в издании книг, кинематографии, драматургии, живописи не только в пропагандистской, но и в художественной культуре, отводилось идеям и символике официального культа. Как “современная обстановка”, так и история подлежали соответствующей интерпретации, фальсификации и переписыванию для приведения их в соответствие с принципами идеологии. Важной частью тоталитарной культуры была политическая мифология, ведущими темами которой были “строительство социализма”, “единство партии и народа”,“капитализм — отживший и обреченный строй”, “Слава КПСС!” и т.д.
Идеология, оторванная от действительности, превращалась в средство официальной идеализации жизни. Реальность подлежала не объективному осмыслению, а “правильной трактовке”. Замалчивание и искажение действительности привели к широкому распространению “двойного мышления”, лицемерия и цинизма.
Унификация культурной жизни достигалась изъятием и замалчиванием нежелательных элементов культурного наследия или новых направлений, провозглашением некоторых классических или же новых официально признанных направлений “академическими”, их всемерной государственной поддержкой через систему официальных творческих союзов, почетных званий, премий, привилегий и т.д. Организационным воплощением такой политики стало установление жесткого бюрократического контроля над всей творческой и научной деятельностью. Была проведена централизация и объединение творческих союзов и научных организаций как средство подчинения их работы партийному руководству.
Темпы решали не только и не столько задачу экономического соревнования. Как известно, последнее отнюдь не стало достижением “зрелого социализма”. Главный критерий заключался в утверждении многоликого политического единства и социальной однородности советского общества (впрочем, жестко разделенного на “народ” и “номенклатуру”). Тому же способствовали и тщательно регулируемые духовные средства.
Несомненная устойчивость и стабильность советской системы были обязаны во многом радикальному устранению противоречий, которые раздирали имперскую Россию. Снятие принципиальных различий между гетерогенными социальными и этническими образованиями и их объединение и не только принудительное, но и во многом идеологически мотивированное несомненно создавали большую степень стабильности. Прочность режима в противостоянии внешним антагонистам также способствовала его принятию ценой превращения всего земного шара в арену противостояния двух мировых держав.
Однако, создав жесткую тотальную систему регуляции общества, устранив или же загнав вглубь прежние противоречия, раздиравшие Россию (или другие страны социализма), коммунистический режим столкнулся с неразрешимыми в его рамках противоречиями. Главным из них была неспособность к устойчивому развитию, что вытекало из той насильственной “консолидации”, которая сковывала внутренние ресурсы общества и требовала постоянного напряжения сил и огромных ресурсов на противостояние “внутренним проискам” и “враждебному окружению”. Необходимость повышения мобильности общества требовала усиления его дифференциации, развязывания инициативы, а значит, допущения плюрализма и не только в формах собственности, но и в принципах отношения к миру, смыслах и нормах деятельности. Огромные силы государственно-партийной системы расходовались на то, чтобы ограничить все пути независимой модернизации и подчинить все общество единым принципам, согласованным с верховным центром.
Социокультурные проблемы модернизации России
Приведенный выше социологический анализ исторической динамики русской культуры дает возможность выявить и некоторые общие социокультурные тенденции, сложившиеся в нашей стране в период перестройки. Как мы видим, в этих тенденциях следует выявлять не только собственно политические и хозяйственные стороны, на которые обращается преимущественное внимание. Без учета духовных закономерностей общественной жизнедеятельности всякий анализ не пойдет далее публицистики “одного года” или даже недели. Недооценка этих закономерностей, отсутствие должного понимания социокуль-турных принципов функционирования общества приводит ко многим издержкам и кризисным тенденциям в российском обществе.
За последние годы в российском обществе были проведены радикальные преобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном планах. Все более значительное место в обществе занимают рыночные отношения. В нарастающей степени идет приватизация государственной и коллективной собственности и ее переход в частную собственность. Преобразуются институты исполнительной, законодательной и судебной власти. Меняется система государственного управления, в которой происходит все большая децентрализация. Идет процесс формирования многопартийности. В обществе складывается обстановка политического, идеологического, национального и религиозного плюрализма, выражающегося как в разнообразии частичных позиций и ориентации, так и в их напряженной полемике и соперничестве.
В идейно-политическом плане соперничество привело к оформлению нескольких основных направлений, которые резко расходятся между собой в оценке как сложившейся ситуации, так и перспектив изменения социально-экономического, политического и социокультурного устроения России. Многообразие точек зрения зачастую заменяется противостоянием противоположных подходов, складывающихся в некоторые “лагеря”. Согласно принципам западнического крыла модернизаторов Россия должна максимально быстро преодолеть “груз прошлого”, все “соблазны”, “пагубные утопии”, встречавшиеся на ее пути. Иногда как констатация неизбежности, но иногда и с явным удовлетворением отмечается, что произошло “крушение” и “распад” России и в ее истории наступил (в очередной раз!) “переломный период”. Россия должна изменить свой геополитический и цивилизационный облик, а во многом сменить и сам народ, представленный “многочисленными, но отсталыми группами и слоями”. По таким представлениям, максимально быстрое и форсированное усвоение западных, прежде всего американских образцов обеспечит необходимое осовременивание российского общества, без чего оно может скатиться до уровня второстепенной слаборазвитой страны.
Призыв к “коренному повороту истории”,к “преодолению позорного прошлого”, к “смене цивилизации” из публицистического контекста переходят в научный оборот. Тезис о тотальной “ненормальности” России в прошлом и настоящем стал чуть ли не общим местом в выступлениях как представителей либеральной интеллигенции, так и официальных реформаторов. Лишь с большим трудом и замедленными темпами проникает в научный оборот идея специфичности и многообразия процессов модернизации, их зависимости от принимающей среды, идея цивилизационного своеобразия, присущего всей мировой истории и сохраняющего свое значение и в современности.
Политико-идеологические крайности прозападной демократии порождают столь же упорное — и растущее — противостояние право-националистических сил. Как тотальное “преобразование” сложившихся типов жизнедеятельности, подрывающее жизненное обеспечение — хозяйственное, социальное, духовное, моральное — значительных масс населения, так и приводимые для них идейные обоснования вызывают антиномичное (тотальное) неприятие. Национально-патриотические программы направлены на приоритетное решение принципиально иной задачи: поиск формулы “национального самосохранения”, “спасения России”, восстановления ее духов
но-нравственных ценностей, дававших основу для единства народов громадного евразийского пространства или даже для “всечеловеческого единения”.
Каждая из сторон обращается к тем или иным фактам социальной реальности или тем или иным компонентам совокупного общественного опыта, чтобы отстоять свою правоту. Однако сложность и многообразие происходящих процессов имеют неоднозначный и противоречивый характер. Поэтому нельзя ограничиться описанием “пагубного” наследства прошлого или “катастрофических” последствий реформ для полноценного анализа перспектив трансформации российского общества.
Как мы видели в гл. XIV, процесс модернизации не может рассматриваться как осуществление некоторой “образцовой” модели, сформированной на опыте некоторых западных стран, которые реализовали позднеинду-стриальный тип общественного производства или переходят к постиндустриальному. Этот процесс во всякой стране неизбежно развертывается через некоторые противоречия, накладывающиеся на реальную социально-экономическую, политическую и социокультурную специфику данного общества. Через выделение такого рода противоречий в социокультурном плане мы можем более системно представить себе общий характер происходящих процессов.
Развитие или сохранение? Первым, наиболее очевидным и легко воспринимаемым противоречием процесса модернизации в сфере собственно культурной является противоречие между необходимость достаточно быстрого обновления сложившегося культурного достояния и системы духовной регуляции, уже не отвечающей новым потребностям общества, и сохранение того ценного, что поддерживает жизненно важные функции общества в его многообразной и многоуровневой системе производства и деятельности. Это противоречие выливается как в российском обществе, так и в других странах, в противостояние, а подчас и в ожесточенную борьбу между модернизаторами и консерваторами, между западниками и сторонниками российской самобытности, авангардистами и классикалистами, между сторонниками новой индустрии культуры и ее перевода на рыночные отношения и теми, кто отстаивает гуманистическое достояние культуры прошлых эпох,
Обе сферы культуры имеют соответствующее функциональное значение для полноценного существования общества, поэтому их противостояние вызывает социальные, культурные и психологические разлады. Если критика негативных и пагубных явлений в прошлой истории общества переходит в тотальное отрицание и изничтожение позитивных достижений в прошлом, в попытку создавать “с чистого листа” новую историю и культуру, то в общественном сознании широко распространяется ощущение утраты жизненных ориентиров и ценностей, анемичности (ненормативности) жизни. Новые прагматические ориентации не могут возместить весь комплекс утрачиваемых ценностей, так как важные сферы человеческого существования и социальной регуляции нуждаются в поддержании и постоянном воспроизводстве функциональных норм, ценностей и смыслов, вошедших в цивилизационное достояние данного общества.
Утверждение утилитарных ориентации, романтизация “здорового бизнеса” и поэтизация богатства и потребления могут заполнить лишь ограниченное место в культурном комплексе общества, за рамками которого по-прежнему необходимы идейно возвышенные, высокодуховные ориентации, устойчивые идеалы и представления о должном и достойном.
Развитие или социальная стабильность? Первое сущностное противоречие процессов модернизации в российском обществе — это столкновение между потребностью в радикальном обновлении и преодолении сложившихся в обществе застойных порядков, приведших к нарастающему отставанию общества от современного мирового уровня, с одной стороны, и необходимостью поддержания социальной стабильности и единства общества — с другой. Как в хозяйственном, так и в социо-культурном плане обновление означает прежде всего широкое внедрение рыночных отношений и частной собственности, что в принципе резко ограничивалось системой государственного социализма как в идеологических принципах, так и на практике. Это означает, что подвергается радикальному изменению система социализа
ции общества в целом: резко сокращается сфера комму-питарных (межличностных) отношений, определявшихся как “социалистические”, и расширяется сфера товарно-денежных связей. В ценностном плане это сопровожда-пся расширением предпринимательских, достижитель-пых, прагматических ориентации, получающих соответст-иующую поддержку со стороны реформаторских кругов.
Мы уже видели, что такого рода перемены неизбежно влекут за собой подрыв сложившихся моральных норм и ценностей, что выражается как в “падении нравов”, гак и в росте корыстных, коррумпированных, криминальных отношений.
Наложение и столкновение разных типов социальности усиливается и растущим классовым разделением. Такое разделение, с одной стороны, — необходимое условие становления рыночных отношений. С другой стороны, стихийный процесс расслоения приводит не только к резкому расслоению на богатых и бедных (в гораздо большей степени, чем в советский период или по сравнению с буржуазными странами), но и к резкому возрастанию количественных диспропорций — между небольшим числом сверхбогатых и растущим числом беднеющих слоев — при малочисленном среднем классе.
Это не только экономическая и не только нравственная проблема, но и социокультурная, так как последствием такого расслоения становится не только количественная диспропорция, но и наследственный характер массовой бедности — на фоне растущего благополучия немногочисленных слоев, которые унаследовали свои привилегии и которым реформы обеспечивают благоприятные условия для дальнейшего продвижения. Резкое различие доходов сопровождается ломкой системы социального обеспечения, что выражается в развитии платного образования и здравоохранения. Недовольство беднейших слоев, которым “нечего терять” и которые ощущают себя ограбленными и жертвами обмана, неизбежно подрывает стабильность в обществе. Привилегии элиты, стремящейся к быстрому обогащению любой ценой, ощущаются как нелегитимные, полученные за счет присвоения общенародного достояния, а не накопления через самоограничение и инициативное расширение общественного производства.
Вместе с тем негативным последствием становится подрыв стимулирующей функции в отношении тех слоев, которые не видят для себя шанса выбраться из бедности. Ставка на немногочисленную группу экономически активных собственников как социальную опору реформ и предоставление им хороших стартовых возможностей неизбежно дестабилизирует весь процесс модернизации, у значительной части населения возникает состояние аномии и чувство отчуждения от общества, что сужает размах инициативы в обществе и подрывает его человеческий потенциал*.
Заимствования или самобытность? Второе противоречие — между необходимостью широкого заимствования современного мирового опыта и сохранением самобытности общества, без которого оно перестает быть самостоятельным субъектом мировых отношений. Широкая открытость.общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, прежде всего высокоразвитых стран. Однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имитаторство, перенос излишних элементов чужеродных культур, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов чужеземной культуры, без должной адаптации к своему достоянию, оборачивается не только духовным, но и социальным разладом, порождающим реакцию отторжения. Происходит растущее расхождение между классовыми и социальными группами, центром и провинцией,поколениями.
Форсированная вестернизация происходит через внедрение прежде всего гедонистических ориентации, способствующих потребительскому “включению” в мировой рынок, и той массовой культуры, которая утверждает потребительские ценности, обеспечивает манипулятивное отвлечение от содержательного участия в общественной жизни, культ развлечений.
Биосоциальные компоненты западного общества, встроенные в упорядоченную систему регуляции, обеспечиваемую институтами частной собственности, политиче-
• См.: Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации//Социологический журнал.— 1994,— № 1.
' кой системой, глубоко внедренными моральными и цен-
.х-тными механизмами, получают возможность облегченною проникновения в дезорганизованную структуру рос-| “некого общества и стимулируют в нем встречную би-оциальную реакцию. Утверждается конфликтный ва-i;iHT модернизации (рассмотренный в гл. XIV), означающий растущие социальные антагонизмы, демонстрационное потребление, массовую деморализацию населения, коррупцию, этнические конфликты, произрастание мафиозных структур,девиантное поведение и т.д.
Это противоречие реализуется через поляризацию ус-гановок политически активного населения России в форме двух противостоящих стратегий: а) присоединение к.“ападной модели — решительная вестернизация страны;
б) формирование специфической цивилизационной модели, учитывающей достижения Запада, но при этом осно-нывающейся на собственной исторической и культурной градиции, собственном типе мотивации. Естественно, что но втором случае предполагается энергичное социокуль-турное дистанцирование от Запада, защита от его “соблазнов” то ли с помощью контр-идей, то ли новых охранительных — в широком смысле слова — барьеров.
Часто встречающийся в публицистике призыв “войти в мировую цивилизацию” подразумевает наличие лишь одной цивилизации — европейско-американской. Между тем,как мы видели, несмотря на преобладание западной культуры в мировых культурных процессах сохраняются и устойчивые структуры других мировых цивилизаций. Россия имеет свои цивилизационные характеристики, и хотя эти характеристики отличаются противоречивостью, общество не может допустить отрыва от своего культурного достояния. Слепое копирование образцов иноземной культуры, без должной адаптации к своему достоянию, оборачивается не только духовным, но и социальным разладом, порождающим реакцию отторжения. При этом следует иметь в виду, что принято различать по крайней мере “два Запада”: католический или протестантский или, как предпочитают говорить политологи, континентально-европейский и атлантический. И различие сказывается не только в политических системах или конфессиональных привязанностях, но и в степени приверженности культурному достоянию Европы или своей национальной культуры.
Распад централизованного государства, связанного прежде с Российской империей, а затем с СССР, не означает устранения исторически складывающихся связей и отношений с Востоком. Взаимодействие России с восточными регионами —постоянный фактор ее истории, и “евразийское” начало в цивилизационном облике России — важнейший компонент ее социокультурного и геополитического устройства. Вместе с тем, Россия издавна втянута в орбиту западной цивилизации и соединяет в себе оба начала, что создает постоянное поле острых противоречий. В этом соединении противоречивых начал — та важнейшая составляющая, которая постоянно формировала облик России.
Этническое •^ общенациональное - мировое. Третье противоречие — между процессами национальной консолидации, которые сопутствуют процессам модернизации, и поддержанием межнационального взаимодействия. Распад единой централизованной политической и культурно-идеологической системы регуляции бывшего СССР выявляет отсутствие устойчивых общих механизмов интеграции и стабилизации общественных отношений. В этих условиях естественно происходит реставрация прежних форм социокультурной саморегуляции более низкого уровня, отличающихся локальностью в пространственных и временных измерениях. Этническое и национальное возрождение, увязываемое с политическим самоопределением, предстает как реставрация сепаратистских модусов бытия, значение которых к концу XX в. во многом исчерпалось. Функционирование такого рода социокуль-турных общностей требует введения сложного корректирующего механизма, отнюдь не сводимого ни к межгосударственной политике, ни к “миротворческим силам”. Политика и власть имеют свои пределы, они функционируют в пространстве между волей к власти и политической культурой общества в целом или совокупной культуры его различных частей. Нужна достаточно хорошо налаженная система взаимодействия разных компонентов общественной системы, чтобы политический механизм был в состоянии решать задачи установления согласия.
В переходных условиях происходит интенсивное возрождение и утверждение тех социокультурных типов интеграции, которые служат исходной основой складывания человеческих общностей. Характерной особенностью современных процессов, которые протекают в постсоветском обществе, является сильное проявление именно этнического фактора наряду с национальным или цивили-зационным,а подчас и его преобладание. Этнические общности, основанные на единстве “крови и почвы”, т.е. генетического родства и сходства природно-хозяйствен-ной среды, становятся важной “витальной” формой первичной самоидентификации локальных общностей в силу ослабления всех связей более высокого уровня