Результаты политики идентичности, направленной внутрь города

    Политика идентичности проводимая транслируется по двум основным каналам. Во-первых, через прессу. Во-вторых, через, непосредственное включение людей в этот процессе трансляции через организацию массовых праздников.

Безусловно, важнейшим каналом трансляции проводимой политики идентичности является пресса, поскольку охватывает фактически всё население города. Здесь находят отражение основные события международного сотрудничества и также презентуются те черты города, которые делают его важным субъектом взаимодействия.

Пресса в Выборге является фактически единственным средством массовой информации[lxxxix], из которых жители узнают о политической повестке дня в городе. Безусловно, презентация позитивных результатов сотрудничества будет в общественном мнении соотноситься с заслугами действующей власти города. Газеты часто публикуют отчёты о поездках выборгской администрации в Финляндию, чтобы, как заметил один журналист, “у выборжан не сложилось мнение, что представители власти скатали туда на экскурсию”[xc].

    С точки зрения легитимации своих действий, интересно формирование и продвижение внутри города политики идентичности в связи с попыткой формирования в Выборге в 1993 году свободной экономической зоны. В этот период главная газета города “Выборгские ведомости” была названа “газетой свободной экономической зоны”, что, безусловно, определило этот проект в качестве приоритетного на тот период. Кроме того, в каждом выпуске газеты присутствовала колонка “СЭЗ Выборг: день за днём”, где рассказывалось о главных событиях, связанных с проектом, преимуществах, которые он мог бы принести и, не в последнюю очередь о руководителе рабочей группы, который руководил проектом по созданию свободной экономической зоны. Проект свободной экономической зоны оказался недолговечным в силу различных экономических и иных причин, которые не являются предметом данного исследования, однако, представляется, что этот проект был показателен с точки зрения проведённой политики идентичности.

  Кроме этого, для Выборга важным каналом трансляции политики идентичности является сопровождение различных международных проектов народными праздниками. “Любой экономический проект связан с общечеловеческими отношениями. Вот пропускной пункт открывают новый. Ведь это праздник для всех. Приглашается много людей”[xci] - замечено в одном из интервью. Так, через возможность реально прикоснуться к плодам сотрудничества, формируется картина включённости жителей города в процесс приграничного взаимодействия. Как отмечают чиновники, это важно с точки зрения взаимопроникновения культур и построения т.н. “народной дипломатии”. 

    Важно с точки зрения легитимации процесса трансграничного взаимодействия и создания “базы поддержки” для его развития. В Выборге существует много проектов, связанных с реконструкцией истории, которые являются частью формируемого туристического продукта, но в которых, однако, задействовано местное население. Один из таких проектов связан с восстановлением деревни викингов. Организовываются рыцарские бои. Эти мероприятия направлены на формирование осознания общей истории, поскольку те исторические эпизоды, которые реконструируются, по сути не имеют отношения к истории российской. Эти реконструкции, рассматриваются элитами города, по словам одного из представителей, как объекты возможного зарубежного финансирования. Однако, безусловно, с точки зрения формирования туристического продукта, эти мероприятия, связанные с реконструкцией истории могут принести материальные выгоды в виде поступлений в муниципальный бюджет. 

    В городе организовываются массовые праздники, которые связаны с датами развития партнёрских и побратимских отношений. В 2006 году планируются мероприятия, связанные с десятилетием сотрудничества со шведским городом Нючёпинг. Далее планируется юбилейные мероприятия, связанные с двадцатилетием сотрудничества с финской Лапеенрантой.  

 

       Как уже указывалось, политика идентичности, направленная вовне города, адресованная зарубежным партнёрам, требует проведения этой же политики идентичности внутри города, с целью недопущения т.н. “двойных стандартов”. Однако, проведение такой политики идентичности внутри региона, может наталкиваться на ряд препятствий. Если политика “гендерного равноправия”, политика толерантности и др., в большей или меньшей степени находит отражение в реальности, то совсем иначе дело обстоит с теми чертами образа города, которые подразумевают включение общественности в политическую жизнь. Такое нововведение городской администрации, как публичные слушания, было встречено вполне справедливыми негативными газетными публикациями с заголовками “Публичные слушания прошли без публики”. На деле, публичные слушания, посвященные проблемам строительства в Выборге, оказались обсуждением проблем в кругу заинтересованных лиц, где присутствовали “докладчики, сотрудники администрации и представители коммунальных предприятий, плюс один газетчик”[xcii].  Оставляя за скобками вопрос об особенностях массового поведения, не ясным остаётся смысл проведения общественных слушаний, где обсуждаются уже фактически принятые решения. В подобных ситуациях, имидж, экспортируемый во вне города, перестаёт соответствовать имиджу проводимых мероприятий внутри местного сообщества. Что в конечном итоге ставит под сомнение смысл проведения политики идентичности.

Заключение

     Международное измерение является той ключевой базой, в связи с которой конструируется и проводится политика идентичности. Такая политика идентичности имеет три адресата. Во-первых, она направлена на иностранных партнёров, во-вторых, на другие города и территории России, в – третьих, внутрь самого города. Конструирование политики идентичности, связанное с международными связями, в отношении различных адресатов преследует разные цели.

   В отношении иностранных партнёров политика идентичности направлена на формирование положительного имиджа города и повышение интереса к городу со стороны международного сообщества с целью привлечения ресурсов из-за рубежа и превращения приносящего выгоды приграничного сотрудничества в устойчивый институт.

  В отношении других городов и территорий, международное измерение политики идентичности используется как доказательство вестернизации города, что  формирует его отличия как европейского города по сравнению с другими городами и регионами России.

  И, наконец, международное измерение политики идентичности, направленное внутрь города преподносится элитами как главный источник развития города и используется в качестве аргумента для упрочения собственного статуса.

   Важно то, что политика идентичности, конструируемая в отношении иностранных партнёров, в конечном итоге определяет конструирование этой политики на двух других уровнях.

  Эффективность политики идентичности в конечном итоге зависит от уровня иностранного партнёра, с которым осуществляется сотрудничества. Та, она фактически не имеет значения в процессе взаимодействия города и Европейского союза в рамках различных программ. Это происходит потому, что в масштабах ЕС голос небольшого города просто не будет услышан, а включённость города с сеть сотрудничества можно будет объяснить только с точки зрения географии. Тогда как в процессе сотрудничество непосредственно с Финляндией, Швецией или их составными частями, политика идентичности может играть значимую роль в процессе международных связей.

  Кроме того, в отношении иностранных партнёров использование географического или исторического  источника в формировании политики идентичности выполняет функцию скорее легитимации этого сотрудничества, тогда как использование т.н. нормативного источника будет являться важным с точки зрения превращение сотрудничества в устойчивый институт. Нормативный источник будет важен с точки зрения формирования общего пространства и предсказуемости действий. Для международных связей политика идентичности, основанная на адаптации западных норм в городской политической жизни действительно важна в качестве “катализатора” или дополнительного инструмента их дальнейшей институционализации. И в сочетании с различными проявлениями “восстановления прерванных традиций” может давать позитивный эффект.

     Международным связям в политике идентичности города Выборга отводится, безусловно, значительное место потому, что результаты этого сотрудничества и его развитие оказывают действительно важное для города значение. Однако, не возможно поставить вопрос таким образом, что от успеха или провала проведения политики идентичности зависит сам факт развития сотрудничества. Это, безусловно, было бы преувеличением. Очевидно, что оно будет так или иначе осуществляться, поскольку Выборг является приграничным городом, и интересы элит во многом с неизбежностью будут связаны с заграничными территориями. В этом, пожалуй, будет отличие от неприграничных городов и регионов, которым надо прилагать значительные усилия для привлечения иностранных партнёров.

    Скорее здесь резоннее ставить вопрос о качестве этого сотрудничества в смысле извлечения реальных выгод, как для города, так и для элит. Важно чтобы Выборг был не только реципиентом европейских программ и предложений, но реальным субъектом трансграничного взаимодействия, способным формулировать собственные стратегии и предложения. И здесь политика идентичности, проводимая в связи с трансграничным взаимодействием, является действительно важным инструментом, по крайней мере, на этапе формулирования таких предложений и стратегий. Однако, закрепление за городом репутации действительно значимого субъекта приграничного сотрудничества и надёжного партнёра потребует не только грамотного проведения политики идентичности в отношении международных связей, но воплощения на практике тех преимуществ, которые пока не имеют отношения к действительности.

    Сейчас можно говорить о том, что международное измерение в политике идентичности ещё долго будет оставаться определяющим, поскольку сегодня перед элитами города стоит цель “создание заграничного образца жизни и управления в России”, когда, например, “москвичи могли бы  всё посещать в Выборге, не пересекая границу”[xciii].  

 

     Однако, можно заметить, что в Выборге в формировании и продвижении международного измерения политики идентичности участвуют не только элиты. Безусловно, по причине благоприятного для этого географического положения города, в этом процессе участвуют и некоммерческие общественные организации, различные творческие союзы. Эти организации аналогичным с элитами образом могут получать выгоды от сотрудничества устанавливая контакты напрямую и затем транслировать политику идентичности через организацию совместны мероприятий и СМИ. Но этот вопрос требует специального исследования.

 

 

Примечания


 


[i] См. Борисов С. Внешнеполитическая деятельность российских регионов как атрибут их политической самоидентификации //http://pubs.carnegie.ru; Рыхтик М.И. Региональный фактор во внешней политике государства // Регион в составе федерации: политика, экономика, право. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1999

[ii] Об этом понятии см. Белокурова Е. Петрозаводск: ресурсные сдвиги и ограниченный консенсус в кн. Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России, 1991-2001, С.229

[iii] Морозов В.Е. Мифология Санкт-Петербурга и транснациональные процессы в регионе Балтийского моря //http://www.edc.spb.ru/conf2001/Morozov.html; Joenniemi P. The new Saint-Petersburg: a case of border-making or border braking? Working Paper No.37/ 2001. Copenhagen: Copenhagen Peace Research Institute, 2001; Марин А. В поисках европейской идентичности на Севере России: парадипломатическая деятельность республики Карелия. - Российские регионы в мировом пространстве: между глобализмом и протекционизмом. Материалы круглого стола/ Под ред. Макарычева А. С. Нижний Новгород, 2002

[iv] Малякин И. Три возраста региональной мифологии, Pro et Contra, Т. 5, №1, Зима, 2000

[v] Магомедов А. Мистерия регионализма Мистерия регионализма. Региональные правящие элиты и региональные идеологии в современной России: модели политического воссоздания “снизу” (сравнительный анализ на примере республик и областей Поволжья). М.: Московский общественный научный фонд; 2000

[vi] Гельман В., Попова Е. Региональные политические элиты и стратегии региональной идентичности в современной России в кн. Центр и региональные идентичности в России / Под ред. В. Гельмана и Т. Хопфа. – Спб.: М.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге; Летний Сад, 2003

[vii] Морозов В. В поисках Европы: российский политический дискурс и окружающий мир //Неприкосновенный запас, № 4, 2003; Серия статей Иноземцев В., Кузнецова Е. Возращение Европы. В поисках идентичности: европейская социокультурная парадигма // Мировая экономика и международные отношения, №1,2,4,6, 2002

[viii] Бергер П.. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Москва. Медиум, 1995

[ix] T. Hopf Constructivism at home

[x] T. Hopf, P. 12

[xi] Castells M. The power of identity. – Cambridge, Mass.: Blackwell, 1997. – P. 8. Цит. по  Миненков Г.Я. Политика идентичности с точки зрения современной социальной теории

[xii] Гельман В. Политические элиты и стратегии региональной идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии, №2, Т. VI, 2003, С.

[xiii] Гельман В. Политические элиты и стратегии региональной идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии, №2, Т. VI, 2003, С.

[xiv] R. Putnam Diplomacy and Domestic politics: The logic of two-level games // International Organization, Vol. 42, No. 3 (Summer, 1988), P. 460 

[xv] См. Гельман В. Указ. соч.

[xvi] Hobsbawm E. Ranger T. The Invention of Tradition / Cambridge: Cambridge Univercity Press, 1983 Перевод // http://www.vshu.ru/students/4/new_02410_01.doc

[xvii] Hobsbawm E. Ranger T. Указ. соч.

[xviii] Гельман В. Политические элиты и стратегии региональной идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии, №2, Т. VI, 2003, С.

[xix] Об испольозовании этого типа интервью см. Семёнова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998, С. 105

[xx] Об анализе критического случая см. H. Eckstein Case study and Theory in Political Science in: Regarding politics: essays on political theory, stability and change. University of California Press, Berkeley and Los Angeles, Ltd Oxford England, 1992

[xxi] Магомедов А. Мистерия регионализма Мистерия регионализма. Региональные правящие элиты и региональные идеологии в современной России: модели политического воссоздания “снизу” (сравнительный анализ на примере республик и областей Поволжья). М.: Московский общественный научный фонд; 2000

[xxii] В случае Выборга в этом отношении особенно показательно проведение кинофестиваля “Окно в Европу”

[xxiii] Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России /Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. – М. – Волгоград:, 2002, С. 520

[xxiv] Там же

[xxv] Там же

[xxvi] Марин А. В поисках европейской идентичности на Севере России: парадипломатическая деятельность республики Карелия. - Российские регионы в мировом пространстве: между глобализмом и протекционизмом. Материалы круглого стола/ Под ред. Макарычева А. С. Нижний Новгород, 2002, С.83.

[xxvii] Морозов В. Морозов В.Е. Мифология Санкт-Петербурга и тринснациональные процессы в регионе Балтийского моря //http://www.edc.spb.ru/conf2001/Morozov.html

[xxviii] Там же

[xxix] Медведев А. В Выборге присутствует ганзейский дух // Выборгские ведомости от 30 марта 2006 // http://vyborg-press.ru/archive.

[xxx] Жизнь Выборга // vbg.spb.ru/~history

[xxxi] Там же

[xxxii] Там же

[xxxiii] Гришина Л.И. Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Паямтные меята Ленинградской области. Л., “Лениздат”, 1973, С. 151

[xxxiv] Цит. по Белокурова Е. Ноженко М. Яргомская Н. Создание единого информационного пространства как средство формирования региональной идентичности Северо-запада // http://www.iriss.ru

[xxxv] Выборгские ведомости № 23, от 10 февраля 2000 года

[xxxvi] Интервью с N2

[xxxvii]Волкова Л. Земля у нас общая и история одна // Выборгские ведомости, № 18 (1177), от 9 марта 2006 / http://vyborg-press.ru/archive/issue54/

[xxxviii] Морозов В. Указ. соч.

[xxxix] См. сайт геральдического бюро “Найпорт”

[xl] Выборгские ведомости, № 15 (1174), от 27 февраля 2006

[xli] Там же

[xlii] Выборгские ведомости, № 17 (1176), от 6 марта 2006

[xliii] Из интервью с N1

[xliv] Там же

[xlv] Там же

[xlvi] Из интервью с N1

[xlvii] Из интервью c N1

[xlviii] Политика нуждается в твёрдом женском влиянии // Выборгские ведомости, от 11 апреля 2006 на // http://vyborg-press.ru/archive

[xlix] Там же

[l] Решение Совета Депутатов Выбогского городского поселения № 66 от 25.04.2006г.Об утверждении порядка организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Выборгское городское поселение» // www.city.vbg.ru/documents

[li] См. официальный сайт Администрации г. Выборга // www.city.vbg.ru/documents

[lii] Постановление главы администрации МО Выборгское городское поселение № 134 от 19.04.2006 // www.city.vbg.ru/documents

[liii] Постановление главы администрации МО Выборгское городское поселение № 117 от 13.06.2006 О проведении конкурса на оказание услуг по предоставлению мобильной связи // www.city.vbg.ru/documents

[liv] № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд //http://www.goszakupki.ru/acts/law94.htm

[lv] Из интервью c N7

[lvi] Из интервью c N7

[lvii] Из интервью с N3.

[lviii] Там же

[lix] Из интервью с N4

[lx] Иноземцев В. Кузнецова Е. Возвращение Европы. В поисках идентичности: европейская социокультурная парадигма (статья четвёртая) // Мировая экономика и международные отношения, №6, 2002, С. 8

[lxi] Из интервью с N3

[lxii]ФЗ “Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов федерации

[lxiii] Из интервью N  7

[lxiv] Из интервью N1.

[lxv] Там же

[lxvi] Выборгские ведомости, № 42, от 20 ноября, 1993

[lxvii] Р. Нюберг Финский залив — новый Эресунн.. «Северное измерение» и транспортная инфраструктура северо-западной России в кн. Северное Измерение и реальность // http://www.rue.ru/docs/10.doc

[lxviii] Из интервью с N2

[lxix] Там же

[lxx] Там же

[lxxi] Медведев А. В Выборге присутствует ганзейский дух // Выборгские ведомости от 30 марта 2006// http://vyborg-press.ru/archive

[lxxii] Выборг: кратко и интересно. Исторические зарисовки. – Выборг: Калинина Л.Г., 2005, С. 1

[lxxiii] Там же

[lxxiv] Морозов В. Морозов В.Е. Мифология Санкт-Петербурга и транснациональные процессы в регионе Балтийского моря //http://www.edc.spb.ru/conf2001/Morozov.html

[lxxv] Интервью с N 1

[lxxvi] Там же 

[lxxvii] Выборг: кратко и интересно. Исторические зарисовки. – Выборг: Калинина Л.Г., 2005, С. 1-2

[lxxviii] Из интервью с N4

[lxxix] Из интервью c N4

[lxxx] Из интервью с N4

[lxxxi] Выборг: кратко и интересно. Исторические зарисовки. – Выборг: Калинина Л.Г., 2005, С. 1-2

[lxxxii] Интервью N3

[lxxxiii] Интервью с n3, интервью с n2 

[lxxxiv] Выборгские ведомости, № 34, от 21 июня 2002 года

[lxxxv] Из интервью c N 5

[lxxxvi] Миеттинена кончился “медовы месяц” // выборгские ведомости, №98, от 17 декабря 2004 года // сайт 

[lxxxvii] Выборгские ведомости № 7 от 18 января 2000

[lxxxviii] Выборгские ведомости №69-70, от 21 апреля, 2000 года

[lxxxix] В Выборге существует собственные передачи в рамках канала СТС и также радио – станция, однако эти СМИ скорее принадлежат к категории развлекательных

[xc] Реально то что выгодно // Выборгские ведомости, № 46, от 17 декабря 1993 г.

[xci] Из интервью с N1

[xcii] Шинов А. Публичные слушания прошли без публики // Выборгские ведомости, от 10 мая 2006 года // http://vyborg-press.ru/archive/issue74

[xciii] Из интервью с N3




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: