Глава 4.Политика идентичности, адресованная другим городам и территориям России

Цели. 

 

      Различные аспектов конструирования международного измерения политики идентичности могут быть адресованы к другому внешнему получателю, а именно к другим городам и территориям России. Здесь, в качестве основной цели конструирования и продвижения политики идентичности элиты могут ставить повышение своего статуса внутри если не всего российского политического сообщества, то, по крайней мере, внутри Ленинградской области.

      Получение признания своего города от других российских городов или территорий может сыграть действительно важную роль в формировании привлекательного имиджа в глазах партнёров по международному сотрудничеству.

      С другой стороны, существует определённая степень вестернизации города, которую город приобретает в процессе международного сотрудничества. И апелляция к различным достижениям города, осуществлённым в рамках приграничного взаимодействия, может служить важным аргументом в получении каких-либо преимуществ в рамках Ленинградской области или России. Поэтому те же стратегии политики региональной идентичности, что и в направлении западных партнёров, могут реализовываться в отношении российских территорий. Но в этом случае аспекты этой стратегии, то есть введение различных западных норм (см. раздел 2.2, С.12), могут презентоваться как преимущество перед другими, полученное в результате сотрудничества.

 

 4.1. Стратегии.

     Помимо стратегии презентации тех западных норм, о которых речь шла выше, в качестве свидетельства принадлежности к Европе, существуют и некоторые специфические стратегии, направленные за пределы города, в отношении других территорий России.       

    Такая “принадлежность к Европе” оправдывается всё тем же историческим фундаментом, который связывает город с Европой. Это определяет и тот “культурный багаж”[lxxii], который имеет город. На этом основывались те характеристики, которые использовались ещё в Советское время. В Советское время названия вроде “Ключ Финляндии”, “ворота Запада в Советский Союз”, “остриё Шведского копья, направленное на восток”[lxxiii], позволяли подчёркивать свою принадлежность к Западу на фоне “полуазиатской страны”[lxxiv].

  Представители политических элит Выборга не редко заявляют о своей лидирующей роли, о роли инициатора интенсификации сотрудничества на Северо-Западе России, или, по крайней мере, сотрудничества между Ленинградской областью и Финляндией. Так, несколько представителей выборгских элит заявили о том, что сотрудничество Швеции и ленинградской области началось именно и них. Один же респондент при этом добавил, “что возможно у России вообще не было отношений со Шведским королевством”[lxxv].

   Для элит характерно и подчёркивание своей роли в укреплении границы. “ Как выразился министр обороны Российской Федерации, мы будем укреплять границу в Грузии или в Украине, если они вступят в НАТО. Корреспондент спрашивает, а где вот беспроблемные границы? Ну.. Я считаю, что с Финляндией у нас беспроблемная граница”[lxxvi], - было сказано одним из представителей администрации, в контексте повествования о важности осуществляемых в Выборге проектов приграничного сотрудничества. Хотя, вполне очевидно, что существуют внешне и внутриполитические предпосылки более высокого порядка, которые определили такое заявление министра обороны.   

   Развитие международного сотрудничества приводит к т.н. вестернизации города. На этой основе затем формируется стратегия, т.н. “самого европейского города” области. Именно поэтому, в прессе и в речах элит воспроизводятся утверждения вроде того, что присутствует в одном из путеводителей по Выборгу: “настоящее время у города есть все основания к возвышению своего положения в составе Российской федерации”[lxxvii].  

     Важное направление конструирования международного измерения политики идентичности является конструирование и постоянное воспроизводства своих отличий от других районов и городов Ленинградской области. Очевидно, что конструирование этих преимуществ основывается именно на том, что в Выборге присутствует интенсивное приграничное взаимодействие, которое в этой связи характеризуется как имеющее благоприятные последствия для города. Это находит отражение в таких весьма показательных характеристиках собственного города, которые нередко воспроизводятся в прессе как:

- “мы не какая-нибудь там Луга”

 - “из всех городов Ленинградской области у нас более всего выражена история”

(думается, что к числу этих городов всё же не причисляется г. Санкт - Петербург)

- “в другие города области приедешь, там кафе одно и ресторан один, а у нас всё на высоком уровне” 

    Для городских элит Выборга важно, что в процессе взаимодействия с финнами по поводу исторического наследия города, они имеют возможность позиционировать себя как представителей всего российского народа. Хотя эта стратегия скорее адресована внутрь России, поскольку именно относительно них такое повышение собственного статуса может быть особенно значимо. “Они обозначили это как межгосударственный проект, большой, юбилейный. У них там оргкомитет большой, с участием российской стороны на уровне московской (скорее здесь имеется в виду Государственная дума РФ) Думы. И Выборг в этом большом проекте занимает главное место”[lxxviii], - было сказано чиновником выборгской администрации. “Я считаю, что памятник должен быть, потому что это великий человек, признанный двумя народами”[lxxix], - цитировал мэра города Выборга глава одного отдела.

     В этой же стратегией повышения собственного статуса в глазах российских городов и территорий связана постановка акцента на том, что “в Финляндии есть даже сообщества Выборжан, людей, родившихся в Выборге”[lxxx]. Это презентуется как наличие своего рода “диаспор”, что, несомненно, подчёркивает важность и значимость города.

     Очевидно, что “Европейские черты”, которые формировались в результате смены “государственных эпох” в Выборге, думается, вряд ли являются уникальными для иностранных партнёров. Однако, эти черты формируют уникальность Выборга в глазах других городов и территорий России, особенно в контексте существующего в России представления о Европе как о развитом мире. И в этой связи советский период в жизни города может представляться периодом провинциализации[lxxxi], периодом “прерывания традиции”.

      В отношении российских городов и регионов формируется стратегия “локомотива” в сотрудничестве на Северо-западе России, которая предполагает позиционирование Выборга как инициатора многих важных для процесса сотрудничества проектов. Элитами делается акцент и на своей значимости и в рамках программы Северное Измерение. Один из представителей элит города отмечал, что “Финляндия фактически зависит от Выборга в реализации программы” и что “финансирование Финляндия получает за счёт нашего партнёрства”[lxxxii]. Элитами тиражируются фразы о том, что Выборг есть “значимый город для Финляндии на постсоветском пространстве”[lxxxiii].  

          

Результаты

 

      Стратегия собственного позиционирования как отличного от других российских городов в силу своей “принадлежности к Европе”, находит отражение в том, что “ни в одном городе областного подчинения не проводится столько фестивалей и других оригинальных мероприятий отнюдь не районного значения, сколько в Выборге”. Международные фестивали, на которые приглашаются и чиновники как Ленинградской области, так федерального уровня, нередко вполне успешно используются для привлечения внимания к проблемам города. Здесь также срабатывает аргумент международной известности для привлечения дополнительного внимания или материальной помощи. Так, в одной из газетных публикаций, было заявлено о намерении пригласить чиновников от культуры ЛО в замок на оперу, проводимую в рамках фестиваля “Звёзды белых ночей ”, для привлечения внимания к проблемам Выборгского замка[lxxxiv].

      Представляется, что, политика идентичности в отношении других городов и территорий России нацелена на признание приоритетного положения города в рамках области и формирование заметной позиции в России.

    Так, Выборгу удалось получить льготы от правительства Ленинградской области в осуществлении инвестиционных проектов.  Опять же сложно в точности сказать, в какой степени оказалась успешна именно политика идентичности, однако здесь важно, что в обосновании необходимости предоставления этих льгот, о чём говорил один представителей администрации, использовались те стратегии, которые описаны в разделе 4.1.  

     Вполне успешно реализуется стратегия продвижения Выборга как туристического бренда, что, в свою очередь является отражением успеха в привлечении иностранных инвестиций в реконструкцию города.

     Развитие международного сотрудничества даёт Выборгу немало преимуществ с точки зрения собственной презентации как “европейского города” в рамках взаимодействия с другими городами и территориями России. Так, Выборг участвует в работе ассоциации “Союз городов Северо-Запада России”, которая объединяет 22 города. “Можем поделиться в деле сохранения памятников истории. Нам есть что рассказать. Здесь у нас много наработано.  Есть много опыта по формулированию инвестиционных предложений, заявок и прочего. У нас большой опыт приграничного взаимодействия, есть, чем поделиться”[lxxxv]- так был определено значение города в рамках этой организации.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: