Глава 4. Политика идентичности, направленная внутрь города

Цели

     Формирование международного измерения политики идентичности, адресованное внешним получателям, иностранным партнёрам и другим городам и регионам России, влечёт за собой необходимость проведения аналогичной политики идентичности и на местном уровне. В таких действиях может быть реализован ряд целей, связанных с укреплением позиций элит внутри города.

     Во-первых, необходимо установить соответствие между политикой идентичности, направленной во вне города и той, что проводится внутри с целью создания образа неприятия “двойных стандартов”.

      Во-вторых, местной элите необходимо создать такую информационную среду, из которой для городского население становились бы ясны преимущества приграничного взаимодействия. Это могло бы стать либо частью предвыборной риторики элит, либо же выполнять функцию легитимации получения личных выгод любого характера от приграничного взаимодействия.

 

Стратегии политики идентичности, проводимой внутрь города

 

     Внутри города существует потребность не только в той политике идентичности, которая копировала бы проводимую во вне города политику идентичности для приведения их в соответствие, но и в той, которая бы включала в себя объяснения смысла и преимуществ процесса приграничного взаимодействия. “Все проекты должны приносить пользу. Гранты и прочее – это краткосрочная польза. Во-вторых, инвестиционную пользу, то есть долгосрочную. И в – третьих, долгосрочную, нравственную пользу. Для воспитания толерантности”, – отмечалось в одном из интервью. Вот именно эти позиции элиты ставят целью донести до граждан.

        

     Элиты заинтересованы в институционализации сотрудничества, что само по себе даёт понять городу, что это сотрудничество приносит очевидные выгоды. Желаемый облик процесса сотрудничества через границы характеризуется как устойчивый длительный процесс, а не “встречи раз от раза”. Сотрудничество характеризуется через создание стратегических предложений, программ и “формирование чётких планов”. Элитами ставится акцент на необходимости постоянной включённости в этот процесс взаимодействия. Вероятно, что таким образом артикулируется возможная опасность потери контроля выборгских чиновников над процессом приграничного сотрудничества и реализации финских инициатив. Отмечается, что существуют т.н. “проекты без нас”, то есть проекты, которые осуществляются в Выборге без равноправного участия выборгской стороны.

    “Формирование атмосферы добрососедства” – так можно обозначить ещё одну стратегию политики идентичности, которую элита реализует внутри города. В рамках этой стратегии значимое место в прессе уделяется публикациям о Финляндии. Элите важны финские оценки, важны политические изменения происходящие в муниципалитетах, с которыми у Выборга налажено сотрудничество, важно то, как при смене власти “новая метла будет мести в нашу сторону”[lxxxvi]. “У наших северных соседей - финнов, 6 февраля будет избран новый президент. Нам, жителям Выборга, небезразлично, кто будет президентом соседней страны”[lxxxvii]. “Всегда важно донести до людей информацию о наших ближайших соседях, важно дать понять – что это наши ближайшие друзья, партнёры. Так людям становится понятен смысл нашего сотрудничества, а иначе нельзя”, - было сказано в одном из интервью. “Формирование атмосферы добрососедства” происходит при помощи оценки различные действий и результатов именно посредством сравнения с близлежащей Финляндией, а не с другими городами России, например Санкт-Петербургом. “У финнов есть чему учиться”, - говорят руководители.

Сотрудничество внутри города вполне чётко преподносится как главный источник развития города. Об очевидных приемуществах сотрудничества говорится в связке с тем,  что “страна у нас не очень богатая”. Ещё одним важным преимуществом развития приграничного взаимодействия называется развитие возможность “прямого взаимодействия”. Речь идёт о т.н. народной дипломатии. Сотрудничество в раках “народной дипломатии”, предполагает взаимодействие между различными некоммерческими и общественными организациями. Это презентируется как дополнительная возможность непосредственно гражданам включаться в процесс приграничного взаимодействия и таким образом на себе почувствовать преимущества взаимодействия.

       

   Акцент на необходимости продолжения развития приграничного взаимодействия и определение сотрудничества как едва ли не единственного способа развития города является достаточно общим местом в предвыборной риторике кандидатов. “Я хочу сказать, что геополитическое положение надо лучше использовать. Карельский перешеек, Выборгский район, Выборг богом определён, как край процветания. Пока мы больше помогаем финнам, а не себе”[lxxxviii], - такие пассажи характерны для заявлений кандидатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: