Показатели формирования системы кредитных организаций России

Показатель 1.01.1999 г. 1.10.1999 г. 1.01.2000 г. 1.07.2000 г. 1.10.2000 г.
Зарегистрировано 2483 2410 2378 2318 2205
Действующих 1476 1385 1349 1331 1322
Зарегистрирова­ны, но еще не имеют лицензий 3 1 1 1 0
Лицензии отозваны 1004 1021 1028 986 883
Имеют валютные лицензии 634 671 669 725 744
Имеют генераль­ные лицензии 263 245 242 244 244

     Особую роль в кредитной системе России играет Сбе­регательный банк РФ. Широкая сеть филиалов, огромная финансовая мощь дает воз­можность Сбербанку предоставлять населению услуги: прием от граждан и инкассирование комму­нальных, налоговых, страховых платежей; выплата пен­сий и пособий. Ни один из коммерческих бан­ков не выдает физическим лицам столько кредитов, как Сбербанк РФ, — на строи­тельство жилья, обустройство крестьянских и фермер­ских хозяйств, на различные неотложные нужды, помощь малому и среднему бизнесу. Но неповоротливость столь огромной структуры не позволяет эффективно использо­вать сосредоточенные в Сберегательном банке РФ фи­нансовые ресурсы.

      Очень быстро прогрессируют многие новые банки, возникшие «на ровном месте», т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают, как прави­ло, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп — торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать «МДМ», «Аль­фа-банк», «Росбанк» и др. Эти банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.

     На современном этапе рыночных преобразований экономики России роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют движению экономи­ки в сторону рынка, с другой — энергично помогают хо­зяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Не­смотря на инфляцию, коммерческие банки начинают фи­нансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес.

   Отдельно стоит отметить казначейскую систему Российской Федерации. Она призвана обслуживать бюджетные средства государства. Основные итоги 2000 г. показали, что действия Банка России и Правительства Российской Федерации, направленные на реструктуризацию банковской системы и улучшение положения в банковской сфере, дали свои положительные результаты и позволили закрепить и раз­вить позитивные тенденции, начало которым было поло­жено в 1999 г. Развитие банковской системы в январе— сентябре 2000 г. проходило в благоприятных макроэко­номических условиях, которые характеризовались рос­том производства товаров и услуг, увеличением инвести­ционной активности, реальных доходов населения, пози­тивными тенденциями во внешнеэкономической сфере, а также в области государственных финансов.

   В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными де­нежными ресурсами; они перераспределяют денежные ресурсы из области их избыточности в область их дефи­цита. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По сво­ему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

Специальное банковское законодательство, которое, в частности, включает в себя:

- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 10.01.2003);

- Закон РФ от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской дея­тельности" (в ред. от 30.06.2003);

- Федеральный закон от 25.02.99 № 40-ФЗ "О несостоятель­ности (банкротстве) кредитных организаций" (в ред. от 21.03.2002);

- Федеральный закон от 08.07.99 № 144-ФЗ "О реструктури­зации кредитных организаций" (в ред. от 21.03.2002);

   Общее банковское законодательство, которое, в частности, вклю­чает в себя иные федеральные законы:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

-  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ (в ред. от 07.07.2003);

-  Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 07.07.2003) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 07.07.2003);

-  Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 27.02.2003);

- Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 21.03.2002);

- Закон РФ от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 07.07.2003) и др.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборам:

- акты органов общей компетенции: Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ;

- акты органов специальной компетенции — ведомственные подзаконные нормативные правовые акты ЦБ РФ;

- решения Конституционного Суда РФ;

- локальные акты кредитных организаций, акты союзов и ассо­циаций кредитных организаций;

- договоры и обычаи делового оборота, применяемые в банков­ской практике.

     Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голо­сованием 12 декабря 1993 года, является актом высшей юридиче­ской силы на всей территории Российской Федерации.

   В целях обеспечения имущественных интересов кредиторов и вкладчиков все кредитные операции в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской дея­тельности» подлежат государственной регистрации, а их банковская деятельность — лицензированию.

   Для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители кредитной организации представляют в ЦБ РФ:

1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной орга­низации (коммерческого банка) и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

2. Учредительный договор.

3. Устав кредитной организации (коммерческого банка).

4. Протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кан­дидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера.

5. Свидетельство об уплате государственной пошлины.

6. Копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридиче­ских лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Министерства по налогам и сборам РФ выполне­ния учредителями — юридическими лицами обязательств перед бюджетам и всех уровней за последние три года.

7. Декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Министерства по налогам и сборам РФ, подтверждающие источники происхож­дения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации.

8. Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации. Заполненные ими и содержащие сведения для выдачи лицензии на осуществление бан­ковских операций является несоответствие кандидатов на долж­ности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера существующим квалификационным требованиям.

Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:

- отсутствие у них высшего юридического или эко­номического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, свя­занного с осуществлением бан­ковских операций, либо опыта руководства таким подразделе­нием не менее двух лет;

- наличие судимости за совершение преступлений про­тив собственности, хозяйст­венных и должностных преступлений;

- совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного органом, уполномоченным рассматривать  дела об                                   административных правонарушениях (если постанов­ление данного органа вступило в законную силу);

- наличие в течение послед­них двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициа­тиве администрации по основаниям, предусмотренным п.6ст. 81 Трудового Кодекса Россий­ской Федерации (Совершение виновных дейст­вий работником, непосредствен­но обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации).

Устав кредитной организации должен содержать фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные федеральным законом;

- указание на организационно-правовую форму;

- сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений:

- перечень осуществляемых банковских операций и сделок;

- сведения о размере уставного капитала;

- сведения о системе органов управления, в том числе исполни­тельных органов и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

- иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Уставный капитал кредитной организации состоит из вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размеруставного капитала для вновь создавае­мых кредитных организаций устанавливается ЦБ РФ в соот­ветствии с требованиями Федерального закона "О банках и банковской деятельности". В настоящее время размер мини­мального уставного капитала для вновь создаваемого коммерче­ского банка составляет 5 млн. евро.

ЦБ РФ не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Уставный капитал кредитной организации:

- создаваемой в форме акционерного общества, складывается из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителя­ми кредитной организации;

 -создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответствен-ностью, складывается из номинальной стоимости долей ее учредителей.

Вклады в уставный капитал кредитной организации могут быть в виде:

- денежных средств в валюте Российской Федерации;

- материальных активов — банковского здания (помещения), в котором располагается кредитная организация, за исключени­ем незавершенного строительства. Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации;

- иными, принадлежащими участникам (акционерам) кредитной организации активами, не являющимися денежными средства­ми или банковским зданием (помещением) - при наличии разре­шения Совета директоров ЦБ РФ, который определяет предель­ный размер и состав таких активов (см. Указание ЦБР от 31.12.98 № 474-У "О формировании уставного капитала кредитной ор­ганизации неденежными средствами").

Денежная оценка материальных активов, вносимых в оплату части уставного капитала кредитной организации:

- при ее создании — утверждается общим собранием учредителей;

- действующей в форме акционерного общества — производится советом директоров кредитной организации.

В некоторых случаях материальные активы, вносимые в оплату части уставного капитала кредитной организации, оценивают­ся независимым оценщиком.

Внесенные в уставный капитал кредитной организации в уста­новленном порядке денежные средства и материальные активы становятся ее собственностью.

Предельный размер (норматив) неденежной части уставного ка­питала создаваемой кредитной организации не должен превы­шать 20%.

В случае внесения в уставный капитал кредитной организации материальных активов должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей (участников) на их внесе­ние в уставный капитал кредитной организации.

В уставной капитал не могут вноситься:

- имущество, если право распоряжения им ограничено в соот­ветствии с федеральным законодательством или заключенными ранее договорами:

средства федерального бюджета и государственных внебюд­жетных фондов;

- свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федераль­ными законами;

- привлеченные денежные средства.

Принятие ЦБ РФ решения о государственной регистрации кредитной органи­зации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций или об отка­зе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев со дня представ­ления указанных выше документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление бан­ковских операций ЦБ РФ в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей.

Отзыв лицензии

Центральный банк РФ в соответствии с федеральными зако­нами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», положением «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у бан­ков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» от 2 апреля 1996 г. № 264 и указаниями Банка России произво­дит отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица (далее — банков). Данное решение оформляется приказом Центрального банка РФ (далее по тексту — Приказ) на основании ходатайства террито­риального Главного управления (Национального банка) Централь­ного банка РФ или Центрального операционного управления (ЦОУ) при Центральном банке РФ. Кроме того, основанием для издания Приказа могут стать решение Совета директоров Цен­трального банка РФ или соответствующие предложения структур­ных подразделений Банка России.

  Отзыв лицензии на осуществле­ние банковских операций может быть произведен в следующих случаях:

- установления недостоверности сведений, на основании которых вы­дана лицензия;

- задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

- установления фактов недостоверности отчетных данных;

- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

- неисполнения требований федеральных законов, регулирую­щих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно

  Реорганизация и ликвидация кредитной организации

  Прекращение деятельности кредитной организации происхо­дит путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, с выделения, преобразования) или ликвидации (ст. 57 ГК РФ г «Реорганизация юридического лица», ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

     При реорганизации кредитной организации права и обязанности переходят к правопреемникам. В случае реорганизации в устав и Книгу государственной регистрации кредитных органи­заций вносятся необходимые изменения, а все документы с не­истекшими сроками хранения передаются в установленном по­рядке правопреемнику. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации регламентируются ст. 60 ГК РФ «Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорга­низации».

Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в следующих случаях:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования от­дельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не ис­полняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной вели­чиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем за 30% при одновременном нарушении одного из обязательных норма­тивов, установленных Банком России;

 3) кредитная организация нарушает норматив текущей лик­видности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

 4) Не исполняет требование Банка России в обеспечении мер пи финан­совому оздоровлению кредитной организации должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направле­ния, а также рекомендации о формах и сроках осуществления данных мер.

При получении требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости ее ре­организации. Затем органы управления кредитной организации в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации обязаны известить Банк России о принятом решении.

Ликвидация кредитной организации влечет за собой прекра­щение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в по­рядке правопреемства (ст. 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица»). Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских опе­раций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной ли­цензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства.

При ликвидации банка общее собрание его акционеров или надлежащий орган, принявшие такое решение, обязаны неза­медлительно сообщить письменно об этом Банку России, кото­рый вносит в государственный реестр банков сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ «Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридиче­ского лица»).

Общее собрание акционеров банка или надлежащий орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают по согласова­нию с Центральным банком РФ ликвидационную комиссию и ус­танавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначе­ния ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации.

Ликвидационная комиссия публикует в соответствующем орга­не печати сообщение о ликвидации кредитной организации, по­рядке и сроках для предъявления требований его кредиторов (срок для предъявления требований со стороны кредиторов не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения), принима­ет меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов о ликвидации кредитной организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидацион­ный баланс, содержащий сведения о составе имущества банка, предъявленных кредиторами требований, а также результатах их  рассмотрения, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России. Если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам банка денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установлен­ной Гражданским кодексом РФ в соответствии с промежуточ­ным ликвидационным балансом, начиная со дня его утвержде­ния, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты кото­рым производятся по истечении месяца с даты утверждения про­межуточного ликвидационного баланса. После завершения расче­тов с кредиторами ликвида­ционная комиссия составля­ет ликвидационный баланс, который утверждается об­щим собранием акционеров по согласованию с Банком России (ст. 64 ГК РФ «Удо­влетворение требований кре­диторов»).

Оставшееся после за­вершения расчетов с кредиторами имущество распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в установлен­ном порядке.

  Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей существование с момента внесения Центральным банком РФ соответствующей записи в Книгу государственной реги­страции кредитных организаций. В случае ликвидации документы

  Арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве кре­дитной организации применяет процедуры наблюдения и конкурс­ного производства.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по пра­вилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», особенностями, установленными Федеральным законом «О несо­стоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о при­знании кредитной организации банкротом обладают:

1) кредитная организация — должник;

2) кредитор кредитной организации, включая граждан, имею­щих право требования к кредитной организации по договору бан­ковского вклада и (или) договору банковского счета;

3) Банк России;

4) прокурор — в случаях, предусмотренных Федеральным зако­ном «О несостоятельности (банкротстве)»;

5) налоговый или иной уполномоченный в соответствии с фе­деральным законом орган — по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: