Профиль рынка и ключевые факторы успеха

Основываясь на приведённой выше информации, составим профиль рынка кондитерских изделий Дальнего Востока. Данные занесём в таблицу 3.

Правовое регулирование.

На протяжении десятилетий со дня основания, фабрика уделяла должное внимание брэнду и торговой марке, их защите необходимыми законодательными актами. На фабрике введена система управления качеством, соответствующая требованиям международных стандартов серии ИСО 9001:2001.

Таблица 2 – Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли

Характеристика отрасли Стратегическое значение
1.Размеры рынка Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших (новых) конкурентов. Большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях.
2.Рост размеров рынка Быстрый рост вызывает новые вступления. Замедление роста увеличивает соперничество и отсечку слабых конкурентов
3.Избыток или дефицит производственных мощностей Избыток повышает издержки и снижает уровень прибыли. Недостаток ведёт к противоположной тенденции по издержкам
4.Прибыльность в отрасли Высоко-прибыльные отрасли привлекают новые входы. Условия депрессии поощряют выход.
5.Барьеры входа (выхода) Высокие барьеры защищают позиции и прибыли существующих фирм, низкие делают их уязвимыми ко входу новых.
6.Товар дорог для покупателей Большинство покупателей будет покупать по самой низкой цене.
7.Стандартизованные товары Покупатели могут легко переключаться от продавца к продавцу.
8.Быстрые изменения технологии Возрастает риск: инвестиции в технологию и оборудование могут не окупиться из-за устаревания оборудования.
9.Требования к капиталу Большие требования делают решения об инвестициях критичными, важным становится момент инвестирования, растут барьеры для входа и выхода.
10.Вертикальная интеграция Растут требования к капиталу, часто растёт конкурентная дифференциация и дифференциация стоимости между фирмами разной степени интеграции.
11.Экономия на масштабе Увеличивает объём и размеры рынка, необходимые при ценовой конкуренции.
12.Быстрое обновление товара Сокращение жизненного цикла товара, рост риска из-за возможности «чехарды изделий».

 

Состояние экономики в стране.

В настоящее время ОАО БКФ «Зея», как и любой производитель, подвержено влиянию кризисных тенденций в экономике страны вызванных мировым финансовым кризисом. Ослабление курса рубля и инфляционные процессы ведут к удорожанию импортного сырья и снижению покупательской способности потребителей. Пока данная тенденция слабо выражена и не играет существенной роли в деятельности организации.

Анализ непосредственного окружения

Конкуренты.

Конкурентным преимуществом выпускаемой фабрикой продукции по сравнению с другими предприятиями является пищевая ценность продукта, его качество. Продукция фабрики позиционируется в высоком ценовом сегменте. Качество продукции подтверждают полученные в отчетном году награды.

Основным фактором, который может негативно повлиять на сегмент рынка продаж в перспективе, рост конкуренции со стороны кондитерских предприятий, расположенных в центральной части России, Урала, Сибири, выпускающих аналогичную продукцию по ценам ниже оптовых цен продукции БКФ «Зея».

Поставщики.

Как производитель продукции ОАО БКФ «Зея» зависит от поставок качественного сырья. Выбор поставщиков сырья для производства осуществляется в зависимости от стоимости и наличия необходимых ингредиентов. В связи с этим постоянных поставщиков нет, но большинство поставок осуществляется из центральных регионов РФ ж/д транспортом.

Увеличение тарифов поставщика транспортных услуг ОАО «РЖД» в условиях кризиса существенно сказывается на себестоимости продукции.

Так же ощущается сильная зависимость от поставщика электроэнергии ОАО «Амурэнерго», тарифов и бесперебойной поставке.

 

Покупатели.

Кондитерские изделия относятся к пищевым продуктам. Потребление продукции ОАО БКФ «Зея» не имеет ограничений среди населения. Потребителем может быть любой человек: взрослый и ребёнок; мужчина и женщина; в будние и праздничные дни. Продукция не подвержена сезонным колебаниям. Всё зависит от покупательской способности населения.

По показателям динамики производства и реализации за 2009 год можно отследить приверженность покупателей к тем или иным видам ассортимента продукции.

За последние годы фабрика увеличила объёмы производства. Высокие темпы роста сохраняются и в отчётном году. Доля доходов БКФ «Зея» от продажи кондитерских изделий в 2009 г. составляет 96%. Динамика выручки от продажи товаров (работ и услуг) отражена в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика выручки от продажи товаров (работ и услуг) БКФ «Зея» в 2009 году, тыс. рублей

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

Отчёт 2007 г. к 2006 г., %. Отчёт 2008 г. к 2007 г., %. Отчёт 2009 г. к 2008 г., %
Выручка от реализации всей деятельности, тыс. руб. 323001 111,1 383858 118,8 430466 112,1
Выручка от реализации кондитерских изделий, тыс. руб. 299533 111,2 364947 121,8 412972 113,2
Доля доходов от реализации кондитерских изделий в общих доходах эмитента, %. 92,7 + 0,1 95,1 + 2,4 96 + 0,9

 

В связи с изменением покупательского спроса на кондитерские изделия, в 2009 году изменилась выработка кондитерских изделий в групповом ассортименте, по сравнению с 2008 г. Данные отражены в таблице 5.

Таблица 5 – Производство продукции БКФ «Зея» в 2009 году, т.

№ п/п

Номенклатура

2009г.

2009 г.

Выполнение плана, %

2008 г. к 2007 г., %

Отклонение +/-, %

план факт

1

Конфеты 2006 2107 2174,4 103,2 108,4

8,4

2

Ирис 213 207 188,2 90,9 88,4

-11,6

3

Вафли 870 925 1086 117,4 124,8

24,8

4

Драже 189 178 157 88,2 83,1

-16,9

5

Зефир 53 56,2 63,4 112,8 119,6

19,6

6

Мармелад 676 749,8 748 99,8 110,7

10,7

7

Печенье 3817 3812 3672 96,3 96,2

-3,8

Итого

7824 8035 8089 100,7 103,4

3,4

 

Выручки от продажи собственной продукции в 2009 году получено 412972 тыс. рублей. По сравнению с 2008 годом прирост составил 48025 тыс. руб., (13,2 %). Наибольший прирост в объёме продаж достигнут по реализации мармелада, вафли. Данные отражены в таблице 6.

Таблица 6 – Реализация продукции БКФ «Зея» в 2009 году, тыс. руб.

№ п/п

Номенклатура

2008 г.

2009 г.

Выполнение плана, %

2009 г. к 2008 г., %

Отклонение +/-, %

план факт

1

Конфеты 153593 168755 178330 105,7 116,1

16,1

2

Ирис 10927 11375 10886 95,7 99,6

-0,4

3

Вафли 43952 48014 56308 117,3 128,1

28,1

4

Драже 7606 7744 7430 95,9 97,7

-2,3

5

Зефир 3244 3747 4278 114,2 131,9

31,9

6

Мармелад 28932 34061 33077 97,1 114,3

14,3

7

Печенье 116694 125132 122663 98,0 105,1

5,1

Итого

364947 398828 412972 103,5 113,2

13,2

Факторы увеличения выручки от продаж: повышение качества выпускаемой продукции; повышение отпускной цены; рост объёма продаж за счёт создания команд торговых представителей в г. Хабаровске и г. Владивостоке.

Можно судить об изменении приверженности к тем или иным видам продукции, что влечёт за собой необходимость снижения производства позиций номенклатуры, подверженных снижению спроса, или заниматься разработкой новых замещающих их видов. Например, отделом маркетинга и технологической службой проделана определенная работа по разработке инновационных продуктов. Освоен выпуск конфет глазированных шоколадной глазурью: конфет «Маугли», с желейным корпусом; «Птичье молоко», со сроком годности 5 месяцев.

Подводя итоги внешнего окружения предприятия можно сказать, что «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» осуществляет свою деятельность в отрасли производства кондитерских изделий на территории Дальневосточного Федерального округа. Размер рынка большой, что делает работу в нём привлекательной для общества. По результатам 2008 года рынок Амурской области охвачен на 76,8 %. Неплохой показатель доли рынка Хабаровского края – 7,3 %. Знают продукцию фабрики в Якутии, Приморском Крае, в Южно-Сахалинской области, но доля участия в этих регионах очень незначительна.

Продукция фабрики относится к разряду пищевых продуктов не повседневного спроса. Чувствительность цен большая, незначительная цикличность спроса, высокая дифференциация, приносит не очень большую прибыль. Все эти показатели говорят о слабой возможности вхождения в отрасль новых конкурентов, и даёт возможность для работы в условиях незначительной интенсивности конкуренции.

В 2008 году мировой финансовый кризис отразился на экономике России. Его последствия оказывают негативное влияние на деятельность организации как факторы макроокружения внешней среды, а именно: возрастание налоговых пошлин на ввоз сырья в РФ; рост инфляционных процессов; ослабление курса рубля; снижение уровня доходов населения. Указанные факторы макроокружения, в свою очередь, оказывают негативное влияние на непосредственное окружение ОАО БКФ «ЗЕЯ» (поставщиков и покупателей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: