Внутренняя среда ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» характеризуется следующими моментами:
Кадры.
В 2009 году среднесписочная численность составила 566 человек. По сравнению с 2008 годом увеличилась на 4 человека. Абсолютный рост численности произошел по рабочим, занятым в основном производстве.
Стиль управления ОАО БКФ «Зея» - командно-административный. Высшее руководство обществом в составе Председателя Совета директоров, финансового директора, директора по снабжению и сбыту, начальника отдела маркетинга и логистики – это хорошо знающий своё дело высококвалифицированный персонал.
Квалификация менеджеров среднего уровня имеет не столь высокую оценку, как высшее руководство, но позволяет справляться с вопросами планирования и контроля. Кадровая политика общества направлена на поиск молодых специалистов среди студентов старших курсов ВУЗов г. Благовещенска обучающихся на «отлично» по требуемой специальности. Для чего проводит конкурсы дипломных работ среди избранных кандидатов.
Среди рабочих основного производства периодически проводится аттестация, направленная на выявление оценки соответствия уровню знаний и навыков работы по специальности. Проводится переобучение, повышение уровня квалификации. Руководство БКФ «Зея» мотивирует персонал не только финансово (заработная плата увеличена с 01.03.2009 года в среднем на 18 %), но и предоставлением социальных гарантий, дешевым питанием в столовой фабрики, доставкой служебным транспортом, предоставлением путёвок в лагеря отдыха для детей сотрудников с существенной скидкой и пр.
Организация управления.
В условиях выпуска массовой крупносерийной продукции, когда производственные технологии меняются медленно, а внешняя среда относительно стабильная ОАО БКФ «Зея» имеет линейно-функциональную структуру управления. Она сочетает в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально- психологические характеристики и связи. Недостаток такой структуры состоит в медленном принятии решений, поскольку последние проходят по всей иерархии управления между подразделениями. Структура управления БКФ «Зея» представлена рисунком 3.
Производство.
Производительность труда на одного работника за отчетный год составила в денежном выражении 858 тыс. рублей, в натуральном 15,47 тонн. По сравнению с 2008 годом наблюдается снижение производительности труда в натуральном выражении на 1,3 %.
Снижение производительности труда в тоннах на одного рабочего связано с изменением ассортимента выпускаемой продукции, увеличились объемы производства розничных сортов конфет в коробках (высокая отпускная цена). Показатели производительности труда ОАО БКФ «Зея» за 2009 год отражены в таблице 8.
Таблица 8 – Показатели производительности труда ОАО БКФ «Зея» за 2009 год
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение 2009 г. от 2008 г. | |
Абсолютное | % | |||
Товарная продукция, тыс. рублей | 396090 | 448838 | 52748 | 113 |
Среднесписочная числ. рабочих, чел. | 562 | 566 | 4 | 100,7 |
Производительность труда, тыс. руб. | 794 | 858 | 64 | 108 |
Производительность труда, тонн | 15,68 | 15,47 | 0,21 | 98,7 |
Рисунок 3 – Структура управления ОАО БКФ «Зея»
Расходы на производство и реализацию продукции в отчётном году в абсолютном выражении увеличились на 33181 тыс. рублей, удельный уровень затрат на один рубль выручки снизился на 0,03 рубля. По статье «Материальные затраты» рост 10634 тыс. рублей. Удельный вес данной статьи расходов снизился на 3,5 %.
По статье «Заработная плата» увеличение расходов составило 12413 тыс. рублей. Удельный вес данной статье в общей сумме расходов увеличился на 1,5%. Увеличение расходов на заработную плату произошло в результате роста объёма производства и увеличения заработной платы с 01.03.2008 года в среднем на 18 %. Данные указаны в таблице 9.
Таблица 9 – Затраты на производство и реализацию продукции ОАО БКФ «Зея» 2008 – 2009 гг.
Показатели | Сумма тыс.руб. | Структура затрат, % | ||||
2008 г. | 2009 г. | Откл. тыс. руб. | 2008 г. | 2009 г. | + / - | |
Материальные затраты | 263363 | 273997 | 10634 | 73,1 | 69,6 | -3,5 |
Заработная плата | 69222 | 81635 | 12413 | 19,2 | 20,7 | 1,5 |
Отчисления во внебюджетные фонды | 17435 | 20024 | 2589 | 4,8 | 5,2 | 0,4 |
Амортизация | 2022 | 2817 | 795 | 0,6 | 0,7 | 0,1 |
Прочие расходы | 8227 | 14977 | 6750 | 2,3 | 3,8 | 1,5 |
Итого затрат | 360269 | 393450 | 33181 | 100 | 100 | |
Уровень затрат на один рубль выручки, руб. | 0,94 | 0,91 | (0,03) |
За 2009 год получено прибыли от продаж 37016 тыс. рублей, по сравнению с 2008 годом увеличение составило 13427 тыс. рублей или 157 %, чистая прибыль – 15535 тыс. рублей, увеличение на 4965 тыс. рублей по сравнению с 2008 годом, или 147 %..
Существенное влияние на снижение чистой прибыли оказало списание в бухгалтерском учёте дебиторской задолженности нереальной для взыскания в сумме 7800 тыс. рублей. Анализ качественных показателей формирования прибыли представлен в таблице 10.
Таблица 10 – Анализ качественных показателей формирования прибыли ОАО БКФ «Зея» 2008 – 2009 гг.
Показатели | 2008 г. | 2009г. | 2009 г. к 2008 г., % |
Выручка от продажи продукции, тыс.руб. | 383858 | 430466 | 112 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 23589 | 37016 | 157 |
Прибыль до налогообложения, тыс. рублей | 20369 | 24941 | 122 |
Чистая прибыль, тыс. рублей | 10570 | 15535 | 147 |
Динамика показателей рентабельности за отчётный период позитивная. Рентабельность собственного капитала составила 17,2 %, рентабельность активов 10,7 %, рентабельность продаж 8,5 %. Динамика показателей рентабельности представлена в таблице 11.
Таблица 11 – Динамика показателей рентабельности производственной деятельности ОАО БКФ «Зея» за период 2005 – 2009 гг.
Наименование показателей | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Рентабельность собственного капитала, %. | 1,2 | 13,2 | 18,8 | 14 | 17,2 |
Рентабельность активов, %. | 0,6 | 7,3 | 11,2 | 8,0 | 10,7 |
Рентабельность продаж, %. | 3,2 | 4,8 | 8,3 | 6,5 | 8,5 |
Использование производственной мощности для производства кондитерских изделий в 2008 году составило 56 %.
Финансы.
На 01.01.2010 года имущество общества составило – 148535 тысяч рублей по сравнению с 2008 годом снижение на 91 тысячу рублей. Внеоборотные активы увеличились на 5978 тысяч рублей и составили 57473 тысяч рублей. Объем инвестиций, направленных на развитие и модернизацию, в 2009 году составил – 8855 тысяч рублей. Из них: машины и оборудование - 5869 тысяч рублей; строительно-монтажные и проектные работы - 890 тысяч рублей; выкуп земли - 2089 тысяч рублей. Доля внеоборотных активов в имуществе – 0,39.
Оборотные активы на 01.01.2010 года составили – 91062 тысячи рублей, по сравнению с 2008 годом снижение на 6066 тысяч рублей. Снижение оборотных активов обусловлено снижением запасов и остатков денежных средств на конец отчетного периода
Дебиторская задолженность на 01.01.2010 года составила 43419 тысячи рублей, по сравнению с 2008 годом увеличилась на 3184 тысячи рублей, в том числе дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, снизилась на 7804 тысячи рублей, дебиторская задолженность с покупателями увеличилась на 11003 тысячи рублей.
Рост дебиторской задолженности объясняется увеличением объёма продаж. Анализ качественных характеристик дебиторской задолженности в отчётном году свидетельствует о снижении её уровня по сравнению с 2008 годом. Данная ситуация сложилась в результате расширения рынка сбыта готовой продукции в отдалённых регионах, в частности в Якутии и Хабаровском крае. В связи с увеличением доли рынка в продажах САХА Якутия, Сахалинской области период погашения дебиторской задолженности увеличился по сравнению с уровнем прошлого года на 4 дня.
В течение отчетного периода с нарушением сроков осуществлялась оплата за отгруженную продукцию компаниями: ООО «Эмак»; «Мир сладости - ДВ»; ООО «Мир Сладости - Приморье»; ООО «Коллекция». Данные указаны в таблице 12.
Период погашения кредиторской задолженности за отчётный период составил 41 день, в том числе, с поставщиками 27 дней. По сравнению с 2008 годом сокращение периода погашения всей кредиторской задолженности на 5 дней, с поставщиками на 2 дня. Расчёты с поставщиками сырья строятся на договорных отношениях. Основным требованием при выборе контрагента является предоставление отсрочки платежа не менее 20 дней, с даты поступления товара на склад Покупателя. Данные указаны в таблице 13.
Таблица 12 – Качественная характеристика дебиторской задолженности ОАО БКФ «Зея»
Показатель | 2008 г. | 2009 г. |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | 383858 | 430466 |
Дебиторская задолженность на конец года, тыс. руб | 40235 | 43419 |
В том числе покупатели и заказчики | 26458 | 37461 |
Среднегодовая дебиторская задолженность, тыс. руб. | 36482 | 41827 |
В том числе покупатели | 24354 | 31960 |
Сомнительная дебиторская задолженность, тыс.руб | 8638 | 834 |
Доля сомнительной задолженности в деб. задолженности | 21,4 | 1,9 |
Доля сомнительной задолженности в объёме продаж | 0,023 | 0,002 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотах | 10,52 | 10,29 |
В том числе покупатели | 15,8 | 13,5 |
Период погашения дебиторской задолженности, дн. | 34 | 35 |
В том числе покупатели | 23 | 27 |
Таблица 13 - Качественная характеристика кредиторской задолженности ОАО БКФ «Зея»
Показатель | 2008 г | 2009 г |
Объём продаж | 383858 | 430466 |
Кредиторская задолженность на конец года | 55983 | 41466 |
Среднегодовая кредиторская задолженность | 48418 | 48724 |
В том числе поставщики | 30837 | 32499 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности | 7,92 | 8,83 |
В том числе поставщики | 12,5 | 13,3 |
Период погашения кредиторской задолженности всего | 46 | 41 |
Период погашения расчетов с поставщиками, дн. | 29 | 27 |
Анализ источников финансирования характеризует качественное изменение их структуры. Так за отчетный период доля собственных средств в финансировании увеличилась на 10,5 %, доля привлечённых средств снизилась на 10,9 %.
Чистые активы на конец года составили - 98025 тысяч рублей, абсолютный прирост к уровню прошлого года на 15535 тысяч рублей. Увеличение чистых активов произошло за счёт выполнения планового задания по чистой прибыли.
Собственные оборотные средства, на конец 2009 года, составили 40552 тысячи рублей, что выше уровня прошлого года на 9560 тысяч рублей.
За 2009 год произошли существенные изменения в соотношении оборотных активов и краткосрочных обязательств. Данные указаны в таблице 14.
Положительный тренд, уровень коэффициентов платежеспособности и ликвидности в отчётном периоде свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия. Уровень коэффициента независимости свидетельствует о независимости предприятия в финансировании оборотных средств и инвестиций от инвесторов и кредиторов. Данные указаны в таблице 15.
Таблица 14 – Источники финансирования ОАО БКФ «Зея»
Наименование | 2008 год | 2009год | ||
тыс. руб | % | тыс. руб | % | |
Собственные источники | 82490 | 55,5 | 98025 | 66,0 |
Займы и кредиты | 9764 | 6,5 | 8063 | 5,4 |
Отложенные налоговые обязательства | 374 | 0,2 | 966 | 0,6 |
Кредиторская задолженность | 55983 | 37,7 | 41466 | 27,9 |
Задолженность перед участниками по выплате доходов | 15 | 0,1 | 15 | 0,01 |
Итого | 148626 | 100 | 148535 | 100 |
Таблица 15 – Показатели платежеспособности и ликвидности ОАО БКФ «Зея»
Наименование показателя | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
Собственные оборотные средства, руб. | 5596 | 10945 | 23232 | 30992 | 40552 |
Индекс постоянного актива | 0,89 | 0.9 | 0,79 | 0,73 | 0,89 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1.30 | 1.27 | 1,55 | 1,35 | 1,8 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0.43 | 0.42 | 0,66 | 0,62 | 0,03 |
Коэффициент автономии собственных средств | 0.50 | 0.55 | 0,6 | 0,56 | 0,7 |
Миссия и корпоративная культура. Миссия ОАО БКФ «Зея» - приносить радость и удовольствие людям, производя качественную и полезную продукцию. Занимать прочную позицию в отрасли производства кондитерских изделий, стремясь к экономическому росту путём продвижения своей продукции ориентируясь на высокое качество, инновацию, высококвалифицированный персонал. Это позволит акционерам общества получать прибыль, а персоналу ощущать стабильность рабочих мест, социальные гарантии и достойное вознаграждение за свой труд.
Девиз ОАО БКФ «Зея»: «Любимое дело, выполненное честно, гарантирует успех!» Подтверждением служит высокая корпоративная культура. Работники фабрики добросовестно выполняют свои обязанности, проявляя инициативу и обеспечивая стабильное производство продукции. Компания следит за развитием профессиональных и деловых качеств своих сотрудников, активно участвует в социальной и общественной жизни и является уважаемым членом делового сообщества.
SWOT - анализ.Составим список слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей ОАО БКФ «Зея» и установим связь между ними. Для установления этих связей составим матрицу SWOT. Данные SWOT – анализа отражены в приложении 1.
Основываясь на данных представленных в матрице SWOT-анализа, сделаем выводы:
1. Стратегию следует разрабатывать с использованием сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде:
a) выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит увеличить капитал;
b) достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;
c) квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность увеличить долю рынка в регионах;
d) чёткая стратегия позволит использовать все возможности.
2. Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счёт появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости:
a) плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента, добавлении дополнительных сопутствующих услуг;
b) неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений создают неформальные группы;
c) снижение размеров налогов и пошлин при сохранении высокого уровня цен позволит получать дополнительную прибыль.
3. Стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы:
a) усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;
b) появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;
c) известность добавит преимуществ в конкуренции;
d) достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей.
4. Стратегия должна способствовать избавлению от слабостей организации и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу:
a) появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;
b) неблагоприятная политика государства может привести к трудностям нахождения в отрасли;
c) непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов;
d) неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компании.