Политическое устройство

 

Вече

 

Вече — собрание части мужского населения города, обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя [2], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил

 новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[3]. В результате второго похода

 (1478), вече было уничтожено, как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родо-племенных советов.

 

Княжеская власть

 

Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем из близлежащих княжеств (как правило, из Владимиро-Суздальского княжества). Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли, были свои князья, см. статью Новгородская земля).

Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но возможно и в городе — «Ярославово Дворище».

 

     2.3 Посадник

 

Исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного вече. В их функции входило: сношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вече). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.

Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входило: сбор налогов, торговый суд.

 

Совет господ

 

Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:

- архиепископ;

- посадник;

- тысяцкий;

- кончанские старосты;

- сотские старосты;

- старые посадники и тысяцкие.

Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.

С XV века фактическим главой Совета господ, а также республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длины[4].

 

 

Административное деление

Окружённый земляными валами, Новгород раскинулся на обоих берегах Волхова своими пятью концами: Загородским, Неревским, Людиным на Софийской стороне и Славенским и Плотницким на Торговой.

Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.

Сословное деление

Горожане

- бояре;

Высший класс составляли бояре, владевшие землями и капиталом и ссужавшие деньгами купцов. Происходя из древней местной племенной знати, они, согласно своему социальному статусу, были самыми влиятельными людьми и занимали все высшие должности.

Известные боярские фамилии Великого Новгорода:

· Борецкие

· Авиновы

· Кузьмины-Караваевы

· Судаковы

· Тучковы новгородские (дворянский род)

· Норовы

- житьи люди;

Житьи люди — следующий класс. Это были меньшие землевладельцы и с меньшим капиталом, не занимавшие высших должностей. Иногда они пускались в торговлю.

- купечество;

Ещё ниже стояло купечество, которое делилось на гильдии, высшей из которых была «Ивановское сто».

- чёрные люди;

В «чёрных людях» числились ремесленники, мелкие торговцы, рабочие.

· Рядовичи.

Селяне

· Бояре, владевшие землями.

· Своеземцы — не бояре, но люди, которые имели свою землю и сами её обрабатывали (отсюда и название).

· Смерды — крестьяне, жившие на государственных землях и обрабатывавшие эти земли. Но их жизнь была лучше чем у западноевропейских крестьян.

· Паломники

· Изорники, кочетники — крестьяне, обрабатывающие чужие частновладельческие земли.

· Закупы (от «купа» — долг) — крестьяне, бравшие плату за свою работу вперёд (авансом). В этом случае они становились временно, до полной выплаты долга, зависимыми от владельца земли.

· Одерноватые холопы — низшая ступень, полные рабы, ставшие таковыми в результате невыплаты долга или совершения какого-либо проступка.

 

Экономика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: