Николай Павлович Кошман

Президент Ассоциации строителей России, советник мэра Москвы, сопредседатель Рабочей группы Россия-Евросоюз.

Опыт государственной службы:

Председатель Правительства Чеченской Республики; заместитель Министра Путей сообщений РФ; заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Правительства РФ в Чеченской Республике; Председатель Госстроя России.

За заслуги перед Отечеством награжден государственными наградами — орденами "Красная Звезда", "За службу Родине в Вооруженных Силах" 3-й степени, "За военные заслуги", "Золотая звезда" и более 20 медалями.

Заслуженный строитель, Почетный транспортный строитель, Почетный железнодорожник, Почетный строитель Байконура.

Воинское звание — генерал-полковник.

***

Николай Павлович, Вы и Ваши помощники достаточно часто критиковали и критикуют Федеральное правительство за половинчатость принимаемых решений, за то, что некоторые из них носят декларативный характер и часто ничем не подтверждены. К Вам прислушиваются?

— Думаю, что да. Во всяком случае, мои выступления на собраниях разного уровня, письменные обращения АСР в Госдуму и Правительство дают какие-то результаты. Строительный бизнес вступает в новую фазу взаимоотношений с государством. В ответ на Послание Владимира Путина, когда он еще занимал должность Президента РФ, предусматривалось резкое увеличение объемов строительства и достижение показателя в 80 млн м2 жилья ежегодно. К тому же необходимо ликвидировать весь аварийный фонд.

Как решить эти задачи? Проект "Доступное и комфортное жилье — гражданам России", к сожалению, не дает ответа на вопрос: что такое доступное жилье? Та ценовая политика, которая сложилась на рынке недвижимости, лишает смысла все разговоры о какой-либо доступности. Еще 2 года назад мы называли доступным жильем стандартную 2-комнатную квартиру площадью 54 м2, на которую семья из трех человек может скопить деньги в течение 3 лет. В нынешней ситуации это уже недостижимо.

Правительство говорит о том, что государство должно многое сделать, например, отдать долги населению. Но каким образом? Каков механизм взаимодействия государства со строительным сообществом? Пока со стороны соответствующих министерств каких-либо инициатив в этом плане я не наблюдаю. Наоборот, идет ужесточение условий для бизнеса. Сегодня, чтобы получить лимит электроэнергии для строительства в 1 кВт, надо заплатить 60 тыс. рублей. Похожая ситуация с поставкой газа, не говоря уже о стоимости земельных участков под строительство.

А ведь весь затратный фонд влияет на его стоимость и, в конечном счете, формирует цены на жилье.

— Ваша ассоциация особенно остро ставит вопрос о безопасности возводимых объектов. Вас не устраивает ни то, как сооружаются здания, ни то, как они эксплуатируются. В конце концов, виноватыми все равно считают строителей. Что нужно сделать, чтобы повысить безопасность?

— Достаточно посмотреть на списки ежегодных аварий, чтобы заметить — их цифры напоминают сводки с мест боевых действий. Я считаю это следствием печально известного закона № 184, отменившего всю нормативную базу в строительстве. Чем сегодня могут и должны руководствоваться застройщики — неизвестно. Видимо, каждый поступает по-своему. Ростех-надзор применяет различные санкции в отношении отдельных лиц и компаний, но те не собираются их выполнять. Дела передаются в суд, и суд, как это ни парадоксально, оправдывает нарушителей, ссылаясь на отсутствие какой-либо устойчивой законодательной базы.

По нашему мнению, принятый закон о технических регламентах несовершенен. В свое время экспертиза АСР выявила в нем даже явные юридические ошибки, не говоря уже об основных положениях, которые не позволят ему действовать эффективно.

Почему вообще в Госдуме сложилась такая тяжелая законотворческая практика? Законы № 184 и №214 фактически парализовали строительство. Очень плох Жилищный кодекс РФ. Почему принимаются "сырые" законы? Да чтобы отчитаться, поставить "галочку", а потом в течение нескольких лет вносить поправки и исправлять допущенные ошибки.

Думаю, здесь депутатам есть над чем подумать и над чем поработать.

В мире существует множество законодательных моделей в сфере безопасности

строительства, которые успешно работают. Мы же упорно продолжаем изобретать "велосипед", вместо того чтобы использовать имеющийся передовой опыт. Вот, к примеру, в 1923 году в Японии произошло самое разрушительное землетрясение за всю ее историю. Миллионы домов были разрушены. Страну отстроили заново, и с тех пор, несмотря на высокую сейсмическую опасность этого района земли, ни одного — вы только задумайтесь! — ни одного разрушения не было. Данный пример свидетельствует об успешно действующей системе безопасности в строительстве. Может быть, нам взять за основу японскую модель?

АСР призывает также пересмотреть сроки проведения реформы техрегулирования, намеченной к завершению до 2010 года. На разных уровнях власти наша ассоциация излагает свою позицию, касающуюся вступления России в ВТО, которое, на наш взгляд, должно происходить после создания российского технического законодательства. Если это случится раньше, то Россия не будет иметь своей нормативной базы, и отечественным предприятиям придется работать по законам конкурентов, предоставив им во владение российский рынок.

— Недавно делегация АСР посетила с деловой поездкой Китай. Расскажите нашим читателям о целях этой поездки и об увиденном, в целом.

— Я посещал Китай не единожды, и каждый раз возвращаюсь домой "в расстроенных чувствах". Строительный комплекс этой страны стремительно развивается. Вот там действительно — "строительный бум", объемы которого значительно превосходят наше строительство. Причем движение, изменение в лучшую сторону происходит по всем направлениям. Китайцы превзошли нас давно и по многим параметрам. Россия и Китай взаимодействуют

на государственном уровне, поэтому нам удается привнести в нашу страну их передовые технологии и привлечь классных специалистов. Как известно, башню "Федерация" в Московском Международном Деловом Центре "Москва-Сити" сооружают рабочие двух китайских компаний. Они и дают основной объем: заливают монолит и устанавливают ограждающие конструкции. Российские специалисты многому научились у них.

Целью нашей поездки было также знакомство с новыми видами материалов, которые производятся в Поднебесной. Нас интересовало, в частности, пеностекло, кирпич и производство цемента. О последнем материале хочется сказать отдельно. Делегация побывала на одном из цементных заводов, который производит его новейшим сухим способом. Этот способ гораздо более экономичен и, главное, экологичен, нежели традиционный. Мы вошли в цеха в белых рубашках и галстуках и вышли оттуда совершенно чистыми.

Уровень автоматизации предприятия — высочайший, но, заметьте, не стопроцентный. Требования властей состоят в том, чтобы рабочие места все-таки были. Людей надо трудоустраивать. Как видите, у нас одна проблема, у них другая, у нас нехватка людей, а у них — избыток.

Большими возможностями обладают китайские мостостроители. Они здорово поднаторели в строительстве большепролетных вантовых мостов, которые перекинуты даже через морские проливы. Такого мы еще не научились делать. Есть достижения и при строительстве туннелей в горных районах Китая. Кроме того, китайские строители предлагают нам свои услуги по строительству олимпийских объектов в Сочи и при сооружении комплекса зданий для будущего саммита АТЭС во Владивостоке. Они хорошо знают наши проблемы и готовы помочь их решить.

— Да, собственных квалифицированных кадров в российском строительстве не хватает, и это ни для кого не секрет. Особенно мало руководителей начального и среднего звена, квалифицированных рабочих. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы привлечь людей на строительные площадки?

— Для этого необходимы комплексные меры, направленные на долгосрочное

решение проблемы, тем более в условиях демографического спада. Для строительства проблема подготовки строительных кадров имеет исключительно важное значение. Известно, что основной прирост ВВП сейчас осуществляется в строительстве. В течение последних лет этот показатель в отрасли достиг 30%. Почему она лидирует по всем показателям, — ответ очевиден любому, кто мало-мальски разбирается в экономике. Строительство является системообразующей отраслью. Ведь для того, чтобы больше производить еды, одежды, машин, оборудования, надо сначала построить соответствующие предприятия. Во всем мире рост объемов строительства приводит к росту других отраслей индустрии и развитию экономики страны в целом.

Планов у нас "громадье", ими в России никого не удивишь. Но для реализации этих планов нужны рабочие руки, а их катастрофически не хватает. Особенно, как вы правильно заметили, руководителей начального, среднего звена и квалифицированных рабочих. Сейчас главный вопрос — где их найти и как взрастить?

Если провести анализ среднего специального образования, то можно увидеть, что сегодня оно работает вхолостую. Четыре года молодой человек учится, потом заканчивает колледж, его призывают в армию, и после нее, как правило, к основной профессии возвращаются не более 5-10% выпускников. Еще хуже дело обстоит с профтехобразованием, которое готовит квалифицированных рабочих. Раньше существовало большое количество ПТУ, теперь их нет, и никто их не возрождает. Молодых ребят не учат. Они сами, если хотят, могут прийти на стройку и начать работать, но только в качестве разнорабочих, а это сегодня не нужно. Строительная сфера шагнула далеко вперед. К тому же такие "азы" строительства только отбивают у молодого человека желание посвятить себя этому делу.

Специалистов "метлы и лопаты" у нас хватает и среди гастарбайтеров. Для этого не надо далеко ходить, чтобы нанять их, достаточно выехать на развязку МКАД с Ярославским шоссе. Но мы ведь хотим поднимать уровень и качество строительства, так давайте же привлекать молодежь на стройку и высокими заработками, и возможностью повышать свою квалификацию.

— Также остра и проблема подготовки научных кадров. Наше издание не раз публиковало материалы на эту тему...

— Да, есть и такая проблема, и она тоже остра. За последние годы у нас впервые в стране стали строить высотные здания, а соответствующих специалистов нет. Спасибо Московскому строительному университету (МГСУ), который создал соответствующую кафедру. Такая же просьба была обращена и к руководству архитектурного института, но оттуда пока нет никакой реакции. В последнее время московское правительство обнародовало масштабные планы освоения подземного пространства. И вновь МГСУ откликнулся. Я считаю, что этот университет должен стать ведущим федеральным научным центром.

Нехватка научных кадров затягивает решение проблемы совершенствования нормативной базы строительства. Строительная наука давно не развивается. Есть, конечно, отдельные направления и отдельные научные институты, которые кое-что делают, но в целом научная жизнь еле теплится. Я считаю, что необходимо создавать укрупненные научные центры и передовые программы по тем направлениям, которые необходимы сегодня. Собственно, в мире уже многое достигнуто. Нам стоит лишь применить, адаптировать зарубежный опыт к собственным потребностям.

В результате многочисленных реорганизаций в пореформенное время строители остались, если так можно выразиться, без "головы". Раньше было соответствующее министерство — Госстрой, теперь такового нет. Есть, конечно, Федеральное агентство, которое "кочует" из одного ведомства в другое, но этим "кочевничеством" как раз подчеркивается его второсте-пенность.

В этом плане заслуживает похвалы такой субъект федерации, как Москва, которая первой стала работать с техническими регламентами и уже сумела достичь результатов. Были разработаны региональные нормы (МГСН) для высотного строительства, которые с успехом применяются не только в столице, но и в других регионах. Москва смогла сберечь все наработанные технологии и даже взяла на себя функции федеральных органов.

Поэтому я и мои коллеги из АСР постоянно напоминаем о необходимости создания в стране единого управляющего и координирующего центра, который бы вел эту работу в централизованном порядке, в том числе курировал подготовку кадров для строительной отрасли.

— Специалисты АСР подготовили предложения по частно-государственному партнерству. Сейчас это достаточно популярная тема. Она часто звучит на различных конференциях с участием строителей, экономистов и чиновников. В чем заключается Ваша точка зрения на эту проблему?

— Да, эта тема нас действительно занимает. Моим заместителем Владимиром Пономарёвым уже подготовлены предложения на этот счет. Государство сейчас начинает понимать, что дальнейшее осуществление программы доступного жилья потребует пересмотра методов ее реализации. К этому процессу необходимо подключить и бизнес.

Возьмем, к примеру, сферу жилья. За образец можно взять зарубежный опыт, когда государство предоставляет земельные участки и инженерную инфраструктуру, а частные компании строят жилье. Для последующей эксплуатации жилого комплекса создается управляющая компания (УК), которая представляет собой некоммерческую организацию. Она аккумулирует денежные средства из трех источников: из бюджетов разных уровней, от владельцев жилья и за счет других частных поступлений.

Примеры частно-государственного партнерства в различных регионах страны уже есть, наиболее яркий и масштабный из них — в Белгородской области. Тамошние власти строят дороги, прокладывают эклектрические и газовые коммуникации, а бизнесмены строят дома, которые затем продаются по цене около 15 тыс. рублей за квадратный метр. Для спекулянтов предусмотрены заградительные барьеры. Данная схема очень хорошо вписывается в капиталистические отношения и представляет собой экономический способ регулирования рыночных цен. Не сомневаюсь, что подобный опыт будет успешно распространяться и в других регионах.

— Николай Павлович, наш последний, традиционный вопрос. Что Вы хотели бы видеть на страницах "Строительного эксперта"?

— Пишите правду.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: