Устранение двойного налогообложения

         Налог на прибыль организаций в России принадлежит к ре­зидентским налогам. В других государствах корпоративные на­логи на доходы также относятся к резидентским. Напомним: кри­терий резидентства означает, что у организаций, признаваемых резидентами того или иного государства, облагается прибыль, полученная как от деятельности в самом этом государстве, так и от деятельности в других государствах. В результате организа­ции, получающие доходы на территории двух налоговых юрис­дикции, подпадают под двойное обложение: за один налоговый период один и тот же доход облагается налогом одного и того же вида дважды. Разумеется, в таких условиях интеграционные про­цессы лишаются всяких мотивов.

В настоящее время проблема двойного обложения решается Россией двумя способами:

· путем разграничения своих полномочий и сферы влияния при принятии внутренних законодательных актов;

· путем заключения международных соглашений по вопро­сам налогообложения.

Первый способ предполагает зачет налога, уплаченного рос­сийскими организациями за рубежом.        При этом способе устране­ния двойного обложения страна постоянного местопребывания плательщика облагает налогом его иностранные доходы, но од­новременно предоставляет зачет для налогов, уплаченных в стра­не, на территории которой получен доход. В результате доходы плательщика облагаются налогом только один раз по более высокой из ставок: либо по ставке страны получения дохода, либо - страны резидентства (постоянного местопребывания плательщика).

      Доходы, полученные российской организацией от источни­ков за пределами РФ, а также ее расходы, произведенные как в РФ, так и за рубежом в связи с получением таких доходов, учитываются при определении базы по налогу на прибыль в РФ. Эти доходы учитываются при определении базы и отражаются в декларации по налогу на прибыль в полном объеме. Расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, отражаемые в декла­рации, определяются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ, вне зависимости от правил определения рас­ходов, принимаемых в уменьшение базы, применяемых в иност­ранном государстве, от источников в котором были получены доходы.

   Суммы налога, уплаченные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за предела­ми РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

   Из вышесказанного следует, что право на зачет сумм нало­гов, уплаченных российской организацией за рубежом в связи с получением доходов от источников в этих государствах, возни­кает при обязательном включении доходов, полученных этой организацией от зарубежных источников (с учетом расходов), в базу при исчислении налога на прибыль в РФ и фактической уплате налога с этих доходов в иностранном государстве.

   Иностранный налоговый зачет ограничивается суммой нало­га, подлежащего уплате с иностранных доходов в РФ. Ограни­чение предусмотрено также всеми соглашениями об избежании двойного обложения. Если резидент РФ получает доход или владеет капиталом за рубежом, то сумма налога на этот доход или капитал, уплаченная там, может быть вычтена из налога, взима­емого с него в России. Такой вычет однако не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капита­ла в России в соответствии с ее законодательством.

   Таким образом, сумма налога, который российская органи­зация уплатила за рубежом, не всегда в полном объеме может быть принята к зачету при уплате этой организацией налога на прибыль в РФ. Целью ограничения иностранного налогового за­чета является предотвращение зачета налогов, уплаченных в странах с более высокой ставкой налога на доходы против рос­сийского налога на прибыль, уплаченных с доходов из россий­ских источников. Это ограничение иностранного налогового за­чета (или предельная сумма зачета), предусмотренное законода­тельством, т. е. сумма налога на прибыль, которая подлежит уплате в РФ с доходов, полученных российской организацией за пределами РФ, исчисленная в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, определяется расчетно.

   Расчет предельной суммы зачета условно можно разделить на три этапа:

· устанавливается, подлежат ли налоги, уплаченные за ру­бежом, зачету при уплате налога на прибыль в РФ;

· проводится расчет ограничения иностранного налогового зачета (предельная сумма зачета);

· определяется меньшая величина из суммы иностранных налогов, подлежащих зачету (первый этап), и размера ис­численной предельной суммы зачета (второй этап). Упла­ченные за рубежом налоги, превышающие размер предель­ной суммы, не принимаются в качестве иностранного на­логового зачета.

  На первом этапе следует исходить из того, что зачет может быть предоставлен только по тем налогам, уплаченным в иностранном государстве, которые аналогичны налогу на прибыль организаций в РФ. Налоги можно признать аналогичными, если аналогичны их элементы по российскому и зарубежному законодательству. В противном случае зачет по налогу не предоставляется.

  Еще одно важное замечание: зачет может быть предоставлен в отношении налогов, уплаченных в иностранном государстве только с доходов, которые являются доходами от источников в иностранном государстве. Зачет не может быть предоставлен по налогам, удержанным за рубежом при выплате доходов, которые являются доходами от источников в РФ и, соответственно, не яв­ляются доходами из зарубежных источников.

  На втором этапе исчисляется предельная сумма зачета исхо­дя из того, что размер сумм налогов, уплаченных российской организацией за рубежом в связи с получением там доходов, под­лежащих зачету, не может превышать суммы налога на прибыль в РФ, подлежащей уплате ею с указанных доходов в РФ. Обра­тим внимание: такой принцип заложен как в НК РФ, так и в международных соглашениях об избежании двойного обложе­ния.

Предельная сумма зачета исчисляется по формуле

ПСЗ=П х С,

где П - сумма иностранных доходов до обложения, получен­ных российской организацией, за вычетом расходов, связанных с их получением; С - ставка налога, установленная российским законода­тельством. Предельную сумму зачета следует исчислять отдельно по каж­дому виду доходов, полученных от источников за пределами РФ, и по каждому государству, в котором получен доход. Затем част­ные суммы зачета суммируются для расчета общей предельной суммы зачета. Из этого правила есть одно важное исключение. Предельная сумма зачета по доходам от долевого участия в деятельности организаций (дивидендов), полученным от источни­ков за пределами РФ, исчисляется отдельно с учетом ряда осо­бенностей и не суммируется с предельными суммами зачета, исчисленными по другим видам доходов.

  На третьем этапе определяется фактически зачитываемая сумма налога. Для этого исчисленная на втором этапе предель­ная сумма зачета сопоставляется с суммой налога, фактически уплаченной (удержанной) за рубежом.

  Если исчисленная ПСЗ больше фактически уплаченной за ру­бежом суммы налога (ПСЗ > Н зар.), то к зачету принимается фак­тически уплаченная сумма налога. В этом случае сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с нормами НК РФ, под­лежащая уплате по текущему отчетному (налоговому) периоду, уменьшается на сумму фактически уплаченного (удержанного) за рубежом налога.

  Если же ПСЗ оказывается меньше фактически уплаченной за рубежом суммы налога (ПСЗ < Н зар.), к зачету принимается фак­тически уплаченная сумма в размере, не превышающем исчис­ленную ПСЗ. А сумма налога на прибыль, исчисленная в соот­ветствии с нормами НК РФ, подлежащая уплате по текущему периоду, уменьшается на сумму налога, уплаченного за рубежом, в размере, не превышающем ПСЗ. Если эффективная ставка в стране - источнике дохода превышает ставку в РФ, то для рос­сийского плательщика сумма превышения уплаченных налогов за рубежом представляет дополнительный расход, покрываемый из чистой прибыли.

  Итак, законодательно установленная зачетная система состо­ит в том, что доходы российских плательщиков, полученные из зарубежных источников, облагаются лишь однажды по наиболее высокой ставке - или по российской ставке, или по ставке стра­ны - источника дохода. Если российская ставка больше ставки страны - источника дохода, то Россия облагает разницу в пре­делах российской ставки; если же наоборот, то дополнительной уплаты налога в РФ не требуется. Однако при этом эффектив­ная ставка обложения доходов российской организации увели­чивается.

  Вторым способом решения проблемы двойного обложения является заключение международных соглашений об избежании двойного налогообложения. В них также регламентируется меха­низм зачета в РФ сумм налога на прибыль, уплаченного за ру­бежом, в целях устранения двойного обложения российских организаций. Эти соглашения устанавливают правила распре­деления налоговых доходов между страной резидентства и стра­ной - источником дохода. Международные соглашения об из­бежании двойного обложения обычно сочетают исключения от обложения доходов, полученных из иностранных источников, с применением ограничений по их обложению.

  Устранение двойного обложения производится путем зачета суммы налога на прибыль, уплаченного российской организаци­ей в государстве, с которым имеется международное соглашение об избежании двойного обложения, при уплате налога на при­быль в РФ. При этом доходы, полученные за рубежом, а также расходы, понесенные в связи с получением таких доходов, учи­тываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в РФ, в соответствии с нормами НК РФ.

  Остановимся на некоторых особенностях применения назван­ных соглашений. Как правило, стороны соглашения распро­страняют свою юрисдикцию на доходы нерезидента, осущест­вляющего деятельность на территории иностранного государства через постоянное представительство, только в той части доходов, которые получены в связи с деятельностью такого представи­тельства. Поэтому если полученные российской организацией от зарубежных источников доходы (включая внереализационные) связаны с деятельностью обособленного подразделения этой организации в иностранном государстве, признанного постоян­ным представительством в соответствии с положениями соглашения, то предельная сумма зачета (ПСЗ) определяется по вы­шеприведенной формуле.

  Если же доход получен в виде дивидендов, то максимальная сумма налога по доходам, возможная для принятия к зачету (МСНД), определяется по формуле

МСВД=Д х с,

где Д - сумма дивидендов до обложения в иностранном госу­дарстве; С - предельный возможный уровень обложения дивиден­дов в государстве - источнике дохода, выраженный в процентном отношении к валовой сумме дивидендов, предусмотренный соответствующим соглашением об избежании двойного обложения.

  После этого оценивается фактически зачитываемая сумма налога как меньшая из величин суммы уплаченных иностранных налогов, подлежащих зачету, и исчисленной ПСЗ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе Российской Федерации и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. Плательщики налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России.

       Рассмотрев указанную тему можно сказать, что налог на прибыль - это очень сложная экономическая категория, которая закреплена законодательно. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах и бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков - предприятий и организаций.

       Уже давно иностранные организации заявили о себе как о полноценных хозяйствующих субъектах. И, естественно, развитие самого законодательства направлено на то, чтобы урегулировать вопросы налогообложения не только российских предприятий, но и иностранных организаций.

       На иностранные организации полностью распространяется законодательство РФ, кроме того, на территории Российской Федерации действуют международные договоры об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество иностранных организаций.

       Налоговый кодекс Российской Федерации, а так же 76 международных договоров регулируют деятельность иностранных организаций в России от налоговой ставки до избежания двойного налогообложения.

       Главное задачей налогового законодательства является создания комфортных условий работы для иностранных организаций, что в любом случае будет благоприятно сказываться на экономике России.

       Рассмотренная в этой курсовой работе тема является актуальной, так как экономическая ситуация в Российской Федерации улучшается с каждым годом, что ведет к привлечению новых иностранных организаций на российский рынок. Для этого важно создать приемлемые условия для их успешной работы на территории Российской Федерации.

       В заключении могу сказать, что российское законодательство по налогам и сборам широко охватывает вопрос налогообложения иностранных организаций, что позволяет Российской Федерации привлекать все больше и больше капитала из-за рубежа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.М. Ось-89, 2009

2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М: Книжный мир, 2006

3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М: Инфра-М, 2006

4. Климова М. Налог на прибыль, М., Налоговый вестник, 2008

5. Новоселов К.В. Налог на прибыль 2008-2009

6. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в РФ (учебное пособие) М., 2009

7. шувалова Е.Б. налоги налогообложение в 2-уч частях, МФПА,2005

8. www.nalog.ru

9. www.consultant.ru Консультант Плюс

10. www.glavbukh.ru Практический журнал для бухгалтера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: