2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности компании ОАО "АВТОВАЗ"
ОАО "АВТОВАЗ" - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%.
За период 1970 – 2009 годов предприятием выпущено более 22 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год[10].
ОАО "АВТОВАЗ" (Тольятти) зарегистрировано 5 января 1993г. Автоконцерн выпускает автомобили семейств Lada Priora, Kalina, Samara, а также "классику".
Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО "АВТОВАЗ" организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают "Оку" ВАЗ-1111.
Миссия компании: создание для клиентов качественных автомобилей по доступным ценам, принося стабильную прибыль акционерам, улучшая благосостояние сотрудников и повышая ценность бизнеса во благо Отечества.
Ценности компании:
- персонал компании
- лояльность потребителей
- сильная торговая марка
- высокий научно-технический потенциал
- прочная деловая репутация
- социальная ответственность
По итогам 2008 года АвтоВАЗ получил не только чистый убыток, но и операционный — почти на 26 млрд руб. До конца 2010 года топ-менеджмент АвтоВАЗа обещает вывести его на безубыточный уровень, однако по итогам 2009 года этого сделать не удалось. И если по итогам 2008 года АвтоВАЗ смог продемонстрировать рост выручки, то в 2009 году наблюдалось ее падение на 45%. Аудиторы завода высказывают сомнения в том, что он сможет продолжить деятельность в обозримом будущем[11].
В 2009 году себестоимость выросла сразу на 10,4%, и в результате валовая прибыль завода упала на 40% — до 17,4 млрд руб. Одновременно у АвтоВАЗа выросли расходы, не связанные с себестоимостью: административные издержки, резервы под возможное обесценивание активов в кризис, затраты на новые разработки и проч. В результате по итогам 2009 года АвтоВАЗ получил операционный убыток в размере 25,9 млрд руб., при том что годом ранее у него была операционная прибыль (8,3 млрд руб.). Чистый убыток АвтоВАЗа по итогам 2009 года составил 24,7 млрд руб. только благодаря тому, что завод провел перерасчет отложенных налоговых обязательств за предыдущие годы и записал себе это в прибыль.
Последний раз АвтоВАЗ получал чистый убыток по МСФО в 2005 году, но он был гораздо ниже (на уровне 673 млн руб.). Нынешние данные говорят о том, что положение завода достаточно проблематичное. В сложившихся условиях АвтоВАЗ реализует антикризисную программу сокращения издержек. Ее составляющие известны: снижение себестоимости за счет давления на поставщиков, фонда оплаты труда без остановки конвейера (за счет перехода на режим неполной рабочей недели), социальных выплат, административных расходов. Экономический эффект от реализации антикризисной программы АвтоВАЗ оценивает в 19 млрд руб.
Проблема АвтоВАЗа еще и в том, что в условиях кризиса он не может себе позволить серьезное повышение цен. В 2009 году средняя цена на Lada составила 235 тыс. руб[12].
Несмотря на проблемы, завод рассчитывает на 30-процентную долю рынка, при том что весь рынок составит где-то 1,2 млн машин, то есть АвтоВАЗ рассчитывает продать в 2010 году не более 360 тыс. машин. Руководство автозавода уверено, что ОАО "АВТОВАЗ" сумеет сохранить лидирующее положение в российском автомобилестроении в обозримой перспективе.
Основные элемента наступательной стратегии компании рассмотрим в следующем параграфе курсовой работы.






