2009 год для автомобилестроительной отрасли стал настоящим испытанием. Снижение спроса, спад продаж. Эти факторы привели к значительному сокращению прибыли всех автопроизводителей. На российском рынке и по числу продаж, и по объему выручки в 2009 году лидировал Автоваз, отобрав себе историческое первенство у Toyota, завоеванное японской компанией в 2008 году. За 354 тысячи автомобилей LADA, проданных по средней цене около 8 тысяч американских долларов, АВТОВАЗ получил 2,85 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше выручки за 2008 год[13].
Среди импортных брендов, наиболее успешных в плане выручки, можно назвать компанию Toyota, реализовавшую через сеть официальных дилеров в России порядка 68,7 тысячи новых автомобилей. Полученная прибыль составила 2,6 миллиарда долларов США, тогда как в 2008 году компании удалось заработать более 6,7 миллиарда долларов.
С точки зрения ценовой сегментации российского рынка, в 2009 году произошли достаточно серьезные изменения. Связаны они как с падением рынка, так и с динамикой курса доллара. Фактически в 2008- 2009 годах была изменена тенденция развития рынка, и продажи стали планомерно смещаться в более низкие ценовые диапазоны.
В первой половине года наряду с увеличением розничной стоимости автомобилей, номинированной в рублях, практически все автопроизводители достаточно активно использовали скидки, бонусы и специальные акции. В итоге стоимость автомобилей в долларовом эквиваленте сильно снизилась в первом полугодии, что заметно повлияло на ценовую сегментацию рынка.
Так, вазовские автомобили «классического» семейства вновь вернулись в диапазон до 6 тыс. USD, обеспечив ему порядка 5% рынка. В 2008 году в этот диапазон не попадал ни один автомобиль. За счет вазовских топ-моделей (LADA Priora и «люксовые» исполненияLADA Kalina), а также ряда бюджетных иномарок существенно расширился объем продаж в диапазоне от 6 до 10 тыс. USD. По итогам 2009 года на этот диапазон приходится чуть более 25% рынка, тогда как по итогам 2008 года лишь 12,6% рынка. В целом получается, что в прошлом году каждый четвертый автомобиль стоил до 10 тыс. USD, тогда как в 2008 году в этот диапазон попадал лишь каждый восьмой[14].
Несмотря на падение спроса на автомобильном рынке и финансовую нестабильность, распределение легковых автомобилей по классам практически не изменилось и по-прежнему отражает традиционные предпочтения россиян. Однако можно заметить, что экономический кризис в большей степени затронул население, которое в пирамиде доходов образует ее основание. Наиболее популярные и доступные автомобили классов «В», «С» уступили часть своей доли более дорогим из сегментов «D» и «SUV».
По-прежнему наиболее весомая доля рынка принадлежит машинам класса «С» - 38,9%, это ниже показателей 2008 года на 1,9%. В данном сегменте большинство россиян отдают свое предпочтение российским моделям LADA Priora и LADA Samara, которые мы причисляем к классу «С». Третье место в «гольф-классе» занимает Ford Focus. Самый пострадавший сегмент рынка - «В». В 2009 году его доля составила 23,2%, что на 3,8% меньше по отношению к 2008 году. В данном сегменте самыми продаваемыми автомобилями являются LADA Classic, LADA Kalina и Renault Logan, что обусловлено их невысокой ценой. По-прежнему критерии экономичности машины, маневренность и малая площадь парковки не являются в нашей стране решающими при приобретении автомобиля.
В сложившихся условиях сильными сторонами деятельности Автоваз являются:
1. Растущий спрос на автомобили отечественного производства.
2. Правительственная поддержка.
В целом матрица SWOТ для ВАЗ представлена в таблице 1.
Таблица 1. SWOТ анализ деятельности ОАО «Автоваз»
| Преимущества – S 1. широкая сбытовая сеть 2. низкая себестоимость | Слабости –W 1. отсутствие финансов 2. устаревшая технология | |
| Возможности – O 1. спрос на автомобили растет 2. правительственная поддержка | Занять большую долю рынка за счет поддержания низкой цены | Использование правительственных льгот для модернизации технологии |
| Угрозы – T 1. финансовая нестабильность компании в условиях кризиса 2. рост конкуренции со стороны зарубежных компаний | Работа в регионах, где конкуренты не имеют своей сбытовой сети | Использование бартерной торговли |
Конкурентный профиль предприятий выпускающих легковые автомобили в России представлен в таблице 2.
Анализ таблицы 2. Позволяет сделать вывод, что на отечественном рынке легковых автомобилей ВАЗ практически по всем позициям имеет конкурентные преимущества перед другими российскими автомобильными фирмами, особенно в качестве автомобилей и разработке новых модификаций автомобилей. Наиболее сильный конкурент - Форд. Показатели суммарных оценок не отражают количественного превосходства одной фирмы над другой по факторам конкуренции на рынке, а носят только качественный характер.
Сильными сторонами Форда и Рено являются высокое качество продукции и использование новых технологий при производстве автомобилей. Кроме того, открытие заводов на территории России позволило зарубежным автопроизводителям существенно снизить уровень издержек, что повлияло на цену автомобиля.
В связи с изменением курса валют в условиях финансового кризиса цена зарубежных автомобилей отечественной сборки выросла, что объясняет повышение спроса населения на отечественные автомобиле производства ОАО «Автоваз», однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе предприятию необходимо реализовать активную наступательную стратегию, учитывающую сильные стороны конкурентов.
Таблица 2. Матрица конкурентного профиля ОАО «Автоваз»[15]
| Факторы | Вес | ВАЗ | ГАЗ | Форд | Рено | ||||
| Рей-тинг | Оценка | Рей-тинг | Оценка | Рей-тинг | Оценка | Рей-тинг | Оценка | ||
| / | 0,1 | 4 | 0,4 | 2 | 0,2 | 3 | 0,3 | 1 | 0,1 |
| Качество автомобилей | 0,3 | 4 | 1,2 | 2 | 0,6 | 3 | 0,9 | 1 | 0,3 |
| Модельный ассортимент | 0,1 | 4 | 0,4 | 1 | 0,1 | 2 | 0,2 | 3 | 0,3 |
| Разработка и выпуск новых моделей | 0,1 | 4 | 0,4 | 1 | 0,2 | 3 | 0,3 | 2 | 0,2 |
| Разветвленность сети сервисного обслуживания | 0,1 | 4 | 0,4 | 1 | 0,2 | 3 | 0,3 | 2 | 0,2 |
| Гарантийные обязательства завода | 0,05 | 3 | 0,15 | 2 | 0,1 | 4 | 0,2 | 1 | 0,05 |
| Финансовое состояние | 0,2 | 3 | 0,6 | 2 | 0,4 | 4 | 0,8 | 1 | 0,2 |
| Приверженность марке | 0,05 | 3 | 0,15 | 1 | 0,05 | 4 | 0,2 | 2 | 0,1 |
| ИТОГО: | 1 | 3,7 | 1,65 | 3,2 | 1,45 | ||||
Таким образом, наступательная стратегия ОАО «Автоваз» должна быть направлена на преодоление таких преимуществ конкурентов, как:
1. Низкая цена.
2. Высокое качество.
3. Использование передовых технологий.






