Информационная деятельность

Один из важнейших признаков гражданского общества – гласность. Этот принцип заложен и в законе о Счетной палате, где говорится, что палата действует на основе принципа гласности и регулярно информирует о своей деятельности средства массовой информации. По степени информационной открытости, доступности для представителей СМИ Счетная палата России прочно входит в первую пятерку российских федеральных структур. Практически ежедневно в СМИ передаются оперативные пресс-релизы, посвященные текущей деятельности контрольного органа, итогам очередного заседания Коллегии. Регулярно проводятся пресс-конференции. Результат реализации принципа гласности – влияние Счетной палаты на формирование открытого информационного пространства в России. Ежемесячно выпускается официальное издание – "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации", в котором публикуются отчеты о проведенных контрольных мероприятиях.

Рассмотрим некоторые показатели и примеры деятельности Счетной палаты за 2010 год.


3. Осуществление финансового контроля Счетной палатой

 

В 2010 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания Президента Российской Федерации. Приоритетами в деятельности Счетной палаты являлись обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов и устранение системных причин коррупции при одновременном сокращении административного давления на экономику [12].

Впервые Счетной палатой проведен анализ сбалансированности ресурсного обеспечения основных направлений социально-экономической политики в субъектах Российской Федерации в условиях внедрения стратегического планирования. Основное внимание уделялось анализу результативности и эффективности приоритетных национальных проектов, крупнейших инвестиционных проектов и программ, реализуемых с привлечением бюджетных средств, эффективности налогового, таможенного и бюджетного законодательства. В соответствии с задачами и функциями Счетной палаты, определенными законодательством Российской Федерации, деятельность Счетной палаты была направлена на:

· повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;

· предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также государственной собственности;

· более активное использование современных методов контроля, обеспечивающих осуществление аудита эффективности и стратегического аудита, позволяющих дать оценку эффективности применения государственных ресурсов, направляемых на достижение стратегических целей;

· дальнейшее развитие методологии контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование [12].

Важнейшими в 2010 году стали мероприятия, проводимые в целях пресечения финансовых нарушений, особенно при необходимости обеспечения действенного контроля за использованием средств государственной поддержки экономики в период финансово-экономического кризиса. В таких условиях повышение эффективности государственного контроля приобретает особую актуальность.

Одной из задач, которую решала Счетная палата, стало обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках комплекса государственных антикризисных мер. Комплекс антикризисных мероприятий тесно увязан с мероприятиями антикоррупционной направленности. В дальнейшем Счетная палата планирует разработать методику и проводить на регулярной основе аудит эффективности расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Национального плана противодействия коррупции. Это создаст основу для организации мониторинга и аудита результативности антикоррупционной политики государства.

Счетная палата активно выстраивает механизмы обеспечения контроля за реализацией программ, ориентированных на инновационное развитие российской экономики, эффективностью и результативностью использования бюджетных средств на создание инфраструктуры наноиндустрии, особых экономических зон технико-внедренческого типа, а также за развитием кадрового потенциала системы высшего профессионального образования и науки.

Примером контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой в данной области может служить проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», результаты которой изложены в отчете аудитора Счетной палаты С.А.Агапцова, опубликованном в Бюллетене Счетной палаты (Приложение 5, выдержка из Отчета).

В ходе этой проверки были выявлены нарушения в части нецелевого использования средств бюджета при заключении контрактов, отсутствия регламентирующих деятельность документов, несоответствия отчетных данных и первичных документов в части объема использованных средств, нарушения ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.05г., Постановления Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества»  и т.д.

Как результат данной проверки, принято решение направить представление Счетной палаты Министерству образования и науки Российской Федерации с предложениями принять меры по устранению нарушений и недостатков, допущенных при реализации федеральной целевой программы, направить информационное письмо Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину., направить отчет о результатах проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Помимо обычных документарных ревизий Счетная палата отдельно анализирует уровень администрирования основных доходов бюджета, целесообразность наиболее крупных госрасходов, внешних и внутренних заимствований. Оценивает их вклад в реализацию стратегических целей государства, в экономический рост страны. Доносит свои оценки до президента, правительства и Федерального Собрания. Уже несколько лет Счетная палата осуществляет и стратегический аудит результатов крупных государственных программ и системных реформ, инвестиционной, структурной, налоговой и социальной политики государства в целом.

За время существования Счетной палаты РФ, ей удалось добиться множества положительных результатов: создать единую систему предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения федерального бюджета. Счетная Палата отслеживает деятельность нескольких десятков министерств и ведомств - распорядителей бюджетных средств и госсобственности (Приложении 4).

В 2010 году Счетная палата провела 501 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, в том числе 371 контрольное мероприятие и 130 экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 1154 объекта в 81 субъекте Российской Федерации. По поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы проведено 33 контрольных мероприятия, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 20 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 13 мероприятий. В 2010 году нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений связана с неисполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (367 млрд. рублей, или 75,8 % общей суммы). [12]

Перед Счетной палатой стоит целый ряд первостепенных задач. Это прежде всего стратегические задачи, в том числе модернизация и технологическое перевооружение экономики, кардинальное повышение эффективности расходов федерального бюджета, управление государственным имуществом, борьба с коррупцией. (Приложение)

Для решения этих задач Счетной палате необходимо применять современные методы аудита, новые технологические решения. Государственный аудит выступает «дознавателем» эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности».

По словам Председателя Счетной палаты С.В. Степашина: «Эффективное и правильное функционирование системы государственного аудита как части механизма общественного контроля требует достаточно высокого уровня развития гражданского общества и совершенно иного уровня социальной активности и ответственности людей - как обычных граждан, так и лиц, занимающих государственные посты. Исходя из этого, государственный аудит считает своей важнейшей задачей не только разъяснение объективной необходимости общественного контроля за бюрократией, но и создание практических инструментов для обеспечения сознательного участия граждан в управлении общественными финансами и другими национальными ресурсами. С этой точки зрения государственный аудит является наукой социального оптимизма, поскольку он видит своим конечным «потребителем» не столько профессиональных политиков, сколько простых избирателей, налогоплательщиков, обладающих активной гражданской позицией». (Приложение 3)

Не менее важной является проблема контроля за региональными отделениями Счетной палаты. По словам Степашина во многих муниципалитетах системы внешнего финансового контроля практически нет, в итоге объем финансовых нарушений там «зашкаливает за десятки миллиардов рублей».

Для решения данной проблемы в Госдуму был внесен законопроект «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Предполагается, что все региональные и муниципальные счетные палаты будут бороться с нарушителями бюджетной дисциплины на местах по единым принципам, а также обретут независимость от проверяемых ими региональных и местных органов власти. (Приложение 1,2)

Сложившаяся практика государственного финансового контроля, накопленный Счетной палатой опыт организации и осуществления контроля за формированием и исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности и управлением ею позволяют сделать вывод о необходимости определения правового статуса внешнего и внутреннего финансового контроля, создания единых правовых и методологических основ целостной системы государственного финансового контроля.

В целях дальнейшего совершенствования государственного финансового контроля необходимо разработать и утвердить методику оценки рисков при проверке исполнения федерального закона «О федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период» по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета, организации исполнения федерального бюджета, бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, а также осуществления внутреннего финансового контроля.

Одним из основных приоритетов остается профилактика и пресечение коррупционных проявлений в бюджетной сфере и сфере управления государственными ресурсами. В этих целях будет проводиться комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на противодействие коррупции и проведение антикоррупционной экспертизы действующего законодательства и разрабатываемых проектов нормативных правовых актов.




Заключение

 

В целях повышения эффективности деятельности Счетной палаты, самой Счетной палатой был подготовлен ряд законодательных инициатив, направленных на развитие и совершенствование правовой основы государственного финансового контроля и усиление роли самой Счетной палаты.

За время, прошедшее после формирования Счетной палаты, в законодательство Российской Федерации не вносилось существенных изменений и дополнений, направленных на совершенствование государственного финансового контроля, в том числе, направленных на совершенствование деятельности Счетной палаты. При этом имеющаяся практика осуществления государственного финансового контроля и накопленный Счетной палатой опыт организации и осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением федеральной собственностью, позволяют сделать вывод о насущной необходимости внесения таких изменений и дополнений.

Анализ современного состояния государственного финансового контроля, сложившегося в России позволяет сделать следующий вывод: от того насколько добросовестно контрольно финансовые органы справляются с возложенными на них обязанностями, во многом зависит обеспечение экономической безопасности государства, динамичное развитие экономики, рациональное использование всех видов государственных ресурсов, а в целом социально экономическое благополучие российских граждан.

В этой связи создание в Российской Федерации единой и действенной системы государственного финансового контроля является важнейшей задачей органов власти всех уровней. В этой системе особая роль должна отводиться контрольно счетным органам, создаваемым органами законодательной власти. Их высокопрофессиональная и эффективная деятельность гарантирует обществу, что управление государственными средствами осуществляется экономно и разумно, в интересах всего общества, в строгом соответствии с принятыми законами.

Таким образом, Счетная палата стала органом, способным представлять объективную и независимую информацию о формировании и исполнении федерального бюджета, состоянии бюджетной системы Российской Федерации, законности и эффективности деятельности органов исполнительной власти по управлению и распоряжению государственными финансами и имуществом, причинах и последствиях выявленных нарушений в ходе использования бюджетных средств, возможностях их устранения.



Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г. – СПС «КонсультантПлюс»

2. Бюджетный кодекс РФ (ФЗ № 145 от 31.07.1998 г.) – СПС «КонсультантПлюс»

3. Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

4. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учебное пособие / Под ред. проф. М.В.Мельник. – М.: Инфра-М, 2010. – 346 с.

5. Макоев О.С. Контроль и ревизия: Учебное пособие / под ред. В.И.Подольского – М.: Юнити-Дана, 2007. – 256 с.

6. Мельник М.В. ревизия и контроль: Учебник – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 640 с.

7. Агапцов С.А. «Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», Бюллетень Счетной палаты № 2 (158)/ 2011 г.

8. Граник И. «Счетная палата обретет свою вертикаль и будет следить за экономиками других стран», газета «Коммерсантъ», № 7 (4307) 19.01.2010 г.

9. Граник И. «Счетная палата берет числом», газета «Коммерсантъ», № 183/П (4483) 04.10.2010 г.

10.  Степашин С.В. «Контроль или аудит», «Независимая газета», № 36 21.02.2011 г.

11. Панина Т. Интервью Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина «Российской газете», «Российская газета» 14.01.2010 г.

12. www.ach.gov.ru Отчет об итогах работы Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году и основные направления деятельности в 2011 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: