Государство и личность. Понятие правового государства

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан. Права м.б. обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от гос-ва сферу самоорганизации и свободы, регулируемую правом. Предоставление прав и обеспечение безопасности — сфера деят-ти гос-ва.

Гражданские права — неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не м.б. отменены ни самими индивидами, ни гос-вом. Они трактуются как защита индивида от государства.

Государство - основной институт политической системы классического обществава. В классово-антагонистических обществах используется для подавления классовых противников экономически господствующего класса. Признаками государства являются:

1. наличие особой системы органов и учреждений, осущ-ющих Ф. гос-ной власти;

2. право, определяющее опр-ную систему норм, санкционированных государством;

3. определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов. Эксплуататорское государство всегда являетс диктатурой определенного эксплуататорского класса, закрепляет и охраняет интересы этого класса, выгодный ему порядок.

Роль государства в жизни общества сводится к основным его функциям.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Охранительная.

2. Экономическая.

3. Социальная.

4. Культурно-воспитательная.

5. Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других гос-в.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно - практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим.Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий, прежде всего, с помощью воспитания как специального вида деятельности.Ч. присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.Под соц-ным в Ч. Ф. понимает, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражд-кая позиция. Все это вместе оставляет соц-ные силы Ч. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры и реализуются в ходе разнообразной деят-ти. 79 Общественные отношения: типы, структура, динамика изменений ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ - отношения, включающие в качестве своих элементов: 1)субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2)содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий — эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3)оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4)структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни. Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты, сами большие общества как целостности. Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые и международные. Наблюдаются также многообразные субъектно-смешанные отношении, когда индивид взаимодействует с организацией, организация оказывается в конфликте с этносом и т. д. По предметному содержанию общественные отношения дифференцируются соответственно основным сферам жизнедеятельности общества на: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др. Структура общественных отношений включает материальный, идеологический, социально-психологический аспекты. В качестве подсистем этой структуры возможно рассмотрение политических, а также экономических отношений в обществе. Факторы развития общественных отношений получают простор в поле сотрудничества; речь идет о производстве вообще, о прогрессе в сфере средств производства, о формах общения, о гражданском (правовом) общественном устройстве, о космогонических факторах, наконец, если иметь в виду учение В.И. Вернадского о ноосфере, учение Н.К. и Е.И. Рерихов о живой этике, о благодатном воздействии искусства. Общество – самовоспроизводящаяся, самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, динамичная система, находящаяся в процессе непрерывного изменения. Главным источником развития общества является творческая энергия, воплощенная в поведении людей, которое не всегда укладывается в рамки сложившихся предписаний. Такую энергию еще называют инновационной. Эта энергия вызывает изменения в культурной и институциональной системах общества, которые осуществляются благодаря механизмам внутренней саморегуляции и контроля    Развитие общества, как правило, направлено на создание все более сложных системных элементов. Динамика изменений общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов и их замедления, частичного распада общественных структур, с частичным возвратом к старому. 86. Культура и цивилизация: соотношение понятий. Вводя определение понятия «культура» м.выделить несколько толкований данного термина. 1. Описательное определение. Культура - то сумма всех видов деят-ти, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми вкл. в себя книги, картины, знание путей приспособления к окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, кот. складывались веками. 2. Историческое определение. Культура является результатом ист-кого развития, в нее входит все то, что искусственно, что произвели люди и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, орг-ции, общая деят-ть, взгляды, верования. 3. Нормативное определение. Культура - это образ жизни индивида, определяемый соц. окружением. 4. Ценностное определение. Культура - это материальные и соц. ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения. Термин " цивилизация " (с лат. - гражданский, государственный, политический). Во многих лит-ных источниках этот термин рассм-ся как бездушное «тело» общ-ва (противоположно культуре- началу духовному); является этапом в эволюции чел-кого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт). Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, согласно Канту, цивилизация начинается с установления чел-ком правил чел-кой жизни и чел-кого поведения. Цивилизованный Ч. - это Ч., кот. другому Ч. не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный Ч. вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен. Культуру Кант - обладает практической силой и определяет Ч-кие действия не общепринятыми нормами, ориентированными на разум, а нравственными основаниями самого Ч., его совестью. В литературе часто встречаются определения: " европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация" и т.д. Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классиф-ции ЮНЕСКО, согласно кот. в мире сосущ-т 6 осн. Ц.: европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для этого служат соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании Ц.-ее рассм-т как целостность экон-кой, соц-классовой, полит. и духовной сфер жизни общ-ва в опр-ных пространственных и временных границах. Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно сложным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Например, в отече-ной литературе еще в начале 19 века понятием "культура" вообще не польз-сь, заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании. Русская социальная мысль стала использовать понятие "культура" в контексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, в повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим «цивилизованное общество»- речь идет об общ-ве, имеющем опр-ный уровень культурного развития. Но м/у ними имеется как сходства, так и различия. И в самом деле: вряд ли кто отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам Ц-ции, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам кул-ры, хотя и то, и другое - дело ума и рук чел-ких.                Во временном измерении К более объемна, нежели Ц, поскольку она охватывает культурные достояния Ч. дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее говорить о том, что Ц. представляет собой сочетание множества культур. 88 Понятие «исторического времени» Проблема исторического времени в ее бытийном (онтологическом), а не гносеологическом плане была впервые осмыслена частично в работах Ф. Ницше и более полно в "философии жизни". Именно представители этой школы с самого начала поставили своей целью изучение не структуры исторического знания (как это было ранее), а сущности исторического бытия. На базе "философии жизни" в XX в. создаются наиболее крупные философско-исторические концепции. К ним Можно отнести работы А. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Й. Хейзинга. Философская мысль от рассмотрения времени в его физическом плане начинает переходить к его анализу как форме осуществления, протекания жизни. Очевидно, что историческое время нельзя оценивать по меркам и критериям простой физической длительности. В человеческой жизни настоящее почти никогда не является некой "мгновенной точкой". Это, как правило, определенный временной промежуток, характеризующийся той или иной целостностью: длительностью переживания, временем свершения каких-либо событий, сроками осуществления какой-то задачи. Совершенно ошибочно сравнивать протекание времени существования какого-либо атома или молекулы с тем, как протекает жизнь такой сложнейшей системы, как человек. Время и пространство — важнейшие онтологические характеристики, которые являются конституирующими элементами любой картины мира. Например, в классической теории познания, время как математическая категоря, время последовательно, линейно, необратимо, ав естественнонаучной картине мира время и пространство — абстрактные величины, формы бытия, в которые человек включен как безликое подчиненное существо, лишенное силы мысли, воли, возможности. Историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. В переломную неспокойную эпоху разное спрессовывание исторического времени, его насыщение порой неоднозначными событиями происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Человек воспринимает время как изменение обстоятельств бытия. Время — не простая длительность бытия, это всегда определенная история бытия, картина существования мира. Не случайно каждая цивилизация стремится к созданию своего календаря, определяющего ключевые моменты длительности. Смысл времени есть то значение, которое мы придаем определенному моменту, независимо от того, сколько он длится и когда происходит!!!. Моменты времени неравнозначны, неоднородны. Иx значение для человека определяется мерой реализации человеческой сущности, степенью достижения поставленных человеком перед самим собой целей и задач. Науки о духе и культуре уже имеют в качестве неявной базовой предпосылки некоторую картину мира, включающую естественнонаучные представления о пространстве и времени. Не обращаясь к ним напрямую и не всегда осознавая их неявное присутствие, гуманитарии создают свои тексты на основе этих предпосылок. Вместе с тем в этих текстах формируются или применяются представления о пространстве и времени, характеризующие социум, культуру, историю, духовный мир человека, которые не имеют физической или биологической природы. Это — исторические время и пространство человеческого бытия и человеческой культуры. Рассмотрение проблемы времени в гуманитарном знании во многом опирается на сформулированную И. Кантом идею субъективного времени, которое, выступает «формой внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния» Фундаментальная идея Канта о соотношении субъекта и времени послужила толчком для развития нового понимания времени в таких направлениях, как философия жизни, феноменология и экзистенциализм. Французский мыслитель А. Бергсон, вдохновленный идеями Канта о времени как «внутреннем чувстве», разработал концепцию времени как длительности. Он трактовал время как непосредственный факт сознания, постигаемый внутренним опытом. Как длительность, время предстает неделимым и целостным, предполагает творчество новых форм и их развитие.  Он осознает, что время человеческого, духовного и социального существования — это иная реальность, для исследования и описания кот. нужны новые методы. Подобный подход является главным в феноменологии. Вопрос о том, как мы осознаем время, перерастает у Гуссерля в вопрос о временности сознания, и основной смысл его заключается в том, что сознание «внутри себя» конституирует время, но не «отражает» его, не считывает его с объектов, а само раскрывается как временное. Для понимания природы времени и способов его описания в социально-гуманитарном знании особую значимость имеют опыт и идеи герменевтики. Время осмысливается здесь в различных формах: как темпоральность жизни, как роль временной дистанции между автором (текстом) и интерпретатором, как параметр «исторического разума», элемент биографического метода, компонент традиции и обновляющихся смыслов. В герменевтике время становится внутренней характеристикой жизни субъекта, ее основополагающим определением. Время рассматривается как особого рода категория духовного мира, обладающая объективной ценностью, необходимая для того, чтобы показать реальность постигаемого в переживании. В отличие от естествознания, где время связано с пространством и движением, с понятием каузальности, в науках о духе и культуре время тесно связано с внутренним смыслом и памятью. В историческом времени прошлое и будущее одновременно проникнуты друг другом, настоящее всегда включает в себя прошлое и будущее. Обоснование фундаментальности «нефизического», исторического, экзистенциального времени связано с именем М. Хайдеггера. Поставив в своем главном труде «Бытие и время» вопрос о смысле бытия, он обнаруживает в качестве этого смысла время. Время предстает как тот горизонт, внутри которого достигается понимание бытия. Эта трактовка онтологии времени не только предваряет вычленение некоторых конкретных форм времени, но иначе определяет сам «статус» времени в понимании бытия, в понимании человека, его существовании и познавательной деятельности. 89. Историческая закономерность и историческая случайность. Историческое в этом вопросе, я так понимаю, м.трактовать как общественно-историческое. Тогда м.сделать вывод, что речь идет о общественно-исторической закономерности и общ-ист случайности. Очевидно, что есть законы природы, а есть законы общественно-исторические. Последние отличаются от первых тем, что эти законы творят люди, а в природе они действуют сами. Общ-исторические закономерности имеют ряд особенностей: 1) Они возникли с рождением общества и поэтому не вечны. 2) Законы общ-историчесого развития «делаются» и связаны с конкретными условиями. 3) Они >сложны и поэтому <предсказуемы. 4) В истории все события уникальны, но кажутся нам закономерными. 5) Доля случайности значительно выше. История идет не по кругу, а по спирали, поэтому она и уникальна и повторяема (закономерна).            Случайности в истории – есть 2а вида: 1) >или<закономерные случайности – т.е. когда воли, страсти, идеи разных людей, определяющие случайности, как бы «гасят» друг друга. 2) Внешние случайности, кот. кардинально меняют ход истории.   83. Права человека: современные проблемы. Демократическое гос-во, признавая Ч-ка самостоятельной, высшей ценностью, предполагает бережное отношение к его достоинству, правам, признание за ним права на инициативу, веру в то, что свободный Ч.в состоянии сделать свободный выбор. Доверие к разуму Ч-ка и его свободе являет собой важнейший принцип демократии. Самая главная современная проблема в том, что для многих демократия – это что-то космическое и нереальное для нашей в частности страны. 81 Социальные роли и функции человека Социа́льная роль (функция) — модель поведения Ч, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — «поведение, которое ожидается от Ч, занимающего определенный статус» (например врач, студент и.т.д) Социальные функции человека - это функции, кот.Ч выполняет в обществеJ Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная личность» современного общества — это невротик. Однако настоящая личность не «играет роль» она принимает ее всерьез, он возлагает ее на себя как миссию, как крест - свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. В настоящее время сущ-т 2 осн.концепции личнос­ти: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значи­мости этого аспекта понимания личности (он имеет большое зна­чение в современной прикладной социологии) он не позволяет рас­крыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает его дей­ствительную сущность. ФИШКА- скажи: у «человека» нет социальных функций, они есть у «личности». Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением че­ловек, достигший понимания своих социальных функций, Своего места в мире, осмысливающий себя как субъект исторического твор­чества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой — в грядущее. Личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека. Личность не сводится ни к ее телесным, антропологическим, особенностям, ни к ее многообразным социальным функциям. Личность — это замкнутая в себе целостность, ее телес­ные и социальные проявления суть ее атрибуты. С другой стороны, и биологическое, и социальное играют равноправно решающие роли в генезисе личности. Формирование личности – процесс социализации. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра-Я Мировоззрение- является психологическим стержнем человека. 80 Соотношение экономики и политики в общественной жизни Политика и экономика имеют свою специфику, но в то же время их очень многое объединяет. Прежде всего их объединяет то, что именно они практически определяют сегодняшнюю жизнь общест­ва. Кроме того, они в значительной степени ориентированы друг на друга: ведь не случайно до сих пор экономику у нас называют политической, а основным видом политики считается политика экономическая. В наше время политика стала терять свое доминирующее положение, как и предвидел Н.Бердяев. Экономическая сфера стала разрывать узы, стягиваемые политическим фактором, выходить из подчинения непосредственным потребностям, жесткой регламентации со стороны государства. Экономика, гражданское общество в новых капиталистических условиях стали приобретать статус всеобщего, числящегося раньше за политикой, государством. Политика как «общее дело», как сфера общего интереса начинает выступать, и это отмечалось уже Гегелем, как иллюзорно всеобщее, формально общее, общий интерес как всеобщий частный интерес. У Маркса, несмотря на традиционное оперирование категорией «государства как всеобщего», в той же «Критике гегелевской философии права» начинает прорываться признание за частной собственностью (частной категорией) «всеобщей функции», «всеобщей государственной связи», «всеобщей категории». При становлении и функционировании капиталистических отношений преобладает экономическое начало. Политическое «всеобщее» переходит в разряд особенного, частного, теряет качество всеобщего. Политическое становится подчиненным экономическому. Происходит своего рода переворачивание содержательной стороны процесса, а значит, и категорий. Конечно, это не одномоментный акт, а достаточно продолжительный по времени и сложный по характеру процесс. Развитие экономики становится свободным. Докапиталистическая общественная форма Т-Д-Т уступила место, капиталистической Д-Т-Д. Т.к. для Т-Д-Т всегда требуется политический импульс извне. Совсем иначе представляется обращение капитала. При Д-Т-Д (купля ради продажи) изменяются сочетание и последовательность актов купли и продажи и тем самым осуществляется целый переворот в общественных отношениях. Не обмен потребительных стоимостей является целью обращения капитала, а увеличение меновой стоимости, средством которой является само обращение. Обмен потребительских стоимостей превращается из цели в средство. Здесь «меновая стоимость становится содержанием и самоцелью обращения»   Поскольку экономические отношения сегодня носят политический характер и управляются политическими методами, учение об экономике и называется политической экономией. Исключительная значимость политической экономии определя­ется тем, что она и сегодня обладает всемирно-объединяющей силой в жизни всего человечества. А жизнь человечества — это предмет философии. Поэтому философы изучали, анализировали и писали о политической экономии, участвуя в ее углубленно-обобщающем осмыслении.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: