Рабочая программа.
Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы. Рабочая программа разрабатывается на основе примерной учебной программы, имеющей гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, рекомендованной (допущенной) для реализации в образовательном процессе с возможным внесением изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательностью изучения тем, количеством часов, использованием различных учебно-методических комплектов, организационных форм обучения с учётом специфики образовательного учреждения.
В структуру рабочей программы входят: титульный лист, пояснительная записка, тематический план, основное содержание всех тем; примерная тематика рефератов, требования к уровню подготовки учащихся, формы контроля и критерии оценки уровня достижений учащихся, учебно-методический комплект, литература, электронные издания, Интернет-ресурсы для учителя и учащихся (список составляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления») (http: //library.kuzstu.ru/method/gost.ntm); перечень учебного оборудования и наглядных пособий для каждого урока; поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, работ. Рабочая программа должна быть обсуждена и согласована на заседании предметного методического объединения, принята на методическом или педагогическом совете, утверждена руководителем образовательного учреждения (до начала учебного года).
|
|
Газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября» (№5,2009г) опубликовала информационное письмо об УМК «Алгебра» для 7-9-ых классов авторов Ш.А.Алимова и др. для общеобразовательных учреждений, которое необходимо принять к сведению учителям, работающим по данным учебникам.
В связи с тем, что раздел «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» становится обязательным компонентом школьного образования и включен в стандарт 2004 года, решается вопрос о введении его в экзамен (2-3 задания).
Согласно требованиям Госстандарта к уровню подготовки выпускников основной школы учащиеся должны уметь:
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
- составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
|
|
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
· распознавания логически некорректных рассуждений;
· записи математических утверждений, доказательств;
· анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
· решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
· решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
· сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
· понимания статистических утверждений.
С некоторыми идеями реализации данного подхода в организации учебной деятельности учащихся можно познакомиться в следующих публикациях журнала «Математика в школе»:
– «Теория вероятностей и комбинаторика»№ 4, 2006г., № 6,7,8, 2007 г.; газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября» №5, 2009г.
В текущем учебном году особое внимание учителям следует обратить на подготовку к ГИА.
При обучении математике следует учитывать результаты ГИА И ЕГЭ выпускников 2009 году, проведенной в новой форме с участием ТЭК.
Аттестация выпускников основной школы показала положительные изменения в решении задачи с реальным сюжетом, связанной с выполнением несложных процентных расчетов. Меньше стали ошибаться ученики и при выполнении арифметических действий с положительными и отрицательными числами, в выражении из формул одних величин через другие.
Вместе с тем выявлены проблемы:
· с представлением реальных данных в стандартном виде. Невысокие результаты можно объяснить тем, что на уроках математики учащиеся редко работают с данными, представленными в стандартном виде, чаще всего они встречают их на уроках физики, химии, биологии. Низкий процент выполнения данного задания говорит о неумении учащихся интегрировать свои знания;
· с применением алгоритма преобразования целого выражения с привлечением формул сокращенного выражения и правил раскрытия скобок;
· при выполнении арифметических действий в процессе подстановки числового значения в буквенное выражение;
· при вычислении координат точки пересечения двух прямых с помощью составления и решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
· в сравнении значений числовых выражений, содержащих квадратные корни;
· в задании на соотнесение объектов (или процессов) и их признаков.
Низкие результаты наблюдаются и при переходе учащимися от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели - уравнению. Затруднения и при решении квадратных неравенств. Одна из причин - неумение применять метод интервалов к решению этого вида неравенств, в силу того, что данный способ воспринимается многими учащимися формально. Необходимо решать эти неравенства на основании графического представления - основным для девятиклассников методом: с помощью графика квадратичной функции.
Выпускники испытывают трудности при переходе с одного математического языка на другой, когда в задаче речь идет о некоторой интерпретации.
Чтобы получить высокие результаты в средней школе, нужно добиться успешного овладения теми результатами, которые формируются в основной школе. К таким важным результатам обучения математике в 5-6 классах и алгебре в 7-9 классах относятся умения:
|
|
– выполнять вычисления с обыкновенными и десятичными дробями,
– преобразовывать многочлены, алгебраические дроби, степени с целыми показателями и квадратные корни,
– решать линейные, квадратные и дробно-рациональные уравнения и неравенства,
– читать свойства функций по их графикам, исследовать отдельные свойства функций аналитически.
С целью совершенствования Государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов необходимо:
· учитывать стрессовую ситуацию экзамена и спланировать работу по его проведению так, чтобы создать оптимальные условия для психологической адаптации подростков к итоговой аттестации;
· в каждом образовательном учреждении провести анализ результатов ГИА 2009 года по математике и спланировать работу методического объединения образовательного учреждения уже в начале учебного года;
· выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся посредством мониторинга базового уровня освоения программного материала; оперативно проводить коррекционные мероприятия: разного рода консультации, обучающие самостоятельные работы, использование специально разработанных систем упражнений с учётом причин возникновения пробелов и т.п.; корректировать рабочие программы с учётом «проблемных тем»;
· предусмотреть использование различного задачного материала, где применяются идеи варьирования исходных данных задачи, нестандартная постановка вопросов, используются различные трактовки понятий и т.п.; при обучении решению задач повышенного уровня сложности особое внимание следует уделить именно обучению процессу поиска различного числа решений;
· учитывать принципиальную возможность включения в экзамен заданий вероятностно-статистической линии и развивать у школьников умение работать с информацией, представленной в различной форме (текст, график, таблица, диаграмма и т.п.), уделяя значительное внимание ситуациям из реальной практики.
|
|
· пересмотреть методы, приёмы и средства, применяемые при изучении содержательной линии «Функции и графики»;
· больше обращать внимание на задачи категории «знание/понимание», но не в ущерб алгоритмическим;
· использовать педагогический потенциал педагогов ОУ, показавших высокий уровень подготовки школьников к итоговой аттестации.
Учителям математики следует внимательно ознакомиться с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращать внимание не только на демонстрационный вариант, содержание спецификации и кодификатора, но и на методические письма ФИПИ об использовании результатов экзаменов в 2008 - 2009 г.г.
Итоговая аттестация в новой форме по геометрии предлагается учащимся 9 классов по выбору.
Назначение экзаменационной работы по геометрии – оценить образовательную подготовку выпускников IХ класса общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Использование результатов экзамена возможно при приеме учащихся в профильные классы старшей школы.
Анализ итогов проведения Государственной (итоговой) аттестации по геометрии выпускников IX классов в новой форме позволяет сформулировать ряд рекомендаций по организации более эффективной подготовки девятиклассников по геометрии:
· Учителю математики следует внимательнее изучать нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена в новой форме, обращая внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.
· Для наиболее сильных учащихся необходимо предусмотреть индивидуальные задания на дому или для работы в классе, которые выполняются по желанию ученика и поощряются оценками. Иногда сложные задачи можно рассматривать на уроке в качестве фронтальной работы с классом. В таком случае более сильные ученики должны быть заняты поиском решения, составлением плана решения задачи, а менее подготовленные учащиеся – выполнением и обоснованием отдельных шагов решения. При таком подходе пользу получат все ученики.
· Большую роль в приобретении умения решать задачи, в которых применяются факты из разных разделов курса геометрии, играет обобщающее повторение, на которое выделяется учебное время в конце учебного года. Материал следует повторять «классифицировано», за основу классификации целесообразно принять вид фигуры (треугольники, четырехугольники, окружность и т.п.). При этом для каждого вида фигур рассматриваются все изученные в курсе способы вычислений (теорема Пифагора, теоремы синусов и косинусов, решение пропорций в подобных треугольниках, формулы площади и т.п.). В такую схему повторения естественным образом вписывается обобщающее рассмотрение свойств опорных конфигураций.
· При проведении различных форм текущего контроля следует использовать задания, аналогичные заданиям ГИА-9.
· При выборе дидактических пособий (задачников, рабочих тетрадей, карточек и т.п.) следует обращать внимание на наличие практико-ориентированных задач. Целесообразно также увеличить и общее число рассматриваемых на уроке задач, эффективно используя прием устного решения задач по готовым чертежам.
· Желательно при изучении каждой темы ознакомить учащихся с требованиями к обязательному уровню подготовки. Например, указать, какие задачи (в учебнике, дидактическом пособии) они должны уметь решать для получения удовлетворительной оценки. Можно предложить учащимся список таких задач, например, в качестве заданий для самопроверки достижения обязательной подготовки по теме.
· Для того чтобы быстро и успешно справляться с решением задач повышенного уровня, необходимо помнить, что учащийся за короткое время должен проанализировать предлагаемую в задаче фигуру, распознать в ней опорную конфигурацию, установить связи между ее элементами: их взаимное расположение, метрические соотношения. Это возможно, если выполняется ряд условий:
- формируются представления об опорных конфигурациях на протяжении всего процесса изучения курса геометрии;
- обращается внимание учащихся на такие конфигурации, решаются задачи на доказательство свойств соответствующих фигур, а также задачи на применение доказанных свойств.
Важным вопросом является подготовка выпускников к ЕГЭ. Единый государственный экзамен как форма аттестации с 2009 года перешел из экспериментального в штатный режим. Чтобы ученики уверенно чувствовали себя на итоговой аттестации, их нужно научить технологиям работы с заданиями нового типа всех уровней сложности.
С целью повышения уровня математической подготовки учащихся рекомендуется предусмотреть при организации учебного процесса повторение и обобщение материала, изученного в основной школе, наиболее значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе математического образования. Для этого учителями должны быть разработаны программы повторения пройденного, организовано само повторение с начала учебного года, как на уроках, так и в специальные часы возможно во внеурочное время.
Для совершенствования процесса преподавания математики в старших классах рекомендуем:
1. Изучить статистические данные результативности ЕГЭ по математике в 2009 г. (Сборник «ЕГЭ – 2009.Статистика результатов единого государственного экзамена в Калининградской области»).
2. Изучить основные вопросы содержания «Общего перечня контролируемых вопросов содержания демонстрационного варианта ЕГЭ 2010» (кодификатор) (сайт ФИПИ (htth: //www.fipi.ru)
3. Использовать при повторении в 11 классе школьного курса «Алгебра и начала анализа» блочно-модульное структурирование учебного материала.
4. Осуществлять предварительную подготовку учащихся и учителей к тестовой форме контроля, начиная с пятого класса
Перечень сайтов, полезных учителю математики
http://www.ed.gov.ru – Сайт Министерства образования РФ
http://www.obrnadzor.gov.ru/attestat/ - Федеральная служба по надзору в сфере образования (государственная итоговая аттестация школьников)
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/ www.mnemozina.ru - сайт издательства Мнемозина (рубрика «Математика»)
http:/ www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.profile-edu.ru - Рекомендации и анализ результатов эксперимента по профильной школе. Разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся. Примеры учебно-методических комплектов для организации профильной подготовки учащихся в рамках вариативного компонента.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента.
http://www.ed.gov.ru - На сайте представлена нормативная база: в хронологическом порядке расположены законы, указы, которые касаются как общих вопросов образования так и разных направлений модернизации.
http://www.ege.edu.ru сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, с включают подготовку сдачи ЕГЭ.
http://www.intellecctntre.ru – сайт издательства «Интеллект - Центр» содержит учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по математике, сборники тестовых заданий.
http://www.shevkin.ru - Проект Shevkin.ru. Задачи школьных математических олимпиад. Дидактический материал к УМК Никольского.
http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);
http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);
http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).
Рекомендуемые электронные учебники
1. Открытая математика. Алгебра. (7-9 кл). Соответствует программе курса математики для общеобразовательных учреждений России. ФИЗИКОН.
2. Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 7-9. Выпуск 2. Версия для школьника. Просвещение-МЕДИА. (все задачи школьной математики).
3. Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 10-11. Выпуск 2. Задачи и теоретический материал охватывают практически все изучаемые в старшей школе темы. Программа построена с учетом развития профильного обучения. Просвещение-МЕДИА. (все задачи школьной математики).
Разработано методическое пособие для самостоятельной работы учащихся 10-х классов с этим диском и печатным учебником А.Н.Колмогорова «Алгебра и начала анализа 10-11».
4. Математика 5-11. Практикум. Учебное электронное издание. Новые возможности усвоения курса математики. В состав диска входят задания и теоретические сведения по основным разделам, изучаемым в средней школе. Для 5-6 классов предлагаются задания по отработке вычислительных навыков, элементам геометрии. Для 7-9 классов помимо задач по алгебре и геометрии включены виртуальные лаборатории по основам теории вероятностей и математической статистике. «Дрофа», 2003.
5. Вероятность и статистика. 5-9. Практикум. Электронный практикум предназначен для изучения основ теории вероятностей и математической статистики. На диске представлены 9 виртуальных лабораторий, учебное пособие содержит 200 задач по теории вероятностей и статистике. «Дрофа», 2007.
6. Решаем задачи из учебника. Алгебра.9 класс. Это пособие поможет школьникам разобраться в решении большинства задач из учебника «Алгебра. 9 класс» под редакцией С.А.Теляковского. Программа не предлагает готовых ответов, а помогает понять принципы решения задач. Просвещение-МЕДИА.
7. Готовимся к ЕГЭ. МАТЕМАТИКА. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. Просвещение – МЕДИА.