Потребительские предпочтения по: видам, маркам

Продукции или услуги

Крупнейшие российские компании сотовой связи - "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн") и МТС - отчитались об итогах первой половины 2008 г. Третий большой игрок - группа "МегаФон" - пока что существует в форме ЗАО и не публикует детальной отчетности. Поэтому выводы об изменениях на российском сотовом рынке приходится делать на основании отчета первой двойки. Представители "ВымпелКома" сообщили, что доля их компании на московском сотовом рынке на конец полугодия составила 52,0%, МТС контролирует 43,5%, другие операторы - 4,5%. Руководители МТС озвучили лишь данные о своей доле рынка по данным консалтингового агентства J'son & Partners: в Москве - 43,8%, в целом по России - 37,1%. Во II квартале нынешнего года средняя ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) у "Би Лайн" составила $18,9 (I.2002 - $19,4; IV.2001 - $24). Результат МТС - $25 (I.2002 - $26,7; IV.2001 - $32). Как признают сами представители сотовых компаний, уменьшение средней доходности абонентов - явление неизбежное. В сотовую связь постепенно вовлекаются все менее обеспеченные слои российского населения, в том числе в регионах. И то, что доходность абонентов во II квартале снизилась не очень сильно, специалисты объясняют сезонными факторами - летом абоненты чаще ездят в роуминг и потому больше платят за разговоры. Другой существенный финансовый показатель сотовых компаний - расходы на привлечение абонента (SAC). Эти расходы во II квартале у МТС составили $39 (I.2002 - $36; IV.2001 - $50). У "ВымпелКома" расходы на привлечение одного клиента тоже повысились, хотя и незначительно - до $31,3 (I.2002 - $30,4; IV.2001 - $35,7). Вообще говоря, увеличение рекламных расходов этих двух компаний минувшим летом было заметно и без официальных отчетов - это явление наблюдал каждый, кто хоть иногда включал телевизор.

 

В общем-то, все естественно. Конкуренция между главными игроками российского сотового рынка становится все жестче. Им приходится тратить все большие деньги на привлечение все менее доходных клиентов. Соответственно, период возврата этих денег за счет абонентской платы становится все длиннее. "Увеличение расходов - общая рыночная тенденция, - говорит первый вице-президент МТС Михаил Сусов. - Это объясняется в том числе увеличением стоимости рекламоносителей - они подорожали в 1,3 раза, в то время как наши расходы на привлечение абонентов, включая маркетинг и рекламу, выросли с $36 до $39".  "Период оборачиваемости маркетинговых расходов сотовой компании - своего рода индикатор конкуренции, - считает старший аналитик ИК "АТОН" Надежда Голубева. - И у МТС, и у "ВымпелКома" он в среднем не превышает двух месяцев - это очень мало по сравнению с другими развивающимися рынками, где аналогичные затраты окупаются за три-шесть месяцев. Это свидетельствует о том, что сотовый рынок в России еще незрелый и конкуренция еще может серьезно вырасти". В перспективе, считает Голубева, затраты на привлечение абонентов неизбежно будут расти еще быстрее - а значит, операторам следует морально готовиться к тому, что и окупаться они будут дольше. Причем по мере того, как рынок будет "взрослеть", сотовым компаниям придется уделять все больше внимания сохранению уже имеющейся абонентской базы; пока же, по мнению Голубевой, их маркетинговые инициативы направлены в основном на привлечение новых клиентов. Вообще говоря, если теоретически смоделировать ситуацию, когда сотовые компании уже привлекли всех интересующихся "мобилами" москвичей кроме одного, то в этом случае затраты на привлечение этого одного действительно взлетят до небес. Ведь операторам все равно придется давать рекламу - хотя бы для поддержания имиджа и лояльности уже набранных клиентов. Но, по мнению представителей сотовых фирм, до подобной ситуации Москве (а уж тем более - всей России) еще очень далеко. "Прямой зависимости между ростом абонентской базы и увеличением расходов на поддержание лояльности нет, - утверждает Михаил Сусов. - Однако существует прямая зависимость между улучшением имиджа компании и снижением оттока абонентов". По мнению же начальника службы по связям с общественностью "ВымпелКома" Михаила Умарова, с ростом абонентской базы затраты на привлечение одного клиента, наоборот, могут снизиться - за счет "экономики масштабов". Начинается, например, экономия на объемах рекламы (рекламы столько же - а подключений больше) и на дилерской комиссии, которая с ростом объема подключений обычно снижается. Не надо забывать, что в регионах затраты на привлечение абонента меньше, чем в Москве. Да и вообще, считает Умаров, увеличение на один доллар - еще не тенденция.               

Прогресс в сфере мобильной связи подразумевает постоянное улучшение качества услуг и расширение ассортимента. Операторам связи в условиях насытившегося рынка частных пользователей все сложнее увеличивать объем своей прибыли. Требования к мобильным операторам постоянно ужесточаются. Потребителей уже не удовлетворяют только лишь голосовые услуги. Теперь клиентам требуется весь возможный комплекс мобильных услуг, чтобы не только свободно общаться, но и сделать максимально удобным ведение своего бизнеса. В последнее время, в силу слабой инфраструктуры стационарных линий связи и малой плотности проводных линий, в странах СНГ наблюдается экспансия рынка операторами мобильной связи. Такая ситуация служит наглядным примером того, как конкуренция выступает в роли двигателя прогресса. Сегодня операторы мобильной связи уже в состоянии обеспечить своих абонентов доступом в Интернет и свободной передачей данных.

 

Подобные услуги ассиметричным цифровым линиям стационарных беспроводных или кабельных сетей не под силу. Рост конкуренции способствует также снижению тарифов. Принято считать, что чем крупнее оператор, тем меньше его расценки. В условиях жесткой конкуренции мобильные компании пытаются привлечь потребителей все более выгодными условиями. К примеру, набирающая обороты безлимитная связь от МТС с прямым номером – отличный ход мобильного оператора, привлекающий внимание клиентов конкурирующих компаний и предоставляющий выгодные условия своим абонентам. Сравнивая различные тарифы мтс, вы можете найти наиболее выгодные для Вас условия подключения, которые помогли бы вам ежемесячно экономить на сотовой связи. Универсальная безлимитная связь от МТС с прямым номером включает в себя такие тарифы, как Эксклюзив 120, Эксклюзив 140, Эксклюзив 160, Бизнес без границ 219, Бизнес без границ 240, Корпоративный 14 и Безлимитная Компания. Различия уникальных безлимитных тарифов мтс с прямым номером состоят лишь в условиях подключения. Сегодня общение без каких-либо ограничений может позволить себе каждый. Благодаря широкому выбору столь популярных сегодня безлимитных тарифов мтс с прямым номером каждый может найти наиболее подходящую ему тарифную ставку. Оглядываясь назад, в прошлое, можно лишь улыбнуться, вспомнив нелепые прогнозы развития мобильной связи. Еще в конце 90-х предполагали, что в ближайшем будущем численность клиентов мобильных операторов будет составлять не больше 3 млн. Теперь же в абонентских базах компаний числится практически каждый. Хотя и о стабильности говорит рано, т.к. все мобильные операторы на данный момент занимают разные позиции на рынке связи. Одни, благодаря вложенным миллиардным инвестициям, уже успели охватить всю территорию страны и обслуживают десятки миллионов абонентов. Другие пока лишь стараются доказать инвесторам, что вложенные в них деньги в ближайшем будущем принесут солидный доход. Конкурентная борьба операторов связи проявляется порой в достаточно жестких мерах, к которым прибегают некоторые компании. Примером этого стало стремление нескольких небольших операторов — «Голден Телеком», «УРС», «Астелит» - добиться от UMC и «Киевстара» снижения стоимости интерконнекта – доступа к сети компании. В итоге, подобная афера обернулся громким скандалом. Однако, в любом случае, пока существует борьба операторов, будет наблюдаться и снижение тарифов, и появление новых полезных абоненту услуг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: