В предусмотренных законом случаях государственные органы, органы местного самоуправления могут вступить в дело до принятия решения судом первой инстанции по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований (ч. 1 ст. 47 ГПК).
ГПК предусматривает обязательное привлечение государственных органов, органов местного самоуправления лишь по делам особого производства (ч. 1 ст. 272, ст. 284, 288 ГПК). Привлечение государственных органов и органов местного самоуправления к участию в деле предусмотрено и СК. Вопрос о привлечении в процесс государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу должен решаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству.
Поскольку ГПК не определяет порядок участия в деле госорганов и органов местного самоуправления, следует исходить из того, что они наделены правами лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК) с учетом цели вступления в процесс.
|
|
Заключения государственных органов, органов местного самоуправления представляются в суд в письменном виде, хотя допустимо и устное заключение. Оно составляется, как правило, на основе предварительного обследования и изучения материалов дела. В некоторых случаях заключение может быть составлено и по инициативе самого органа управления и даже до возбуждения дела в суде (например, заключения органов опеки и попечительства по спорам, связанным с воспитанием детей, по делам о лишении родительских прав).
Лица, участвующие в деле, и представители могут задавать уполномоченному этого органа вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. Заключение органов государственного управления имеет важное значение по делу, но для суда оно необязательно. Однако свое несогласие с заключением суд должен мотивировать.
С целью дачи заключения по делу в гражданском процессе чаще всего участвуют следующие государственные органы и органы местного самоуправления:
а) органы опеки и попечительства — по делам, затрагивающим интересы детей и других недееспособных лиц, например по делам о передаче детей на воспитание, неправильном использовании родителями своих прав, лишении родительских прав, об усыновлении и об отмене усыновления, использовании опеки в корыстных целях, о возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему лицу, по делам, затрагивающим жилищные права детей[18];
б) органы социального обеспечения - по делам особого производства, возбуждаемым в целях назначения пенсии (объявление лица умершим или безвестно отсутствующим);
|
|
в) жилищно-коммунальные органы — по делам, связанным с владением жилищами и другими помещениями на праве личной собственности (выселение, раздел и обмен жилой площади, переоборудование нежилых помещений под жилье, сделки по поводу строений, о принадлежности строения на праве собственности и др.), а также по спорам между совладельцами строений, находящихся на неразделенном земельном участке, о порядке пользования этим участком.
Участие в гражданском процессе указанных органов и необходимость извещения их судом о деле объясняется тем, что решение суда может затронуть интересы соответствующей отрасли управления. В отдельных случаях судебным решением может быть возложена определенная обязанность на тот или иной орган управления, что также является основанием участия в деле.
В судебной практике непривлечение государственных органов, органов местного самоуправления к участию в деле в случаях, предусмотренных законом, рассматривается как основание к отмене решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 47 ГПК суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления для дачи заключения в необходимых случаях, независимо от того, предусмотрено это законом или нет.
Заключение
В данной работе мною были достаточно подробно рассмотрены вопросы, касающиеся прав, обязанностей и правового положения лиц, участников гражданского процесса. Так же, путем сравнения Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. и ГПК РФ 2002г., был выявлен ряд отличий, в частности возможность выступлении в деле в качестве участников организаций, не имеющих статус юридического лица, что по ГПК 1964г. не было предусмотрено, а так же было изменено положение прокурора в процессе, чти возможности были заметно ограничены. Заметно и значительное сближение по новому ГПК условий и форм участия в гражданском деле прокурора и государственных органов, органов местного самоуправления.
Информация, изложенная в этой работе имеет не только теоретическое, но и, что немаловажно, большое практическое значение, как в профессиональной сфере, так и в обыденной жизни.
Список использованной литературы:
1. Гражданское процессуальное право. (Под ред. М С. Шакарян. Москва 2005)
2. Гражданское процессуальное право России. (Под ред. П.В. Алексия. Москва 2004)
3. БВС РФ. 2002. №7, №11.
4. БВС РФ. 2000. №1
Нормативный материал:
1. Конституция РФ
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г.
3. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г.
4. Семейный кодекс РФ
5. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»
[1] Гл. 4 ГПК
[2] Гражданское процессуальное право России, под ред. П.В. Алексия, Москва 2004, стр. 43
[3] ст. 43, 52, 54 ГПК
[4] ст. 36 ГПК
[5] ст. 38, 42-43 ГПК
[6] ст. 37 ГПК
[7] ст. 43, 52, 54 ГПК
[8] Легитимация (от лат. Legitimatio) – правомерный, законный.
[9] БВС РФ. 2002. №7. стр. 4-5; №11. стр. 19-20
[10] абз. 2 ч. 3 ст. 40 ГПК
[11] ч. 4 ст. 151 ГПК
[12] ч. 3 ст. 151 ГПК
[13] ст. 42 ГПК
[14] ст. 43 ГПК
[15] ст. 44 ГПК
[16] абз. 2 ст. 215, абз. 2 ст. 217, абз. 2 ст. 436, ч. 1 ст. 438 ГПК
[17] БВС РФ. 2000. №1. стр. 14, п.8
[18] ст. 28, 70, 72, 73, 78 СК