Методика коррекции нарушений поведения

Методика разработана для преодоления проблем, связанных с детской агрессивностью в подростковом и юношеском возрасте. Она включает в себя три взаимосвязанные программы:

1. «Тренинг эффективности родителей» нацелен на работу со взрослыми, испытывающими затруднения в воспитании детей. Основная направленность тренинга — переосмысление роли и позиции родителя, приобретение нового опыта взаимодействия с детьми посредством тренинга коммуникативных навыков.

2. «Тренинг психологической компетентности педагога» направлен на информирование учителей об индивидуально-психологических особенностях школьников с нарушениями поведения и обучение эффективным способам взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии.

3.   «Тренинг модификации поведения» для учащихся с асоциальной и деликвентной направленностью поведения состоит из диагностического и коррекционного блоков. Это тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОСЛОЖНЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

(Н. Е. ЩУРКОВА)

Определяя специфику работы с детьми осложненного поведения, Н. Е. Щуркова подчеркивает, что дисгармоничное поведение детей — это прежде всего «выпадение» из контекста культуры. Поэтому педагогу важно распознать неблагополучное состояние и посмотреть на ситуацию со стороны ребенка, стать на его место, но не заразиться состоянием гнева, злости, раздражения. Первая профессиональная реакция на осложненное поведение учащегося может быть выражена следующими правилами:

• не удивляться;

• присоединиться; обрисовать предметный Я социальный результат произведенного, чтобы помочь слаборазвитому осознать, осмыслить происходящее; представить иной образец поведения;

• алпелировать к самосознанию субъекта осложненного поведения, дать возможность объяснить происшедшее;

• помочь в защите от оскорблений со стороны и попытке оправдать случившееся серьезными причинами;

• создать неожиданное педагогическое решение.

4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ДОВЕРИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Пока подростки с отклоняющимся поведением находятся под контролем и воспитательным воздействием организованного классного коллектива, развитие их негативного поведения задерживается. Воспитательная программа действий состоит из следующих стадий, постепенно и последовательно создающих доверие:

1. Сообщение. Учитель сообщает подросткам результаты диагностического этапа, знакомит их с индивидуальными особенностями друг друга. Ознакомление учащихся с характеристиками друг друга, как положительными, так и отрицательными, создает базу для возникновения взаимопонимания и доверия в коллективе. Подростки вместе с учителем делают вывод, что все они ожидают, требуют от другого своего сверстника доброжелательного, доверительного отношения.

2. Обсуждение действий. Учитель предлагает обсудить в классе способы и средства установления отношений доверия. Обсуждаются следующие вопросы: «Как сделать, чтобы каждому в классном коллективе было всегда хорошо и спокойно?», «Как нужно и важно чувствовать, понимать другого?», «Насколько существенно представлять, что делает другой человек?».

3. Принятие программы действий. После обсуждения перечисленных выше вопросов в классе принимается индивидуальная программа действия каждого подростка с целью построения отношений доверия со сверстниками. Подросткам предлагается представить черты характера и поступки своих сверстников, пусть даже отрицательные, и попытаться понять, что представляют их сверстники по классу с точки зрения отношений доверия, найти в них черты характера, способствующие построению таких отношений в коллективе.

Каждый подросток, имея индивидуальную программу воспитания, знает, что для исправления своего сверстника необходимо: 1) контролировать свои собственные поступки и действия с целью создания доверия в отношениях; 2) указывать сверстнику на его отрицательные качества, поступки, действия, препятствующие отношениям доверия; 3) обращать внимание сверстника на положительные поступки, действия, качества, способствующие формированию доверия во взаимоотношениях.

В процессе принятия программы действий предложенные способы воздействия подростками фиксируются, запоминаются и принимаются как значимая характеристика. Допускается, что даже если часть подростков не приняла с самого начала сообщенных ею положений, то все равно она задумывается над ними. Предложенные способы воздействия могут оставаться длительное время предметом для размышления. Основу программы составляет использование коллективистских тенденций, готовности к отношениям доверия, стремлений каждого подростка к самораскрытию, самоутверждению и саморегуляции в классе.

4. Закрепление позиции доверия в отношениях с целью выработки у подростков системы убеждений и устойчивого положительного опыта поведения.

На 3-й и 4-й стадиях программы проводятся коллективные общественно полезные мероприятия различных направлений. Используются методические приемы: коллективный анализ проведенных дел; педагогические ситуации, создающие в коллективе отношения сотрудничества и взаимопонимания.

Такие образом, условиями, позволяющими педагогам формировать отношения доверия к подросткам с отклоняющимся поведением, являются:

• изучение межличностных отношений и индивидуальных характеристик подростков;

• ознакомление учащихся с характеристиками друг друга;

• определение средств и способов педагогического воздействия, соотнесенных с этими характеристиками;

• организация практической деятельности учащихся с целью создания и закрепления доверия друг к другу в классном коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: