Внешняя политика Николая I

Начало царствования Николая I ознаменовалось успехами России в Закавказье. В июне 1826 г. иранская армия под коман­дованием Аббас-Мирзы вторглась в пределы Карабахского хан­ства, присоединенного к России по условиям Гюлистанского мира (1813 г.). Это привело ко второй русско-персидской войне (1826-1828). Не располагая достаточными силами для наступле­ния, главнокомандующий русскими войсками на Кавказе гене­рал А.П. Ермолов (1772—1861) смог сдержать иранское войско до прибытия подкрепления под командованием генерала И.Ф. Паскевича (1782-1856), которому было поручено главное руководство объединенными русскими силами. Паскевич, раз­бив иранцев под Елизаветополем и овладев крепостями Эрива-нью и Тавризом, двинулся на Тегеран. Персия запросила мира, который был подписан в феврале 1828 г. в Туркманчае. К Рос­сии отошли Нахичеванское и Эриванское ханства. Границей с Персией стала река Араке.

В том же году началась русско-турецкая война (1828—1829 гг.), поводом к которой послужило участие русских кораблей в составе объединенной англо-франко-русской эскадры, разгро­мившей турецкий флот в Наваринской битве 20 октября 1827 г. Успешные военные действия русских армий на Балканах (гене­рал И.И. Дибич) и на Кавказе (генерал И.Ф. Паскевич) привели к заключению в 1829 г. Андрианапольского мирного договора, в результате которого было завершено присоединение Закавказья к России.

Другая, затяжная война развернулась на Северном Кавказе. В соответствии с утвержденным Александром I планом коман­дующего Отдельным Грузинским (с 1820 г. - Кавказским) кор­пусом генерала А.П. Ермолова горные районы Северного Кав­каза стали окружать кольцом кордонов и крепостей, вырубали лесные массивы, через которые прокладывали удобные для пе­редвижения войск дороги, горные аулы разоряли, а их жителей насильственно переселяли на равнину.

Такая' политика вызвала восстания в Кабарде и Адыгее (1821—1826 гг.), Чечне (1825-1826 гг.), жестоко подавленные корпусом Ермолова. Сменивший его в 1827 г. генерал И.Ф. Паскевич в условиях начавшейся русско-персидской войны был вынужден отказаться от дальнейшего наступления на горцев, ограничившись проведением карательных опера­ций. В конце 1820-х годов военные действия повстанцев при­обретают ярко выраженный религиозный характер благодаря распространению мюридизма — движения борцов за ислам. Под руководством своего духовного вождя (имама) мюриды объявили священную войну (газават) неверным (т. е. рус­ским). На территории Чечни и Горного Дагестана создается военно-теократическое государство — имамат, достигшее наи­большего могущества при Шамиле, ставшим имамом в 1834 г. В 1841—1843 г. его армии удалось нанести ряд серьезных по­ражений частям Кавказского корпуса и расширить террито­рию имамата более чем вдвое.

Встревоженный этим Император Николай I назначает на­местником Кавказа и главнокомандующим войсками генерала М.С. Воронцова, предоставив ему чрезвычайные полномочия. В 1846 г., тюсле неудачной Даргинской экспедиции Воронцов вновь возвращается к тактике генерала Ермолова и начинает сжимать имамат кольцом укреплений. Попытки мюридов Шамиля прорваться в Кабарду (в 1846 г.) и Кахетию (в 1849 г.) не увенчались успехом. Резко обострились социаль­ные противоречия и в самом имамате. На сторону царского

 

 

Правительства в 1851 г. перешла значительная часть аульской Верхушки.

В ходе Крымской войны Шамиль пытался активно содейст­вовать турецкой армии, но, возмущенный высокомерным тоном Турецкого командования в посланиях горцам, вернул свои вой­ска в Дагестан. Отказались от участия в англо-франко-турецкой коалиции и адыгейцы.

Парижский мир 1856 г. позволил значительно активизиро­вать военные действия против имамата. Усиленная до 200 тыс. человек Кавказская армия под командованием генерала А.И. Барятинского, сменившего в июле,1856 г. Н.Н. Муравье­ва, в 1857-1858 гг. смогла занять всю Чечню и начала наступ­ление на Горный Дагестан. В феврале — марте 1859 г. отряд генерала Н.И. Евдокимова осадил временную резиденцию Шамиля — аул Ведено, оставленный им 1 апреля. Сам Ша­миль с 400 мюридами укрылся в ауле Гуниб, где и сдался в плен 25 августа 1859 г. В ноябре того же года сдались основ­ные силы адыгейцев во главе с Магомед-Амином, принявшим подданство России. В итоге Восточный Кавказ был полностью присоединен к России.

Последним актом Кавказской войны стадо подчинение чер­кесских племен на северо-западе Кавказа в мае 1864 г.

В европейской политике Николай I продолжил политику Александра I по защите легитимных монархий от революцион­ных потрясений. Именно этим было обусловлено его желание организовать военный поход на Запад с целью подавления про­изошедших в 1830 г. революций во Франции и Бельгии, вы­звавших большой отзвук в Российской Империи.

Под их влиянием в ноябре 1830 г. восстала Польша, стре­мившаяся вернуть себе независимость в границах 1792 г. Наме­стник Царства Польского Великий князь Константин Павлович с трудом успел вырваться из восставшей Варшавы. По решению Сейма династия Романовых в Польше была низложена и обра­зовано Временное правительство во главе с А. Чарторыйским.

События в Польше застали врасплох российское правитель­ство, и военные действия начались лишь в феврале 1831 г. На­значенный главнокомандующим русской армией, И.И. Дибич нанес серьезное поражение полякам. Но развить успех не смог, вскоре к повстанцам присоединилось население Литвы, Волыни и Подолии. К тому же военным действиям препятствовала страшная эпидемия холеры, прошедшая тогда по всей России.

 

Ее жертвами стали цесаревич Константин и граф Дибич. Новый главнокомандующий И.Ф. Паскевич 26 августа штурмом овла­дел Варшавой. Польская армия капитулировала, однако полно­стью восстание удалось подавить только в октябре 1831 г. Большая часть его участников, попав в плен, была сослана в Сибирь; Царство Польское лишилось своей Конституции и бы­ло преобразовано в имперскую провинцию. Ее генерал-губернатором стал И.Ф. Паскевич, получивший титул светлей­шего князя Варшавского,

Всплеск революционных потрясений, охвативший Старый Свет в 1848—1849 гг., вновь напомнил Николаю I о его мис­сии «охранителя» Европы. Следствием этого стало участие русской армии под командованием И.Ф. Паскевича в подав­лении национально-освободительного Венгерского восстания 1849 г. Власть австрийских Габсбургов была спасена ценою жизни 12 тыс. русских солдат, погибших в боях с венграми или умерших от холеры. Материальные затраты составили около 50 млн руб. «Благодарность» Габсбургов не заставила себя ждать.

Еще в 1833 г. Николай I, оказав военную помощь турец­кому султану в борьбе против правителя Египта, заключил с Турцией выгодный Ункяр-Искелесийский договор, по кото­рому Турецкий Султан обязался в случае войны закрыть про­лив для военных судов западных стран. Однако в соответствии с Лондонскими конвенциями 1840—1843 гг. судоходство в проливе было поставлено под международный контроль, что лишало Россию возможности проводить через него военные корабли.

К концу 1840-х годов значительно обострились противоре­чия между Россией, с одной стороны, и Великобританией и Францией — с другой. Основой этих противоречий было стрем­ление Николая I увенчать свою внешнеполитическую деятель­ность победой над слабеющей Турцией. Он рассчитывал на не­вмешательство Франции, занятой внутренними проблемами, и благосклонность Австрии, обязанной Николаю своим сохране-нием. С Великобританией он хотел договориться, предлагая ей соучастие в разделе Оттоманской империи.

Однако ни одна из европейских стран не пожелала остаться в стороне от назревающих конфликтов. Поддержав Турцию, Ве­ликобритания надеялась усилить свое влияние в Малой Азии и на Кавказе, оттеснив Россию от морских путей. Луи Бонапарт,провозгласивший себя в 1852 г. французским Императором На­полеоном III, стремился с помощью победоносной войны уси­лить собственный трон. Австрия сама рассчитывала захватить Балканы. Турецкий султан, используя поддержку Великобрита­нии и Франции, вынашивал захватнические планы в отноше­нии своего северного соседа. Таким образом, Россия оказалась в полной политической изоляции.

В 1850 г. разгорелся конфликт между Францией и Росси­ей, поводом для которого стали споры католического и право­славного духовенства относительно прав на Святые места в Палестине. Турция сразу приняла сторону Франции и в 1853 г. отвергла ультиматум России, потребовавший от Отто­манской империи общих гарантий охраны интересов право­славного населения, православной церкви в Палестине и увольнения министра иностранных дел, проводившего проф-ранцузскую политику. 21 июня 1853 г. русские войска были введены в дунайские княжества Валахию и Молдавию. В ответ английская и французская эскадры вошли в Мраморное море. Ободренный этим турецкий султан в октябре 1853 г. объявил России войну. 20 октября того же года вышел царский мани­фест о войне с Турцией. Так началась Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг.

Военные действия развернулись на Дунае и в Закавказье, а также в акватории Черного моря. 18 ноября 1853 г. русская эс­кадра под командованием адмирала П.С. Нахимова разгромила Турецкий флот в Синопской бухте. Русская армия, воодушев­ленная столь важной морской победой, начала успешное про­движение на обоих фронтах — Балканском и Закавказском. Турция оказалась на грани поражения.

И тогда в январе 1854 г. англо-французский флот вошел в Черное море. Австрия ультимативно потребовала от России выведения русских войск из Молдавии и Валахии. Назначен­ный главнокомандующим русской армии на Дунайском фрон­те И.Ф. Паскевич, опасаясь флангового удара австрийцев, убедил Николая I вывести войска из дунайских княжеств. Когда же русские войска отступили, австрийцы заняли эти княжества.

27 марта 1854 г. Великобритания объявила войну России. На следующий день об этом объявила и Франция. Попытки англо-французского флота блокировать русское побережье и высадить свои десанты не увенчались успехом.

 

В сентябре 1854 г. союзные войска начали высадку десанта в Крыму, в районе Евпатории. Силы союзников составляли 360 различных судов и 62-тысячная армия. Целью десанта являлся захват Севастополя — главной военно-морской базы России на Черном море. По приказу П.С. Нахимова весь русский парус­ный флот был затоплен в Севастопольской бухте, чтобы поме­шать кораблям союзников войти в бухту. На всем Крымском полуострове находилось 52 тыс. человек русских войск, из них 33 тыс. при 96 орудиях у князя А.С. Меньшикова, командую­щего русской армией в Крыму. Попытка Меньшикова сдержать натиск союзников на рубеже реки Альмы окончилась пораже­нием и отступлением русских войск.

13(25) сентября 1854 г. началась осада Севастополя, про­должавшаяся 349 дней. Оборону возглавили адмирал П.С. На-химбв, контр-адмиралы В.А. Корнилов и В.И. Истомин. Все они погибли во время осады. Попытки основных сил русской армии отвлечь союзные войска от осажденного города закончи­лись рядом тяжелейших поражений русских под Инкерманом в декабре 1854 г., в феврале 1855 г. у Евпатории и в августе 1855 г. на Черной Речке.

18 февраля 1855 г. в Петербурге скончался последний сын Павла I Император Николай I. Причиной его смерти или само­убийства стали известия о военных неудачах русской армии в Крыму.

В августе 1855 г. союзниками после длительной бомбарди­ровки был взят господствующий над Севастополем Малахов курган. С его потерей положение оборонительных войск стало безнадежным, и они оставили город.

Военные действия на Кавказе развивались более успешно для России, и в ноябре 1855 г. была взята мощная турецкая крепость Каре.

Однако продолжение войны могло обернуться для России, ввиду ее тяжелейшего экономического, военного и внешнеэко­номического положения, национальной катастрофой, и царское правительство пошло на заключение мира.

В марте 1856 г. в Париже был подписан мирный договор, по которому Черное море объявлялось нейтральным. Россия лишалась права иметь на нем военный флот, а на побережье — крепости и арсеналы. Южная часть Бессарабии вновь отходила к Турции. Сербия, Молдавия и Валахия отдавались под покро­вительство европейских государств.

 

Условия договора были унизительными для России и лиша­ли ее результатов многовековой борьбы за выход к Черному мо­рю, оставляя беззащитными Крым, Украину и Кавказ.

Парижским договором было положено начало новому курсу внешней политики России. С учетом распада Священного Сою­за, напряженности в отношениях России с Турцией и враждеб­ности Англии основные усилия российской дипломатии были направлены на сближение с Францией.

6. Общественное движение 30-х - начала 50-х годов XIX в.

После разгрома восстания декабристов центром обществен­ного движения становятся литературные салоны, редакции жур­налов и университеты. Постепенно в нем оформляются четыре основных направления: охранительное (консервативное), либе­ральное (западников), славянофилов и революционно-социа­листическое.

Охранительное направление явилось выражением роста кон­сервативных настроений российского общества в начальный пе­риод правления Николая I. Основным идеологом этого направ­ления стал министр народного просвещения С. С. Уваров, вы­двинувший теорию официальной народности. По его мнению, в основе русской самобытности лежали три принципа: самодер­жавие, православие и народность.

Подчеркивая священный характер самодержавия, эта теория связывала его и с национальным характером россиян, и с чая­ниями основной массы народа. Наиболее обстоятельно она бы­ла развита и обоснована в трудах профессоров Московского университета историка М.П. Погодина и литератора СП. Ше-вырева. Они противопоставляли стабильную патриархальную Россию сотрясаемому революциями разлагающемуся Западу. Социальный мир, по их мнению, является результатом благоде­тельного влияния самодержавия и крепостного права — попечи­тельной власти самодержавия и патриархальной заботы поме­щика о своих крестьянах.

Выразителями правительственной идеологии были извест­ные журналисты Ф.В. Булганин и Н.И. Греч, издававшие газету «Северная пчела».

Либеральное направление берет свое начало с известных «Фи­лософических писем» П.Я. Чаадаева, опубликованных в 1836 г. в журнале «Телескоп». Критикуя современную ему российскую действительность, автор доказывал, что все беды России связа­ны с ее отрывом от европейской цивилизации, особенно от ка­толической веры. Этим выступлением Чаадаева было положено начало формирования течения западников, считавших неизбеж­ным и желанным повторение Россией пути Западной Европы. Представителями этого течения были историки Т.Н. Гранов­ский, П.Н. Кудрявцев, СМ. Соловьев, юрист и историк Б.Н. Чечерин, юрист и философ К.Д. Кавелин, литераторы В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие. Первоначально к ним примыкали В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Они считали, что в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Западники были убежденными сторонниками конституцион­ного строя и политических свобод, выступали за скорейшую отмену крепостного права и свободное развитие предпринима­тельства.

Идеи западников проповедовали Т.Н. Грановский - с ка­федры Московского университета, В.Г. Белинский - на страни­цах журналов «Отечественные записки» и «Современник», А.И. Герцен и Н.П. Огарев — в литературных салонах.

Иных взглядов на исторический путь России придержива­лись славянофилы (буквально: любящие славян) А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Они считали, что Россия должна иметь свой, самобытный путь развития. Они предлагали вернуться к тра­дициям допетровской России, идеализируя Московское царст­во, которое, по их мнению, гораздо ближе духу и характеру русского народа, чем бюрократическая монархия Петра I, по­строенная по европейским образцам. Политическим идеалом славянофилов была патриархальная монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа. «Сила мнения» народа должна выражаться в совещательном Земском Соборе. В ос­нове русской жизни, по их мнению, лежало общинное начало и принципы согласия. Большое значение, по убеждению сла­вянофилов, имело православие, призывающее прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внеш­него мира. Одновременно с этим славянофилы были реши­тельными противниками деспотизма во всех его проявлениях и тоже выступали за освобождение крестьянства от крепост­ного гнета.

При всем различии в подходах к историческому пути разви­тия России славянофилы и западники были едины в защите прав и свобод личности. Общим для западников и славянофи­лов было их неприятие революционного метода разрешения со­циальных противоречий.

Революционно-социалистические течения. 30—40-е годы XIX в., столь богатые на социальные потрясения, стали пе­риодом широкого распространения социалистических идей в Европе. Разработанные французскими мыслителями А. Сен-Симоном и Ш. Фурье, эти идеи нашли благодатную почву и в России.

В 1844 г. в Петербурге возник кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, где активно обсуждали социальные вопросы российской действительности в духе социалистического учения Шарля Фурье. Большинство петрашевцев, в отличие от либера­лов, выступали за установление республиканской формы прав­ления и полное освобождение крестьян без выкупа.

В 1849 г. все петрашевцы (в том числе Ф.М. Достоевский) были арестованы и приговорены к расстрелу, но затем помило­ваны и сосланы на каторгу в Сибирь.

Революционные и социалистические настроения были сильны в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем в 1845—1848 гг. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и Т. Г. Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую федерацию. Его постигла участь петрашевцев, и в 1848 г. оно было разгромлено властями.

1848 г. стал переломным и для лидера радикального крыла западников А.И. Герцена. Эмигрировав в 1847 г. вместе с Н.П. Огаревым из России, он стал свидетелем событий фран­цузской революции 1848 г. Ее итоги, связанные с подменой со­циалистических идей интересами революционной бюрократии, привели Герцена к убеждению в неготовности Западной Евро­пы, погрязшей в буржуазной стихии, к серьезным социальным изменениям. В начале 1850-х годов он выдвигает теорию об­щинного социализма. Не зная Россию, он считал, что крестьян­ская община, где присутствуют права каждого на землю, об­щинное владение ею и мирское управление, является зароды­шем социалистической формы собственности, развитие которой может дать возможность России прийти к социализму, минуя капитализм. Теория общинного (русского) социализма стала ло­зунгом целого революционного направления, собрав под свои знамена российское народничество — фантазеров, очень далеких от народной жизни и не представлявших степени расслоения крестьянства. Большую роль в этом сыграли основанные Герце-ным и Огаревым в Лондоне альманах «Полярная звезда» и газе­та «Колокол».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: