В зарубежной практике, понятие финансовая отчетность специфицируется в широком и узком смысле. В широком смысле - это вся публичная финансовая информация, представляемая внешним пользователям, в виде красочно оформленных буклетов с графиками, схемами, текстовой информацией, в том числе отчеты правления, аналитические обзоры и прогнозы менеджмента, обращения к акционерам и др. А в узком смысле, - ряд установленных финансовых отчетов и пояснений к ним, заверяемых аудиторами:
Ø баланс;
Ø отчет о прибылях и убытках;
Ø отчет об изменениях в собственном капитале;
Ø отчет о движении денежных средств;
Ø описание учетной политики;
Ø примечания.
Международные стандарты финансовой отчетности, основы подготовки и представления финансовой отчетности, определяют стандартом №1 «Представление финансовой отчетности», который устанавливает общие положения, рекомендации по структуре и минимальные требования к финансовой отчетности.
Этот стандарт, по сути, определяет «концепцию справедливого и честного представления», которая должна составлять основу финансовой отчетности: «финансовая отчетность должна справедливо представлять финансовое состояние, финансовые результаты и денежные потоки предприятия». Считается, что выполнение требований всех международных стандартов, обеспечивает справедливое представление.
|
|
Для обеспечения справедливого представления и выполнения требований международных стандартов, предприятие должно разработать соответствующую учетную политику, т.е. специфические принципы, основы, правила и практические процедуры, используемые для подготовки и представления отчетности. Особые требования предъявляются к качеству финансовой отчетности: к ее уместности, понятности, надежности, сравнимости.
При подготовке отчетности, необходимо придерживаться принципа продолжающейся деятельности и принципа начислений, которые являются базовыми в международных стандартах финансовой отчетности.
В таблице 6 приведено сравнение состава финансовой отчётности, которую должны предоставлять организации в соответствии с МСФО и российским законодательством.
Таблица. 6. Состав финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству.
МСФО | Российское законодательство |
Бухгалтерский баланс | Бухгалтерский баланс (форма №1) |
Отчёт о прибылях и убытках | Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2) |
Отчёт о движении капитала | Отчёт об изменениях капитала (форма №3) |
Отчёт о движении денежных средств | Отчёт о движении денежных средств (форма № 4) |
- | Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) |
- | Отчёт о целевом использовании полученных средств (форма № 6) |
Учётная политика и пояснительная записка | Пояснительная записка |
- | Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности, если она подлежит обязательному аудиту |
|
|
Состав отчетности по российскому законодательству приведен в соответствии с нормативными актами Министерства финансов РФ. Следует отметить, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» предусматривает следующий состав бухгалтерской отчетности:
· бухгалтерский баланс;
· отчет о прибылях и убытках;
· приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
· аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
· пояснительная записка.
Таким образом, федеральным законодательством отчет об изменениях капитала и отчет о движениях денежных средств рассматривается как часть приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Любопытен факт включения в состав отчетности аудиторского заключения по российским стандартам. Многие специалисты подчеркивают некорректность такого включения, поскольку получается, что аудиторское заключение должно содержать мнение, в том числе о самом себе. Особого внимания требует вопрос соответствия отчетности МСФО. Отчетность соответствует МСФО, если она подготовлена в соответствии со всеми стандартами и интерпретациями, если необходимо. Факт соответствия МСФО должен быть отражен в финансовой отчетности. При этом соответствие МСФО означает, что отчетность удовлетворяет всем требованиям каждого применимого стандарта. И наоборот, финансовая отчетность не может быть охарактеризована как соответствующая МСФО, если имеются какие-либо существенные отступления от стандартов и разъяснений к ним в отношении учета и раскрытия информации. Наличие национальных стандартов, противоречащих МСФО, а также раскрытие учетной политики и включение в отчетность соответствующих пояснений не считаются оправданием отклонений от требований МСФО. Вместе с тем предусмотрено, что в исключительных ситуациях может оказаться необходимым отступление от МСФО. Такие ситуации возникают, когда применение международных стандартов может привести к искажению информации об отдельных хозяйственных операциях. В этом случае финансовая отчетность должна содержать:
· мнение руководства компании о необходимости отклонений от МСФО;
· подробное объяснение причины, по которой применение этих стандартов может привести к искажению отчетности;
· описание правила, предписанного МСФО, и фактически использованной схемы учета;
· оценку влияния данного отклонения на величину активов, обязательств, капитала, прибыли (убытка) и денежных потоков для каждого периода, представленного в отчетности.
Международными стандартами не предусмотрена какая либо стандартная форма баланса и определяется лишь круг обязательных статей баланса:
· основные средства;
· нематериальные активы;
· финансовые активы;
· инвестиции, учтенные по методу участия;
· запасы;
· торговые и другие дебиторские задолженности;
· денежные средства и их эквиваленты;
· задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность;
· налоговые обязательства;
· резервы;
· долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов;
· доля меньшинства;
· выпущенный капитал и резервы.
В России форма баланса закреплена законодательно (Приказ Минфина №67 от 22 июля 2003 г. «О формах бухгалтерской отчетности»).