Характеристика исламской модели бухгалтерского учета

К исламским странам традиционно относят страны Арабского Востока, Иран, Паки­стан, Турцию, бывшие среднеазиатские республики СССР и Казахстан.

Мусульманские страны, по важным валовым характери­стикам, занимают выдающиеся позиции в мировом хозяйстве. На них приходится 42 % территории планеты, 35 % людских ресурсов. Исламский мир, бесспорно, лидирует по запасам та­кого стратегического природного ресурса, как нефть. В 2007 г., по оценкам Министерства энергетики США, ОПЕК, в основном состоящая из мусульманских стран, получила в виде доходов от экспорта нефти 411 млрд. долл. Лиц, с крупным чистым капи­талом, на Ближнем Востоке насчитывается порядка 320 тыс. че­ловек. Их совокупное состояние, согласно исследованиям аме­риканских ведущих компаний, достигает 1,3 трлн. долл..

Однако, такой впечатляющий потенциал исламских стран не транслируется в сопоставимые показатели развития. В на­стоящее время, с экономической точки зрения, Азия продол­жает выглядеть довольно слабо: низкий уровень промышлен­ного развития; неуравновешенный торговый баланс; слабая социальная защищенность населения; рост бедности; неразви­тая законодательно-правовая инфраструктура; потеря доверия со стороны иностранных инвесторов.

Доля стран традиционного распространения ислама в глобальном ВВП, не превышает 4,5 %, в расходах на НИОКР составляла менее 1 %, рыночная капитализация бизнеса не до­ходит до полутора процентов от мирового, удельный вес в ми­ровом товарном экспорте, едаа преодолел отметку в 7 %. При этом, последний показатель в 1930 г. еще находился на уровне 15 %. Снижение роли мусульманских стран в международном товарообмене сопровождалось нарастанием дефицита их тор­гового баланса - до 155 млрд. долл. США. Кроме того, они на­копили 25 % существующего в мире внешнего долга.

Несколько странно звучит для современного общества понятие «исламской экономики».

Говоря об исламской экономической модели, следует от­метить, что экономика, как и физика, не может быть ислам­ской, христианской и т.д. Под термином «исламская экономи­ка» понимается стандартная хозяйственная система, отличаю­щаяся только тем, что находится под огромным влиянием бо­гословских идей. Соответствующее вероучение - Шариат и Коран - вменяют ей моральный кодекс, как необходимый фак­тор системного баланса. Эта специфическая черта данной мо­дели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой. Исламская модель финансовой деятельности чета основана на представлении, что деньги не есть товар, ко­торый можно продать, получив доход от самой такой продажи. Помимо других важных прикладных свойств этой модели, взгляд на деньги является ключевым положением мусульман­ской экономической доктрины, отличающим ее от традицион­ной, западной теории и практики.

Из этого отличия вырастает другое, выражаемое в поня­тии «риба» («приращение», «превышение»), а в экономиче­ском контексте - ссудный процент. Ислам рассматривает рибу, как грех, и ставит ее вне закона. Стремясь к созданию справедливой экономической системы, ислам (не отрицая такой феномен, как «временная стоимость» денег вне сферы кре­дитных операций) считает, что деньги не могут прирастать по стоимости сами по себе, как это происходит, когда они ссужа­ются под заранее зафиксированный процент, зависящий от срока займа. Капитал получает вознаграждение на равных с другими факторами производства сообразно вкладу в транзак­цию и ее результату. Но если размер вклада изначально задан и постоянен, то результат, напротив, не может быть заранее точ­но известен. Поэтому, вознаграждение, может не соотноситься с произведенными затратами человеческой энергии, времени и капитала. В исламской модели запрещается получение финан­совых дивидендов, ради собственно дивидендов.

В реальность исламская экономическая модель воплоща­ется в форме финансовых институтов, называемых исламскими банками, которые развиваются быстрыми темпами. С каждым годом на мировом финансовом рынке растет интерес к финан­совым институтам, инвестиционным и банковским продуктам, построенным на исламских технологиях.

Существенно упрощая, допустимо сказать, что главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели, может быть сведено к отказу от ссудного про­цента. Это позволяет исламским экономистам вместо такого инструмента, как «цена денег» ввести значительно более адек­ватную категорию «эффективности капитала».

Для исламской модели, ввиду отсутствия единых стан­дартов бухгалтерского учета и отчетности, очень актуальна проблема надзора и регулирования банковской деятельности. В мире практически нет данных о международной исламской банковской деятельности, объеме международных банковских операций, проводимых на принципах Шариата.

В этой модели, рыночным ценам отдается предпочтение при оценке активов и обязательств компании. Считается, что эта модель не достигла того уровня развития, который присущ финансовому учету вышеописанных моделей.

 

Список использованной литературы

1. Е. М. Егорова Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах, 2008

2. А.П. Михалкевич Бухгалтерский учет в зарубежных странах; Учеб. пособие 2- е издание перераб. доп., 2003

3. Н.И. Ладутько, Г.Е. Борисевский, А.В. Крупнова Бухгалтерский учет/Под общ. ред. Н.И. Ладутько. – 5-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2005. 742 с.

4. Н.С. Стражева, А.В. Стражев Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие/ Н.С. Стражева, А.В. Стражев. – 11-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Книжный Дом, 2005. 608 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: