Мавзолей Тадж-Таджмахал

Легендарный Тадж-Махал, расположенный недалеко от Агры, зачем-то часто именуют храмом. Вообще - это мавзолей-усыпальница Мумтаз Махал (Арджуманд Бано Бегум) – супруги Шах Джахана, правителя из династии Моголов. Изначальное наименование мавзолея было "Тадж Биби-ка-Рауза" - "место захоронения царицы сердца". Более позднее звание, Тадж-Махал, буквально переводится с персидского как "венок Моголов". По легенде, в 1612 принц Гурам повстречал на празднестве прекрасную девушку с деревянными четками. Взглянув в ее очи, он не примечал больше слякоти и бедности вокруг и твердо решил жениться на девушке, чтобы не расставаться никогда. Так 19-летняя Арджуманд Бано Бегум стала второй супругой принца Гурама. Именем Мумтаз Махал - "Украшение замка Моголов", окрестил ее свекор, правитель Джахангир. И хотя у Гурама были и другие жены и наложницы, Мумтаз поселилась в сердце будущего правителя и неограниченно владела им до окончания его дней. Французский доктор, философ и странник Франсуа Бернье, отживший в Индии 12 лет, отмечал в своих воспоминаниях, что Шах Джахан "не обращал интереса на женщин, пока она была жива".

   22 года (1630-1652) более 20 тыс. чел., в том числе лучшие архитекторы и зодчие Индии, Персии и Самарканда, создавали этот эфирно-кружевной мраморный монумент любви мусульманского правителя Моголов Шах-Джахана ("властелин мира") к своей хозяйке Арджуманд Бано Бегум. Она родила своему властелину 14 детишек и умерла при родах последнего. Убитый скорбью император обнародовал сообщение о двухгодовом трауре в стране и вскоре постановил построить в Агре на месте похорон Мумтаз мавзолей, символизирующий нереальную красоту любимой женщины.

   Напротив Шах-Джахан желал соорудить гробницу и для себя — подобную первой, но из темного мрамора. Однако государство оказалось разорено из-за невиданных трат, потребовавшихся для создания Тадж Махала. Некогда могущественный властелин потерял власть и провел остаток бытия в заключении. Из мелкого окна он мог лицезреть только беломраморный памятник любимой. После гибели его похоронили вместе с Мумтаз.

   На основании изысканий можно предположить, что основным демиургом Тадж Махала был сам Шах-Джахан, увлекающийся зодчеством. Но есть и вторая версия – в ней звучит имя Устада Ахмад Лахори. Долго Тадж Махал назывался самым большим сооружением Индии, его высота вкупе с главным куполом складывает 74 м. К сожалению, этот известный шедевр мирового зодчества постепенно разрушается — отсутствуют двери из серебра, портики из золота, расшитые жемчугом материалы на гробнице прекрасной Мумтаз. Ученые отмечают, как башни опасно наклонились и могут упасть. И все-таки, это чудо существует уже более 350 лет. 5-купольная постройка высотой 74 м, 2 мечети, 4 минарета, а также разбитый парк, привнесен ЮНЕСКО в список вселенского наследия.

Танцевальное искусство Индии

Индийский танец

Танцевальное искусство Индии, как и музыкальное, многогранно. Индийское хореографическое искусство родилось в глубокой древности как ритуал, молитва и долгое время было достоянием храмов. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива – один из великих богов индуизма. За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. Много столетий танец был формой жертвоприношения, однако с приходом в Индию мусульман религиозность в танце уступила первенство эстетике и технической виртуозности.

Танцы в Индии делятся на народные и классические.

Для народных танцев характерно неисчерпаемое разнообразие форм и ритмов. Например, танцы санталов и адиваси (племена Восточной Индии) изумительны по своей сочности и отработанности движений. Темы танцев – любовь, радость и труд.

Танцевальные пантомимы изображают сцены охоты и рыбной ловли, сева и жатвы. Эти танцы исполняются на празднествах в связи с наступлением нового времени года, а также чтобы снискать благоволение божества.

Демонстрация силы и общности присуща мужскому танцу, посвященному сбору урожая – пенджабскому танцу бхангра. Под бой барабанов крестьяне вихрем кружатся в танце, их плечи работают в ритме ударов барабанов, руки раскинуты в стороны в упоительном восторге. В этом танце воплощается энергия и жизненная сила народа.

Танец гарба распространен в Гуджарате и некоторых районах Раджастана. Он исполняется во время праздника Наваратри. Танец символизирует поклонение Матери-Земле, а Наваратри длится девять суток – и в течении девяти ночей праздника на всех дорогах и площадях в гаджаратских деревнях слышны звуки музыки и ритмические удары барабанов. Танец сопровождается хлопаньем в ладоши или ударами палочек.

Итак, народные танцы Индии варьируются в зависимости от географических районов, профессий и каст.

Индийский классический танец назван классическим потому, что строго следует канонам, закрепленным в древних трактатах. Канон предписывает специальные движения головы, глаз, шеи, бровей, ног, тела, различные виды танцевальных движений и, конечно, знаменитый язык мимики и жестов. Классическими в Индии признаны семь стилей танца: бхарат-натьям, кучипуди, мохиниаттам, катхакали, одисси, катхак и манипури.

Индийский танец Бхарат-Натьям

Бхарат-Натьям утонченная и сложная форма танцевального искусства штата Тамилнад, что на юге Индии. Это динамический и очень четкий стиль танца.

Бхарат-Натьям уходит своими корнями в индуизм, а конкретнее в индуистские мифы и ритуалы. Это многогранный вид искусства. Он включает в себя музыку, поэзию, драматическое искусство и пантомиму.

В танцах этого стиля в равной степени чувствуется красота и сила, замедленность и убыстренность, чистый танец и пантомима. В своем нынешнем виде бхарат-натьям сложился в южной Индии около двухсот лет назад и исполняется под южно-индийскую музыку.

Кучипуди

Родина танца кучипуди – деревня под названием Кучелапурам в Анхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического тана восходит к древнейшим временам. Зародившись в 15 веке, он первоначально исполнялся во времена ритуальных процессий, прославлявших богов. Неповторимое очарование кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом. Танец кучипуди, как и бхарат натьям, исполняется под южно-индийскую музыку.

Мохиниаттам

В Керале и Южной Индии родился танец мохиниаттам. Очень напоминающий бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. С древний времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости. Репертуар мохиниаттам невелик. Это прежде всего абстрактный танец, в котором танцовщица демонстрирует картины, привычные для жителя Кералы, в конце разыгрывает сюжет из древнего эпоса «Рамаяна» или сюжет из произведений известных индийских поэтов.

Катхакали

Катхакали распространен в штате Керала (Южная Индия). Нынешняя форма этого стиля сложилась около 300 лет назад. Катхакали – пантомимическая танцевальная драма; для него характерны сложный язык жестов, ошеломляющая красочность костюмов и грима, виртуозность движений. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений «Махабхараты» и «Рамаяны» Поскольку танец этого стиля отличается воинственностью и выражает неукротимую мужскую энергию, исполняют его исключительно мужчины. В женских ролях выступают юноши.

Одисси

Родина одисси – штат Орисса (Восточная Индия). Этот стиль танца, существующий уже более двух тысячелетий, процветал в храмах и при дворах раджей. Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец – это движущаяся скульптура, а скульптура – застывший танец. Музыка в одисси очень лирична.

Катхак

В Индии сказителя называют катхакаком. Танцевальная музыкальная форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями и стремительными пируэтами. В период правления могольских императоров наиболее популярными музыкальными формами стали кхайяль, дхрупад, тхумри, газель и баджан. Катхак соединил и взаимообогатил традиции индусского храма и музыкального двора, и в этом синтезе раскрывается гений индийского народа.

Праздники и Индии.

Индия, как будто специально предназначена для проведения огромного количества фестивалей, некоторые из которых настолько захватывающи, что нужно быть дураком, чтобы пропустить их, если вы находитесь в зоне транспортной досягаемости. Сезон фестивалей начинается с дня Республики в Дели и проходит каждый год на протяжении января. Празднование включает в себя парад королевских войск и праздничную процессию с слонами. Праздник Холи - один из наиболее важных индусских фестивалей, он проходит в феврале на севере Индии и знаменует собой окончание зимы.

Ноябрь - время для еще одного огромного и красочного фестиваля - парада Верблюдов в Пушкаре. Дивали - самый счастливый фестиваль индусского календаря и празднуется более пяти дней в ноябре. Конфетти, красочные фонарики и фейерверки - главные украшения праздника, проходящего в честь множества богов.

Фестиваль Змей

Фестиваль Кобр является одним из самых красочных и удивительных в мире. В Индии он характерен для Западной Бенгалии, Махараштры и южных штатов. Этот праздник отмечается в пятый день, искрящегося солнцем, лунного месяца Шраван, что выпадает на июль – август в григорианском календаре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: