Требования к оформлению курсовой работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет политических и социальных наук

Кафедра социологии

 

 

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 ПО СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ

 

Петрозаводск

2006

 

 

Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры социологии факультета политических и социальных наук ПетрГУ 29 мая 2006 г.

 

 

Печатаются по решению редакционно-издательского совета Петрозаводского государственного университета

 

Составитель:

И.А. Милюкова, кандидат философских наук,

доцент кафедры социологии

факультета политических и социальных наук ПетрГУ

 

 

Методические рекомендации по подготовке

КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Ежегодное курсовое исследование является одной из основных форм письменных работ для студентов 1-4 курсов специальности «социология» и «социальная работа» на факультете политических и социальных наук.

Главная цель курсовой работы – собрать и творчески освоить разнообразный теоретический и эмпирический материал, умело использовать его для решения конкретных задач в практической деятельности. Курсовые сочинения призваны помочь студенту самостоятельно добывать новые теоретические знания, овладеть научной методологией и методическими навыками самостоятельного социального исследования.

Курсовые исследования должны помочь студенту в подготовке и написанию в будущем дипломной работы, поэтому целесообразно со 2-3 курса уже так выбирать тематику курсовых сочинений, чтобы собранный материал логично укладывался в общую научную проблематику, и при желании его легко можно было структурировать в отдельные главы будущего дипломного сочинения.

 

Курсовое исследование должно продемонстрировать наличие у студента базовых умений самостоятельной работы, а именно:

· тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из рекомендательного списка, предложенного учебно-методической комиссией кафедры в начале учебного года, уточняется и согласовывается с научным руководителем; студент вправе предложить свои варианты темы, которые по согласованию с научным руководителем должны быть утверждены на заседании учебно-методической комиссии кафедры не позже 1 октября;

· в ходе работы над курсовым сочинением студент должен научиться самостоятельно находить, систематизировать и теоретически осмысливать научную литературу по выбранной теме;

· в работе должно проявляться авторское видение логики ответа на поставленные вопросы;

· авторская позиция должна проявляться в критическом отношении к изучаемому материалу;

· выдвинутые в работе положения должны иметь убедительную и научно обоснованную аргументацию и сопровождаться выводами;

· текст работы должен демонстрировать хорошее владение автором грамотным, научным стилем изложения и соответствовать библиографическим требованиям оформления сносок и списков литературы.

 

Логика построения курсового сочинения должна быть максимально приближена к логической схеме научного исследования и обязательно должна включать следующие элементы: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов (методики) проведения исследования, описание процесса исследовательской работы, описание и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Обоснование актуальности выбранной темы – это начальный этап работы над курсовым сочинением. Целесообразно брать для курсовой работы как можно более конкретные темы, поскольку только узкая тематика может быть проработана достаточно глубоко и детально в течение учебного года. Однако слишком узкая и специальная проблема может создать трудности для выполнения курсовой как квалификационной работы, а также для обоснования значимости темы в теоретическом и прикладном аспектах.

Освещение актуальности темы не должно быть многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации и какие последствия может принести ее разрешение.

Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие (например, между общественной потребностью в активизации экономического поведения различных групп населения при переходе к рыночному обществу и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы решения которого в настоящее время еще не известны или не ясны.

Научная проблема – это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четких формулировках. Проблема формулируются в виде конкретных и ясных вопросов. Например, каковы причины низкой экономической активности и нерыночного поведения работающих групп населения? Каковы должны быть условия и способы активизации экономического поведения этих социальных групп? Осознание проблемной ситуации необходимо подтвердить с помощью обзора литературы по избранной теме.

Научная проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном социальном явлении или процессе, т.е. путем выделения объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, которые и порождают проблемную ситуацию. Объектом социального исследования в широком смысле выступает носитель той или иной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать необходимую информацию. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной степени являются студенты и преподаватели.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости – это и есть предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Предмет исследования – это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, которые и будут являться разными предметами исследования. Например, проблемная ситуация состоит в том, что текучесть кадров на предприятии повысилась по сравнению с предыдущим периодом и превысила допустимый уровень. Объектом исследования в этом случае будут работники предприятия, увольняющиеся по причинам, доступным управленческому регулированию. В качестве центральной части проблемы, т.е. предмета исследования, можно выбрать мотивацию увольнений, а можно состояние удовлетворенности трудом как наиболее существенного фактора текучести кадров.

Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах.

Цель социального исследования – это планируемый результат, модель ожидаемого решения проблемы, которая может быть достигнута только с помощью проведения исследования. Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор и анализ социальной статистики: например, социально-демографическая структура безработных на рынке труда, отношение работающих к планируемому нововведению и т.п. В аналитическом исследовании целью может быть разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития и т.п. В прикладном исследовании целью может являться разработка программы конкретного социологического исследования или разработка конкретных управленческих рекомендаций по преодолению изучаемой проблемы.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Например, если целью исследования является «анализ и оценка отношения работающих к нововведению в организации», то это потребует решение таких задач, как определение степени включения различных групп работников в ситуацию нововведения, отбор и анализ нормативных документов, в которых определяется степень участия различных должностных лиц в изучаемой ситуации и т.п.

Задачи формулируются обычно в виде перечислений (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, доказать… и т.д.). Определение задач следует производить как можно тщательнее, поскольку их решение должно составить основное содержание глав и параграфов курсовой работы.

Очень важным этапом исследования является выбор методов, которые служат инструментом добывания фактического материала, его систематизации и анализа. Моделью подбора таких методов и методологической основой курсового сочинения могут быть труды ведущих ученых на подобную или близкую тему. Вместе с тем студент должен самостоятельно обосновать применение тех или иных теоретических и эмпирических методов в своей курсовой работе.

Описание процесса исследования в курсовой работе является целесообразным, если она потребовала применение различных методик, техник и этапов исследовательской деятельности.

Курсовая работа должна быть в обязательном порядке защищена в любой форме (на семинарском занятии, на научной конференции и т.п.). Результаты защиты курсовой работы обязательно учитываются научным руководителем при выставлении итоговой оценки.

 

Составление рабочего плана исследования и графика работы помогает студенту рационально организовать свою работу над курсовым сочинением и сдать его на проверку научному руководителю в установленный срок – за месяц до начала летней сессии.

Как правило, рабочий план исследования включает:

· разработку темы (формулирование гипотез, разработка структуры работы, составление плана конспекта и др.);

· библиографический поиск литературных источников;

· изучение ресурсов Интернета;

· изучение литературы и отбор фактического (статистического и эмпирического) материала;

· систематизацию и анализ собранной информации;

· обобщение и формулировку выводов;

· оценку общих результатов исследования.

 

Структура курсовой работы. Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части (от 2 до 3 глав, которые обычно разбиваются на параграфы)

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

8. Вспомогательные указатели.

 

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам (см. Приложение 1). Оглавление также следует оформлять в соответствии с установленными правилами (см. Приложение 2).

Во Введении обязательно обосновывается актуальность темы, формулируются объект и предмет исследования, цель и основные задачи работы, указываются и описываются методология и методы, определяется теоретическая и прикладная значимость проведенного исследования, структура изложения материала. Как уже отмечалось, структура материала глав должна соответствовать сформулированным во Введении задачам, а сами главы следует завершать краткими выводами.

Включенный во Введении аналитический Обзор литературы должен подтвердить знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать сделанное ранее другими исследователями.

Характеристика методологической и методической части Введения предполагает обоснование выбора автором теоретических концепций и базовых теорий, на которые опирается автор при сборе и анализе полученных данных, описание методов сбора фактического материала и ее обработки (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т.п.).

В главах Основной части курсовой работы подробно рассматриваются и обобщаются результаты исследования. Изложение материала в курсовом исследовании должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу. Изложение материала должно быть конкретным и опираться на результаты практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ данных.

При необходимости отдельные положения курсовой работы должны иллюстрироваться соответствующими моделями и результатами расчетов, цифровыми данными из справочников, при необходимости оформленными в таблицы. Если таблица занимает больше одной страницы, то она выносится в Приложение в конец работы. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление.

Заключение - последовательное логически стройное изложение итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во Введении. Заключение должно представлять собой синтез информации, накопленной в ходе исследования, содержать выводы из решенных задач, а также указывать на степень их решения. Здесь определяется теоретическая и прикладная значимость работы, дается ее итоговая оценка. В ряде случаев заключительная часть работы может содержать практические предложения, указания на пути дальнейший исследований данной темы или ее расширения, оправдание за неполную разработанность проблемы, полемику с другими авторами, а также обращение или призыв.

Список использованной литературы должен включать лишь ту литературу, которая была использована в ходе исследовании, а названия книг и статей должны группироваться по определенному принципу. Правила оформления Списка литературы и правильного библиографического описания источников можно взять в библиотеке ФПСН или посмотреть на сайте кафедры социологии по адресу: www.regata.ptz.ru/pgu/Chairs/Sociology

 

Курсовая работа сдается на кафедру в одном экземпляре за месяц до начала летней сессии (как правило, не позже 10 мая).

Требования к оформлению курсовой работы.

Курсовая работа печатается на стандартном листе белой бумаги в формате А4 (210 х 297 мм). Размер шрифта текста работы - 12 пунктов (кроме заголовков), шрифт Times New Roman. Межстрочный интервал - 1,5 пункта. Страницы рукописи должны иметь поля: левое и нижнее по 25 мм, верхнее - 20 мм, правое - 20 мм. Рекомендуемый объем работы - от 25 до 30 машинописных страниц (исключая приложения и список литературы). Общий список используемой литературы должен включать не менее 20 наименований (нормативно правовые документы и электронные источники могут входить в это число).

Вся работа брошюруется, и все страницы нумеруются арабскими цифрами, кроме первых двух. Титульный лист и вторая страница с оглавлением включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не ставится. Порядковый номер страницы ставится на середине верхнего поля.

Оглавление дипломной работы помещается на отдельной странице, сразу после титульного листа. Оглавление должно содержать все заголовки, имеющиеся в работе. Указываются страницы, на которых начинается изложение главы или параграфа. Номера страниц в оглавлении проставляются после перепечатки рукописи.

Каждый раздел (Введение, главы основной части, Заключение) должен начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Наименования глав и параграфов должны соответствовать наименованиям, приведенным в оглавлении. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки разделов и глав следует располагать по середине строки, печатать прописными буквами (размер шрифта 12) без точки в конце. Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце (размер шрифта 12). Расстояние между заголовками разделов и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, Табл.1, Рис.1). Порядковый номер таблицы и ее название проставляются над таблицей. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Порядковый номер и название рисунка проставляются под рисунком.

Ссылки на использованные работы оформляются постранично. Соответственно источники со всеми выходными данными, на которые делаются ссылки на одной странице, помещаются внизу этой страницы. Ссылки в таком случае могут иметь постраничную нумерацию (1,2,3 и т.п. для каждой страницы) или сквозную для всей главы или работы (например, от 1 до 15).

В конце работы дается список использованной литературы. В него должны быть включены все источники, опубликованные в печати, которые использовались при написании рукописи. Источники в списке литературы располагаются и номеруются в алфавитном порядке с соблюдением правил библиографического оформления работ.

Список использованных источников и литературы и постраничные сноски оформляются в соответствии с требованиями, изложенными в действующих государственных стандартах.

В Приложение следует выносить материалы, загромождающие основной текст и препятствующие его целостному восприятию. Рекомендуется выносить в Приложения громоздкие таблицы и схемы, образцы опросных листов, анкет, кодировочных карточек, протоколов наблюдений и т.п. Каждое Приложение начинают с новой страницы, нумеруют и снабжают содержательным заголовком. В тексте работы обязательно делается ссылка на номер приложения, но без знака №..

После печати рукопись должна быть тщательно выверена автором, все опечатки и описки должны быть исправлены. Допускается вписывать в текст от руки чернилами черного цвета отдельные слова, математические формулы, редко встречающиеся специальные знаки и буквы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: