Развития туризма в Крыму

 

 

Зарождение крымского туризма (ХІХ — первая четверть ХХ вв.)

 

История туристско-экскурсионной деятельности в Крыму насчитывает более 100 лет. В конце 80-х годов XIX в. в Ялте по инициативе местных учителей, врачей, инженеров был создан "Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор". Кружок стал основой организованного в 1890 г. Крымского горного клуба (его Ялтинского отделения).

Деятельность Клуба была связана с именами таких известных врачей, ученых, как В.Н.Дмитриев, С.П.Боткин, Ф.Т.Штангеев, А.А.Лебединцев, А.Л.Бертье-Делагард, Е.В.Вульф и др.

Именно по инициативе врачей в конце XIX в. на Южном берегу разрабатываются горные оздоровительные пешеходные маршруты — терренкуры ("тропы для дозированной ходьбы"). До сих пор популярны Боткинская (от "Поляны сказок" до вершины горы Ставрикая) и Штангеевская (от водопада Учан-Су до вершины горы Ставрикая) тропы в окрестностях Ялты. 6,5-километровая Царская (Солнечная) тропа протянулась от Ливадии до Гаспры [15, 48-60].

В 1893 году на Чатырдаге Крымским горным клубом арендуется небольшой участок земли, где организуется охрана и экскурсионный показ пещер Суук (Холодная) и Бинбаш (Тысячеголовая), строится домик для туристов, прокладываются туристские маршруты. В 1912 г. в горном Крыму побывало более 15 тысяч экскурсантов и туристов.

Начинался Крым с Симферополя. Так он описывается в Путеводителе М.Сосногоровой 1880 г.: «Как ни картинно рисуется Симферополь издали, когда вы въезжаете в него, но раз вступив в его широкие прямые улицы, по которым тянутся дома самой обыденной архитектуры, вы убеждаетесь, что главный город Тавриды ничем не отличается от незначительных губернских городов наших. Единственное место, могущее занять путешественника, в первый раз приехавшего в Крым и не знакомого с востоком, – это базарная площадь в базарный день» [16].

В конце XIX в. из Симферополя можно было уехать в различные местности Крыма. Достопримечательным местом по дороге из Симферополя в Алушту была и остается пещера Кизил-Коба. Она была довольно посещаема: «Исстари на одной из сталактитовых колонн было иссечено много имен посетителей. Между ними мы заметили имя известного нашего поэта А.С.Грибоедова, с обозначением 1823 года под ним». До наших дней, увы, эта колонна не сохранилась [19, 51].

Отдых у наших предков сочетался с оздоровлением, обязательным кумысом и виноградолечением. Бутылка кумыса стоила от 40 до 60 копеек, но по своим качествам ялтинский кумыс уступал симферопольскому. Кумыс сейчас практически забыт, а именно этот напиток был первым средством при слабых бронхах и легких. Неизменной популярностью пользовалось и виноградолечение. Хороший виноград был дорог (18–25 копеек за фунт), впрочем, как и сейчас [21, 615].

Ну и, прежде всего, Южный берег манил своими морскими купаниями. В Путеводителе пишется так: «Морские купания начинаются во второй половине мая и продолжаются до октября. Купален три: одна в старом городе, другая — против гостиницы «Россия», третья — за Ливадийским мостом. Цена без белья — 7 копеек, с бельем — 10 копеек; за сотню билетов, покупаемых единовременно, платится относительно дешевле». Надо признаться, что нам теперь не вполне понятен этот опт в 100 билетов, разве что гостиницы или крупные дачи скупали билеты для постояльцев, имея свою прибыль [20, 85].

Модным курортом в то время становится Алупка. Парки Алупки по роскоши растительности, размерам и по вкусу, с которым они устроены, не имели себе равных на Южном берегу. К началу XX в. резко увеличился приток отдыхающих в Алупку; в 1893 г. «съезд» составлял 1450 чел., а в 1904 – до 6000 чел. [22, 41]

Горный Крым всегда был излюбленным местом естествоиспытателей и ищущей приключений молодежи. В конце XIX века предлагались верховые прогулки с проводниками на один или несколько дней с ночевками в татарских деревнях. В начале XX в. все так же рекомендовались путешествия только с проводником. Предпринимая экскурсию, делались соответствующие приготовления, обсуждался план экскурсии и руководствовались картой и компасом [16].

Ослабленные и больные приезжающие приглашались на лечебные грязи курорта Саки и в Евпаторию.

Свернув по пути из Симферополя с Севастопольской дороги на юго-восток, путешественник XIX в. попадал в безуездный город Бахчисарай, бывшую столицу Крымского ханства, оплот восточной экзотики, городок, населенный исключительно татарами, караимами, цыганами и небольшим количеством греков. В городке было 32 мечети, множество фонтанов, большое число кофеен и десяток караван-сараев. Здесь находился и Ханский дворец – едва ли не первый в России специально охраняемый экскурсионный объект. Пушкин в 1820 г. застал дворец в запустении, но спустя 5 лет, в 1825 г., он был отреставрирован архитектором Эльсоном. Здесь же в специальном флигеле содержались и меблированные комнаты для путешественников. Путешественники осматривали прежде всего обширный дворцовый комплекс, не проходя мимо воспетого Пушкиным Бахчисарайского фонтана и знаменитого ханского некрополя [9].

В окрестностях Бахчисарая посещали, прежде всего, Успенский монастырь и Чуфут-Кале. Для этого проезжали через Салачик – предместье Бахчисарая, населенное цыганами, которые жили в пещерах и представляли собой совершенно дикое зрелище. Тем не менее, именно эти бахчисарайские цыгане были едва ли не первыми, кто стал в Крыму кормиться исключительно за счет туристов: они выклянчивали подаяние или сопровождали посетителей Успенского монастыря и Чуфут-Кале игрой на музыкальных инструментах, приводившей иных путешественников в отчаяние.

Из Бахчисарая ездили осматривать другие пещерные города и заброшенные скальные монастыри – Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Мангуп, Эски-Кермен и т.д. [4, 30-35].

Таким образом, туризм в Крыму начал развиваться со второй половины ХІХ в. Предпосылками его стали: огромное количество небезынтересных памятников природы и истории в Крыму, лечебные свойства полуострова, а также туристские маршруты, сочетающие пешеходный, сухопутный и морской виды транспорта, которые были разработаны еще в начале XX в.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: