Таблица 2.4.
Динамика поступления и расходования средств ПФ РФ и макроэкономических показателей в 2000 – 2006 гг.
(в текущих ценах; млрд. руб.)
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
ВВП | 7306 | 8944 | 10831 | 13243 | 16966 | 21598 | 26661 |
Поступление | 431,28 | 532,12 | 699,87 | 843,14 | 1015,80 | 1208,04 | 1415,63 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
страховые взносы, налоговые платежи | 379,26 | 494,91 | 642,33 | 770,46 | 932,51 | 1095,01 | 1290,22 |
из федерального бюджета | 26,80 | 34,04 | 49,49 | 50,98 | 60,46 | 69,63 | 83,06 |
Расходование | 341,06 | 514,84 | 789,62 | 804,08 | 967,54 | 1146,09 | 1356,31 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
на финансирование выплат населению пенсий, пособий | 331,26 | 491,12 | 661,73 | 776,45 | 932,69 | 1085,11 | 1253,93 |
Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сбор. / Госкомстат России. – М.: Госкомстат России, 2005. – С. 614. Данные ВВП за 2005 год и 2006 год рассчитаны прогнозным путём с помощью тренда, о чём иллюстрирует график (см. Приложение 6, рис. 6).
Из таблицы видно 2.4., что наблюдается тенденция роста ВВП. С 2000 года по 2006 год объём ВВП постепенно увеличивается и к 2006 году увеличился в 3,7 раза.
|
|
Однако абсолютные показатели не позволяют получить реальную картину происходящего. Для этого построим таблицу и вычислим структуру поступление и расходование средств и макроэкономических показателей в 2000 – 2006 гг.
Таблица 2.5.
Динамики структуры поступления и расходования средств ПФ и макроэкономических показателей РФ в 2000 – 2006 гг.
(в процентах к итогу)
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
ВВП | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Поступление | 5,90 | 5,95 | 6,46 | 6,37 | 5,99 | 5,59 | 5,31 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
страховые взносы, налоговые платежи | 5,19 | 5,53 | 5,93 | 5,82 | 5,50 | 5,07 | 4,84 |
из федерального бюджета | 0,37 | 0,38 | 0,46 | 0,38 | 0,36 | 0,32 | 0,31 |
Расходование | 4,67 | 5,76 | 7,29 | 6,07 | 5,70 | 5,31 | 5,09 |
на финансирование выплат населению пенсий, пособий | 4,53 | 5,49 | 6,11 | 5,86 | 5,50 | 5,02 | 4,70 |
Источник: Расчёты выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Из таблицы 2.5. видно, что поступления имеют сначала тенденцию к росту, в 2001 и 2002 годах, а затем снижение. В 2006 г. доля в ВВП составляет меньше, чем в 2000 г., значит имеют вектор уменьшения в сторону роста ВВП. Системообразующим в доходах ПФ С будет являться страховые взносы, налоговые платежи, о чём свидетельствует соотношение в структуре доходов и в ВВП. Неслучайно, за рассматриваемый период доля страховые взносы, налоговые платежи, составляет основную часть поступлений и их соотношение примерно равны. Это тенденция устойчивая и можно просмотреть на графике независимо от варьирования. Кривая страховые взносы, налоговые платежи и кривая поступление их соотношение колеблется лишь в 2000 и 2001 гг. О чём можно увидеть на графике, рис 2.5. Доля поступлений из федерального бюджета имеет такую же тенденцию, т.е. сначала незначительное увеличение до 2002 года, а затем уменьшение, о чём свидетельствует кривая на графике рис. 2.5
|
|
В расходах ПФ наблюдается такая же тенденция, сначала увеличение доли с 2000 г. по 2002 год, а затем уменьшение. Доля расходов на финансирование на финансирование выплат населению пенсий, пособий составляет основную долю в расходах, но незначительную в ВВП. О чём свидетельствует график,
рис. 2.5. Основная задача – увеличение расходов на выплату песий и пособий..
Рис.2.5. Динамики структуры поступление средств ПФ и макроэкономических показателей РФ в 2000 – 2006 гг.
Рис. 2.6. Динамика расходование средств ПФ РФ и ВВП в 2000 – 2006 гг
Таблиц 2.6.
Динамика темпов прироста поступление и расходование средств ПФ РФ и макроэкономических показателей РФ в 2000 – 2006 гг
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
ВВП | 22,42 | 21,10 | 22,27 | 28,11 | 27,30 | 23,44 | |
Поступление |
| 23,38 | 31,52 | 20,47 | 20,48 | 18,92 | 17,18 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
страховые взносы, налоговые платежи |
| 30,49 | 29,79 | 19,95 | 21,03 | 17,43 | 17,83 |
из федерального бюджета |
| 27,01 | 45,39 | 3,01 | 18,60 | 15,17 | 19,29 |
Расходование |
| 50,95 | 53,37 | 1,83 | 20,33 | 18,45 | 18,34 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
на финансирование выплат населению пенсий, пособий |
| 48,26 | 34,74 | 17,34 | 20,12 | 16,34 | 15,56 |
Инфляция |
| 18,60 | 15,10 | 12,00 | 11,70 | 10,90 | 8,50 |
Источник: Источник: Расчёты выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows, а данные
инфляции взяты из источника: Россия в цифрах 2006. Краткий статистический сборник. Москва 2006. стр. 397, кроме данных за 2006 год, которые являются плановыми, заложенные в законе “Федеральный бюджет на 2006 год”.
В 2005-2006 годах индекс потребительских цен (ИПЦ) прогнозировался в размере 8,5%. В прошлом году он превысил целевой ориентир на 2,4 процентного пункта и составил 10,9%. За восемь месяцев этого года ИПЦ достиг отметки 7,8 %. При этом в июле и августе динамика потребительских цен была существенно выше, чем в прошлом году, что, прежде всего, определялось усилением базовой инфляции - с 0,3% в июне до 0,5% в июле и 0,6% в августе против 0,5% в месяц в июле - августе прошлого года.
Если задача снижения инфляции в 2006 г. до 9% и ниже будет выполнена, так как за десять месяцев текущего года составляет 7,8%, то достигнутый уровень инфляции будет самым низким за последние 15 лет. Но на этом нельзя останавливаться, к 2008 г. нужно довести инфляцию до 5,5%. Это – важная политическая задача, решение которой даст существенный дополнительный стимул работе всей экономики. Это означает, что кредиты в нашей экономике будут не по 15%, а в среднем по 7% в 2008 г. Деньги будут предоставляться банками не на 3 года, а на 5, 7, 10 лет, что обеспечит существенное расширение объемов инвестиций, доступности кредита, как предприятиям, так и гражданам. Будет обеспечиваться большая сохранность пенсий и заработной платы, которые получают граждане, чьи зарплата и пенсии прирастают более медленными темпами, чем у населения, занятого в предпринимательском секторе.
Однако, как хорошо известно экономистам и обывателям, индекс потребительских цен Росстата - это отнюдь не вся российская инфляция. Стоимость жизни вместе с индексом-дефлятором ВВП растут, по тем же официальным данным минэкономразвития, примерно вдвое быстрее. А 18 процентов - это уже весьма ощутимо не только для кошелька потребителей, но и для формирования издержек у производителей. Которые, подчеркнем, вряд ли согласятся жертвовать своей прибылью при отсутствии каких – либо видимых ограничений потребительского спроса.
|
|
Судя по таблице 2.6., темпы прироста ВВП медленно, но увеличиваются. Инфляция сокращается в два раза, то ВВП растёт в текущих ценах, но и в реальном выражении. За рассматриваемый период темпы прироста поступлений и расходов практически больше, чем прирост ВВП, лишь только в 2001 и в 2002 годах, а затем темпы прироста доходов и расходов меньше темпов прироста ВВП, значит государство должно обратить внимание на пополнение доходной части ПФ. Необходимо предпринять меры не только в увеличении доходов, но и эффективному распределению финансовых ресурсов. В настоящее время именно такая проблему необходимо и решить в управлении ПФ.
Рис. 2.7. Динамика темпов прироста поступление и расходование средств ПФ и макроэкономических показателей РФ в 2000 – 2006 гг
Судя по рис 2.7. скачкообразное изменение темпов приростов кривой расходов и поступление из федерального бюджета свидетельствует о хаотичном выделении средств из федерального бюджета и расходов, хотя и темпы прироста превышают темпы прироста инфляции, кроме 2003 года, когда резкий скачок на снижение..Это свидетельствует о негативном явлении, значит о не недостаточном финансировании ПФ.Кривая инфляции проходит ниже всех остальных, значит можно судить о темпах приростах в реальном выражении.
ГЛАВА №3 Совершенствование пенсионной системы РФ