Сравнительный анализ поступления и расходования средств ПФ РФ и макроэкономических параметров в 2000 – 2006 гг

Таблица 2.4.

Динамика поступления и расходования средств ПФ РФ и макроэкономических показателей в 2000 – 2006 гг.

(в текущих ценах; млрд. руб.)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

ВВП

7306

8944

10831

13243

16966

21598

26661

Поступление

431,28

532,12

699,87

843,14

1015,80

1208,04

1415,63

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

страховые взносы, налоговые платежи

379,26

494,91

642,33

770,46

932,51

1095,01

1290,22

из федерального бюджета

26,80

34,04

49,49

50,98

60,46

69,63

83,06

Расходование

341,06

514,84

789,62

804,08

967,54

1146,09

1356,31

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

на финансирование выплат населению пенсий, пособий

331,26

491,12

661,73

776,45

932,69

1085,11

1253,93

Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сбор. / Госкомстат России. – М.: Госкомстат России, 2005. – С. 614. Данные ВВП за 2005 год и 2006 год рассчитаны прогнозным путём с помощью тренда, о чём иллюстрирует график (см. Приложение 6, рис. 6).

Из таблицы видно 2.4., что наблюдается тенденция роста ВВП. С 2000 года по 2006 год объём ВВП постепенно увеличивается и к 2006 году увеличился в 3,7 раза.

Однако абсолютные показатели не позволяют получить реальную картину происходящего. Для этого построим таблицу и вычислим структуру поступление и расходование средств и макроэкономических показателей в 2000 – 2006 гг.

Таблица 2.5.

Динамики структуры поступления и расходования средств ПФ и макроэкономических показателей РФ в 2000 – 2006 гг.

(в процентах к итогу)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

ВВП

100

100

100

100

100

100

100

Поступление

5,90

5,95

6,46

6,37

5,99

5,59

5,31

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

страховые взносы, налоговые платежи

5,19

5,53

5,93

5,82

5,50

5,07

4,84

из федерального бюджета

0,37

0,38

0,46

0,38

0,36

0,32

0,31

Расходование

4,67

5,76

7,29

6,07

5,70

5,31

5,09

на финансирование выплат населению пенсий, пособий

4,53

5,49

6,11

5,86

5,50

5,02

4,70

Источник: Расчёты выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Из таблицы 2.5. видно, что поступления имеют сначала тенденцию к росту, в 2001 и 2002 годах, а затем снижение. В 2006 г. доля в ВВП составляет меньше, чем в 2000 г., значит имеют вектор уменьшения в сторону роста ВВП. Системообразующим в доходах ПФ С будет являться страховые взносы, налоговые платежи, о чём свидетельствует соотношение в структуре доходов и в ВВП. Неслучайно, за рассматриваемый период доля страховые взносы, налоговые платежи, составляет основную часть поступлений и их соотношение примерно равны. Это тенденция устойчивая и можно просмотреть на графике независимо от варьирования. Кривая страховые взносы, налоговые платежи и кривая поступление их соотношение колеблется лишь в 2000 и 2001 гг. О чём можно увидеть на графике, рис 2.5. Доля поступлений из федерального бюджета имеет такую же тенденцию, т.е. сначала незначительное увеличение до 2002 года, а затем уменьшение, о чём свидетельствует кривая на графике рис. 2.5

В расходах ПФ наблюдается такая же тенденция, сначала увеличение доли с 2000 г. по 2002 год, а затем уменьшение. Доля расходов на финансирование на финансирование выплат населению пенсий, пособий составляет основную долю в расходах, но незначительную в ВВП. О чём свидетельствует график,

рис. 2.5. Основная задача – увеличение расходов на выплату песий и пособий..

 

Рис.2.5. Динамики структуры поступление средств ПФ и макроэкономических показателей РФ в 2000 – 2006 гг.

Рис. 2.6. Динамика расходование средств ПФ РФ и ВВП в 2000 – 2006 гг

Таблиц 2.6.

Динамика темпов прироста поступление и расходование средств ПФ РФ и макроэкономических показателей РФ в 2000 – 2006 гг

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

ВВП

22,42

21,10

22,27

28,11

27,30

23,44

Поступление

 

23,38

31,52

20,47

20,48

18,92

17,18

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

страховые взносы, налоговые платежи

 

30,49

29,79

19,95

21,03

17,43

17,83

из федерального бюджета

 

27,01

45,39

3,01

18,60

15,17

19,29

Расходование

 

50,95

53,37

1,83

20,33

18,45

18,34

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

на финансирование выплат населению пенсий, пособий

 

48,26

34,74

17,34

20,12

16,34

15,56

Инфляция

 

18,60

15,10

12,00

11,70

10,90

8,50

Источник: Источник: Расчёты выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows, а данные

 инфляции взяты из источника: Россия в цифрах 2006. Краткий статистический сборник. Москва 2006. стр. 397, кроме данных за 2006 год, которые являются плановыми, заложенные в законе “Федеральный бюджет на 2006 год”.

В 2005-2006 годах индекс потребительских цен (ИПЦ) прогнозировался в размере 8,5%. В прошлом году он превысил целевой ориентир на 2,4 процентного пункта и составил 10,9%. За восемь месяцев этого года ИПЦ достиг отметки 7,8 %. При этом в июле и августе динамика потребительских цен была существенно выше, чем в прошлом году, что, прежде всего, определялось усилением базовой инфляции - с 0,3% в июне до 0,5% в июле и 0,6% в августе против 0,5% в месяц в июле - августе прошлого года.

Если задача снижения инфляции в 2006 г. до 9% и ниже будет выполнена, так как за десять месяцев текущего года составляет 7,8%, то достигнутый уровень инфляции будет самым низким за последние 15 лет. Но на этом нельзя останавливаться, к 2008 г. нужно довести инфляцию до 5,5%. Это – важная политическая задача, решение которой даст существенный дополнительный стимул работе всей экономики. Это означает, что кредиты в нашей экономике будут не по 15%, а в среднем по 7% в 2008 г. Деньги будут предоставляться банками не на 3 года, а на 5, 7, 10 лет, что обеспечит существенное расширение объемов инвестиций, доступности кредита, как предприятиям, так и гражданам. Будет обеспечиваться большая сохранность пенсий и заработной платы, которые получают граждане, чьи зарплата и пенсии прирастают более медленными темпами, чем у населения, занятого в предпринимательском секторе.

Однако, как хорошо известно экономистам и обывателям, индекс потребительских цен Росстата - это отнюдь не вся российская инфляция. Стоимость жизни вместе с индексом-дефлятором ВВП растут, по тем же официальным данным минэкономразвития, примерно вдвое быстрее. А 18 процентов - это уже весьма ощутимо не только для кошелька потребителей, но и для формирования издержек у производителей. Которые, подчеркнем, вряд ли согласятся жертвовать своей прибылью при отсутствии каких – либо видимых ограничений потребительского спроса.

      Судя по таблице 2.6., темпы прироста ВВП медленно, но увеличиваются. Инфляция сокращается в два раза, то ВВП растёт в текущих ценах, но и в реальном выражении. За рассматриваемый период темпы прироста поступлений и расходов практически больше, чем прирост ВВП, лишь только в 2001 и в 2002 годах, а затем темпы прироста доходов и расходов меньше темпов прироста ВВП, значит государство должно обратить внимание на пополнение доходной части ПФ. Необходимо предпринять меры не только в увеличении доходов, но и эффективному распределению финансовых ресурсов. В настоящее время именно такая проблему необходимо и решить в управлении ПФ.

 Рис. 2.7. Динамика темпов прироста поступление и расходование средств ПФ и макроэкономических показателей РФ в 2000 – 2006 гг

Судя по рис 2.7. скачкообразное изменение темпов приростов кривой расходов и поступление из федерального бюджета свидетельствует о хаотичном выделении средств из федерального бюджета и расходов, хотя и темпы прироста превышают темпы прироста инфляции, кроме 2003 года, когда резкий скачок на снижение..Это свидетельствует о негативном явлении, значит о не недостаточном финансировании ПФ.Кривая инфляции проходит ниже всех остальных, значит можно судить о темпах приростах в реальном выражении.
ГЛАВА №3 Совершенствование пенсионной системы РФ




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: