Пенсионное обеспечение на 2007 год

Одним из основных элементов доходов населения, регулируемых с помощью бюджетных ресурсов, является пенсионное обеспечение. Проектом федерального бюджета на 2007 год расходы по подразделу «Пенсионное обеспечение» предусмотрены в сумме 165,28 млрд. рублей, что на 19,85 млрд. рублей, или на 13,7%, выше законодательно утвержденного объема на 2006 год. Доля указанных расходов в общем объеме расходов составит 3,03% (в 2006 году этот показатель был несколько выше и составлял - 3,41%), а в ВВП – 0,53% (в 2006 году – 0,6%).

Данные ресурсы предусматривается направить на финансирование пенсий лицам, проходившим государственную военную и правоохранительную службу, в сумме 146,87 млрд. рублей (в 2006 году – 128,87 млрд. рублей), на пожизненное содержание судей – 6,91 млрд. рублей (в 2006 году – 5,53 млрд. рублей), на выплату пенсий и пособий сотрудникам ядерно-оружейного комплекса – 1,65 млрд. рублей (в 2006 году – 1,32 млрд. рублей).

В целом в 2007 году предполагается обеспечить рост пенсий в размерах, превышающих темпы инфляции (примерно на 7%). С 1 октября 2007 года предусмотрено доведение размера базовой части трудовой пенсии по старости до 1260 рублей. Страховую часть трудовой пенсии намечено увеличить с 1 апреля 2007 года на 9,2% в соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Некоторые пенсии превысят прожиточный минимум пенсионера в несколько раз. Например, средний размер пенсионных выплат лицам, получающим две пенсии, из числа инвалидов вследствие военной травмы составит 8297 рублей, участников Великой Отечественной войны - 7997 рублей, вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, - 6084 рубля.

В результате намечаемой индексации и повышения размера базовой части пенсии ее средний размер на конец 2007 года составит 1410,9 рублей и увеличится на 250,7 рубля или на 21,6% (в 2006 году увеличение составило 81 рубль или 8,5%).

На конец 2007 года средний размер трудовой пенсии составит 3255,05 рублей и в целом увеличится на 433 рубля или на 15,3%.

Отношение среднего размера трудовой пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 2007 году оценивается в 103,6% при прогнозируемой величине ПМП в 2007 году 2964 рублей (в 2006 году это соотношение, по уточненному прогнозу Минэкономразвития России, составит 102%).Среднегодовой размер социальной пенсии в 2007 году составит 2133 рубля.

Эти показатели не отвечают положениям Послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год и Бюджетному посланию Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» об увеличении пенсий в 2007 году на 20% и доведению размера социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера.

В этой связи целесообразно внести необходимые поправки в проект федерального бюджета на 2007 г. и проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год».

 

Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
на 2007 год

Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Фонда) на 2007 год сформирован по доходам в сумме 1 891,25 млрд. рублей; по расходам – 1770,81 млрд. рублей; из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий: по доходам – 1771, 44 млрд. рублей, по расходам – 1761,88 млрд. рублей.

Проект бюджета Фонда на 2007 г. по доходам составит 6,0% от ВВП (в 2006 г. это соотношение составит 6,4% от ВВП); по расходам – 5,7% от ВВП (в 2006 г. – 6,1%), что свидетельствует о наметившейся тенденции к снижению доли расходов на пенсионное обеспечение, которая будет иметь место в средне- и долгосрочной перспективе.

Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2007 году, включая расходы по ее доставке (в структуре расходов бюджета Фонда указанные расходы составляют 31,6%) определены в сумме 559,77 млрд. рублей, при прогнозируемом поступлении финансовых ресурсов по ЕСН в сумме 368,77 млрд. рублей. Дефицит по базовой части трудовой пенсии (в сумме 191 млрд. рублей) в полном объеме учтен в составе субвенций из федерального бюджета для перечисления бюджету Фонда.

Аналогично с дефицитом запланирован объем текущих поступлений и расходов на страховую часть пенсионного обеспечения: доходы в сумме 757,6 млрд. рублей, расходы – в объеме 795,5 млрд. рублей. В этой связи в целях обеспечения сбалансированности бюджета Фонда и на покрытие дефицита страховой части из федерального бюджета направляются 88,25 млрд. рублей (против 74,49 млрд. рублей в 2006 г.).

Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии предусмотрено за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду. Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2007 году определены в сумме 559,77 млрд. руб. При этом учтены затраты на проведение индексации базовой части трудовой пенсии на 7,5% с 1 апреля 2007 года и на установление с 1 октября 2007 года размера базовой части трудовой пенсии по старости в размере 1260 рублей.

Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2007 году определены в сумме 797,18 млрд. руб. Они рассчитывались исходя из среднестатистического размера страховой части трудовой пенсии с учетом индексации на 6,2% с 1 августа 2006 года, а также с учетом затрат на ее увеличение с 1 апреля 2007 года на 9,2% (в соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Кроме того, предусмотрены расходы на перерасчет с 1 июля 2007 года страховой части трудовой пенсии работающим пенсионерам на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов после назначения пенсии, а также корректировка размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Учтены затраты на реализацию Федерального закона от 24 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву» в сумме 766,1 млн. рублей.

Проектом федерального бюджета на 2007 год предусмотрены средства федерального бюджета на выплаты пенсий и пособий, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в объеме 100,09 млрд. рублей. В указанных средствах предусмотрены расходы на увеличение пенсий по государственному пенсионному обеспечению; расходы на повышение компенсационных выплат (со 120 рублей до 500 рублей в месяц) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в сумме 2,8 млрд. рублей, а также расходы по вновь принятым обязательствам в объеме 1,14 млрд. рублей.

При планируемом в 2007 году поступлении страховых взносов в бюджет ПФР в сумме 757,6 млрд. рублей, общий объем средств на выплату, доставку и увеличение страховой части трудовой пенсии предусмотрен в размере 794,2 млрд. рублей, в том числе, на дополнительное увеличение – 51,53 млрд. рублей.

Таким образом, планируемый объем текущих поступлений страховых взносов в 2007 году так же, как и в 2005-2006 годах, не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке и дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии.

В 2007 году бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации планируется формировать в значительной степени (на 53,2%) за счет ассигнований федерального бюджета.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» особое внимание уделено вопросу сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе, в частности, придания устойчивости функционирования пенсионной системы, которая в настоящее время все в большей степени обеспечивается за счет средств федерального бюджета, направляемых на покрытие текущего дефицита.

В целях обеспечения сбалансированности бюджета ПФР из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР в 2007 году направляются субвенции в сумме 88,25 млрд. рублей (против 74,49 млрд. рублей в 2006 году).

Следует отметить, что в проекте бюджета Пенсионного фонда России на 2007 не предусмотрен ряд важных расходов.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года №187-О по жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.

В расходной части проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год не предусмотрены расходные обязательства Фонда в части реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров и возможности получения ими (помимо пенсии по государственному обеспечению) страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.

В связи с этим целесообразно внести необходимые поправки в проект федерального закона «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год», предусмотрев дополнительные расходы на выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Обостряется проблема работников, проработавших на соответствующих видах работ (связанных с правом на досрочное назначение трудовой пенсии) менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, в связи с отсутствием федерального закона о профессиональных пенсиях (необходимость его принятия предусмотрена частью 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Проект федерального закона «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» не содержит норм, ориентированных на создание профессиональных систем, за исключением предусмотренной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» в сумме 1,24 млрд. руб. за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов.

Целесообразно ускорить принятие федерального закона о профессиональных пенсиях, а также внести необходимые поправки в проект федерального закона «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год», предусмотрев переход к уплате работодателями, использующими труд работников, работающих на соответствующих видах работ, связанных с правом на досрочное назначение трудовой пенсии, дополнительных страховых взносов, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов.

В заключении Счетной палаты на проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» отмечаются также следующие важные моменты:

· до настоящего времени не принят федеральный закон, предусмотренный статьей 143 Бюджетного кодекса, который определил бы статус Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом современного состояния пенсионной системы и перспектив ее развития;

· действующее законодательство не позволяет эффективно администрировать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку контроль за их уплатой возложен на налоговые органы, а взыскание соответствующей недоимки и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Разделение функций администрирования усложнило формирование доходной части бюджета Фонда, о чем свидетельствует значительный рост задолженности по страховым взносам (по состоянию на 1 августа 2006 года задолженность составила 68,7 млрд. рублей);

· имеет место тенденция увеличения количества выполняемых Пенсионным фондом Российской Федерации функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию (в 2007 году на органы Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительно возлагаются функции по регистрации возникновения права и учету лиц - получателей базового материнского капитала);

· снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН привело к резкому сокращению его поступлений в федеральный бюджет и отразилось на уровне обеспеченности выплаты базовой части трудовых пенсий за счет поступления указанного налога, а также к невозможности финансирования дефицита страховой части пенсий за счет профицита базовой;

· в последние годы бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется в значительной степени за счет ассигнований федерального бюджета (в 2007 году - 53,2%). Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов;

· покрытие предусмотренного законопроектом норматива оборотных средств для своевременного финансирования выплаты пенсий в 2007 году не будет обеспечено в полном объеме имеющимися у Фонда денежными средствами;

· повышение доходности операций по инвестированию пенсионных накоплений сдерживается ограниченной емкостью фондового рынка и недостаточностью инструментов инвестирования;

ряд показателей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации включен в законопроект при отсутствии необходимых финансово - экономических обоснований (расходы на доставку пенсий, текущий дефицит Фонда).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: