Государственные ценные бумаги как инструмент рынка ценных бумаг

Экономическая сущность рынка государственных ценных бумаг и его роль в рыночных отношениях

Экономическая сущность, функции  и виды рынка ценных бумаг

 

По структуре финансовый рынок делится на три взаимосвязанных и дополняющих друг друга, но отдельно функционирующих рынка:

Денежный рынок - рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных платежных средств (векселя, чеки и т. д.).

Рынок ссудного капитала или рынок долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. Он охватывает отношения, возникающие по поводу предоставления кредитными учреждениями платных и возвратных ссуд, не связанных с оформлением таких документов, которые могли бы самосто-ятельно обращаться на рынке: покупаться или продаваться, погашаться.

Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и от-ношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных докумен-тов, которые имеют собственную стоимость и могут обращаться на рынке.

 Особенностью понятия «рынок ценных бумаг» является то, что этот рынок действительно, с одной стороны, представляет собой систему эконо-мических отношений, по поводу обмена, в центре которого находится товар «ценные бумаги», являющийся дубликатом прав на различного рода ресурсы.

 В различных источниках дается различное определение рынка ценных бумаг. Встречающиеся в литературе определения рынка ценных бумаг представлены в табл. 1.

Как видим, определения рынка ценных бумаг не сколько отличаются друг от друга. Автор согласен с определением Казака А.Ю.

 

Таблица 1

Понятие рынка ценных бумаг[1]

Автор Определение
Казак А.Ю. Рынок ценных бумаг представляет собой совокупность денежных отношений, обеспечивающих мобилизацию, перераспределение и инвестирование временно свободных денежных средств путем осуществления купли-продажи ценных бумаг
Колесников В.И., Торкановский В.С. Рынок ценных бумаг представляет собой рынок финан­совых обязательств, как правило, долгосрочного характера, подтверждающих вложение или предостав-ление на определенный срок финансовых ресур­сов
Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг – совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

 

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: обще рыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся такие, как:

- коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операции на данном рынке;

- ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;

- информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.

- регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.[2]

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

- перераспределительную функцию;

- функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляци-онной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рацио­нальной экономики, поскольку он стимулирует мобилиза­цию свободных денежных ресурсов в интересах производ­ства и их распределение в соответствии с потребностями рынка. Ценные бумаги абсорбируют временно свободный капитал, где бы он ни находился, и через куплю – продажу помогают его “перебросить” в необходимом направлении. В практике рыночной экономики это ведет к тому, что капитал размещается главным образом в тех производствах, которые действительно необходимы обществу. В результате возникает оптимальная структура общественного производства (причем не только по размещению капитала, но и по его размерам в отдельных отраслях производства) и создается бездефицитная экономика, то есть общественное производство в основном соответствует общественному спросу. Это важное достоинство рыночной экономики.

Рынок ценных бумаг выполняет ряд задач, среди  которых можно выделить следующие:

- аккумулирование временно свободных денежных ресурсов и направление их на развитие перспективных отраслей экономики;

- обслуживание государственного долга;

- перераспределение права собственности;

- спекулятивные операции.[3]

Реализация одной из задач – обслуживание государственного долга и является причиной выпуска государственных ценных бумаг.

Эта задача является одной из важнейших задач национального фондо-вого рынка. Уровень доходности, сложившийся на рынке государственных ценных бумаг, является своего рода точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность совершения операций с другими финансовы-ми инструментами. Основная особенность рынка государственных обяза-тельств состоит в том, что обращающиеся на нем ценные бумаг имеют наибольшую степень надежности (к сожалению, к российскому рынку это не относится). Другие финансовые инструменты, обращающиеся на национальных фондовых рынках, имеют меньшую надежность, а значит, операции и сними должны иметь большую доходность по сравнению с операциями на рынке государственных ценных бумаг.

 Следовательно, можно говорить о том, что рынок государственных ценных бумаг является определяющим фактором функционирования всего рынка ценных бумаг.

 

 



Государственные ценные бумаги как инструмент рынка ценных бумаг

 

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местного бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на ре­шение следующих задач:

- покрытие постоянного дефицита государственного бюджета;

- покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов;

- привлечение ресурсов для осуществления крупномасштаб­ных проектов;

- привлечение ресурсов для покрытия целевых расходов правительства;

- привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.[4]

Активное использование государственных ценных бумаг для покрытия дефицита федерального бюджета начало осуществляться в нашей стране с мая 1993 г., когда в обращение выпущена первая серия государственных краткосрочных 6ескупонных облигаций (ГКО). Впоследствии правительство интенсивно наращивало объем заимствования.

В настоящее время на рынке государственных ценных бумаг обращается достаточно большое количество их видов, которые можно классифицировать по ряду признаков (табл. 2).

 

Таблица 2

Классификация государственных ценных бумаг[5]

Признак клас-сификации  Вид ценных бумаг Характеристика
 По виду эмитента  - бумаги федерального правительства; - региональные - государственных учреждений; - умаги, которым присвоен статус государственных   
По форме обращаемости - рыночные            - нерыночные - Могут свободно перепро-даваться после их первичного размещения - Не могут перепродавать-ся  их держателями, но мо-гут быть через обуслов-ленный срок возвращены эмитенту
По срокам обращения - краткосрочные                      - среднесрочные                       - долгосрочные - выпускаются на срок до 1 года - срок обращения растя-гивается на период от 1 года до 5-10 лет - срок обращения свыше 10-15 лет
По способу получения (выплаты) доходов  - процентные ценные бумаги     - дисконтные ценные бумаги     - индексируемые облигации     - выигрышные облигации   - комбинированные облигации - процентная ставка фикси-рованная, не изменяется в течение всего периода существования ценной бумаги. Может быть плавающей, ступенчатой - размещаются по цене ниже номинальной. Разница образует доход - номинальная стоимость возрастает, например, на индекс инфляции - доход выплачивается в форме выигрышей - доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов

 

Значительное развитие среди государственных ценных бумаг получил сегмент рынка, связанный с обращением государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Эти облигации начали выпускаться в Российской Федерации с мая 1993 г. и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО выпускаются на краткосрочный период,и их роль в финансовой системе состоит в том, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета. В связи с краткосрочностью обращения и ценные бумаги не могут быть использованы для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

ГКО первоначально выпускались номинальной стоимостью 100 000 руб., впоследствии их номинал был повышен до 1 млн. деноминированных рублей. Инвестор получает доход за счет то, что ГКО продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене иже номинала. Погашение этих ценных бумаг осуществляется по номиналу в безналичной форме путем перевода денежных средств на счета их владельцев. Доходом является разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичном рынке.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. Однако по чисто техническим причинам участие физических лиц на рынке ГКО затруднено. Все операции с ГКО инвесторы ведут через уполномоченные организации — дилеров. Дилеры, в качестве которых выступают крупные банки и финансовые компании, в большинстве случаев не заинтересованы работе со средствами частных лиц. Многие из них устанав­ливают ограничения на минимальный объем средств, при котором инвестору в банке-дилере открывается счет для проведения операций с ГКО.

Выпуск и обращение облигаций федерального займа переменным купоном является логическим продолжением и углублением развития рынка государственных ценных бумаг, который на первом этапе был представлен только ГКО. Основным недостатком функционирования рынка ГКО является его краткосрочный характер. Государство же заинтересовано в долгосрочном заимствовании денежных средств, период обращения которых измерялся бы годами. Поэтому политика финансовых органов России направлена на реструктуризацию государственного долга в сторону увеличения доли среднесрочных ценных бумаг.

Однако при выпуске долгосрочных и среднесрочных облигаций необходимо учитывать целый ряд факторов, и прежде всего экономическую стабильность, темпы инфляции, валютный курс. В этой связи выпуск дисконтных ценных бумаг является весьма рискованным мероприятием. Несмотря на то что ГКО могут выпускаться сроком обращения до 12 месяцев, были эмитированы только две серии, к которым со стороны инвесторов наблюдалось очень настороженное отношение.

В качестве такой ценной бумаги, рассчитанной на среднесрочный период ращения, в России были выпущены облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Обычно процентную ставку привязывают к изменению какого-либо показателя (темпы инфляции, учетная ставка Центрального банка, цена золота и т. п.). По ОФЗ доходность привязана к доходности по ГКО.

Выпуск ОФЗ расширяет спектр государственных ценных бумаг, увеличивая возможный срок обращения облигаций с целью покрытия дефицита государственного бюджета. ОФЗ не вытесняют с рынка государственных ценных бумаг ГКО. Эти два вида облигаций взаимно дополняют друг друга и неразрывно связаны. ОФЗ являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами, выпускаемыми в безналичной форме, номинальной стоимостью 1 млн. руб. с периодом обращения 1—3 года. Владельцами ОФЗ могут быть физические юридические лица, которые приобретают право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в течение срока обращения, который устанавливается в процентах к номинальной стоимости.

Действующие на российском фондовом рынке краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) предназначены физических и юридических лиц. Однако в силу специфики выпуска и обращения участие физических лиц в операциях ГКО и ОФЗ весьма затруднено.

Это связано» с тем, что облигации выпущены в обращении безналичной форме, их учет ведется в специализированном депозитарии, операции купли-продажи ценных бумаг проводятся только через биржевые торги, к участию в которых допущены уполномоченные дилеры. Таким образом, инвестор может работать на рынке ГКО — ОФЗ только через дилера, что вызывает определенные проблемы. Дилеры, безусловно, заинтересованы в привлечении инвесторов, с которыми они работают, так как за обслуживание дилер получает комиссионное вознаграждение. Однако дилеру более выгодно работать с крупными суммами, чем с мелкими. Поэтому многие дилеры вводят требования к объему финансовых ресурсов, начиная с которого они принимают клиента на обслуживание. Эта граница установлена на достаточно высоком уровне, что автоматически отсекает мелкого инвестора от работы на рынке ГКО—ОФЗ. Для привлечения средств частных лиц государство должно эмитировать ценные бумаги, которые были бы доступны большинству граждан, т.е. они должны иметь низкую номинальную стоимость, легко продаваться и покупаться, быть просты в обращении. Такими свойствами обладают низкономинальные предъявительские ценные бумаги, выпущенные в документарной форме.

Учитывая эти факторы, в сентябре 1995 г. в обращение была выпущена первая серия облигаций государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ). Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ, которое определяет эмиссии в пределах лимита государственного долга, установленного федеральным законом. ОГСЗ выпускаются в документарной форме сроком обращения 1—2 года и регулярной выплатой дохода по купонам. Номинальная стоимость облигаций составляет 1 руб. Купонный доход определяется по аналогии с расчетом дохода по ОФЗ и привязан к среднему уровню доходности ГКО. При этом государство, учитывая, что ОГСЗ предназначены в основном для населения, обычно устанавливает определенную премию к рассчитанному среднему уровню до­ходности. Реализация облигаций осуществляется через уполномоченные банки, которым эмитент продает выпушенные облигации на аукционе. Минфин РФ предоставляет уполномоченным банкам скидку до 2% от номинальной стоимости облигации. Поэтому банк, участвуя в аукционе, подает заявку с ржанием количества покупаемых ОГСЗ и цены приобретения, которая не может быть ниже 98%. Минфин РФ удовлетворяет заявки в порядке уменьшения цены: сначала заявки с наибольшей ценой, затем заявки с более низкими ценами.

В связи со значительным объемом эмиссии ОГСЗ сформировался вторичный рынок данных облигаций. Ведущие банки осуществляют котировки облигаций, объявляя цены покупки и продажи.

Казначейские обязательства (КО) являлись особым видом государственных ценных бумаг, которые были выпущены в обращение не для покрытия дефицита федерального бюджета, а для ликвидации уже имеющейся задолженности государства перед предприятиями.

Казначейские обязательства могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога.

Выпуск казначейских обязательств осуществлялся в безна­личной (бездокументарной) форме в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. В качества депозитариев были выбраны уполномоченные банки-агенты Минфина РФ в соот­ветствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющие депозитарий в качестве подразделения банка.

Казначейские обязательства были выпущены сериями.

Обращение КО допускалось в ограниченной и неограниченной формах. Однако, как показывает практика, все произведен­ные выпуски имели некоторые ограничения., которые определя­лись при выпуске очередной серии КО и фиксировались в дого­воре Минфина РФ с уполномоченным депозитарием. К числу ограничений относились: необходимость расчета казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задол­женности; ограничения на право передачи КО только юридиче­ским лицам определенных отраслей; минимальное число опера­ций по погашению задолженностей до выхода КО в свободную продажу; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Особенность казначейских обязательств состояла в том, что они носили двойственный характер. С одной стороны, они явились средством расчетов между предприятиями, с другой сто­роны, пройдя необходимое число индоссаментов, КО могли свободно покупаться и продаваться на фондовом рынке.

Облигации внутреннего валютного займа были выпу­щены в обращение 14 мая 1993 г. Минфином РФ с целью погашения внутреннего валютного долга, который образовался в связи с банкротством Внешэкономбанка. Учитывая, что данный банк являлся государственным, правительство России признало его долги перед, клиентами и вкладчиками и в качестве долговых обязательств эмитировало облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства банка на его счетах оказались «замороженными» средства физических и юридиче­ских лиц.

Владельцами облигаций могут быть, как российские, так и зарубежные предприятия и организации. Обращение ОВВЗ на вторичном рынке осуществляется свободно с оплатой в валюте и в рублях. В связи с тем, что объем эмиссии достаточно большой и отсутствуют какие-либо ограничения на обращение данных облигаций, по ним сложился устойчивый вторичный рынок. На вторичном рынке облигации котируются в процентах от номинала.

Круг операций с ОВВЗ достаточно широк. Они могут обращаться как между резидентами, так и нерезидентами, вноситься в качестве оплаты уставного капитала предприятий и организаций, служить предметом залога и др. Вывоз бланков облигаций пределы России запрещен.

Государственные долгосрочные облигации (ГДО) были введены в обращение 1 июля 1991 г. в соответствии с «Условия­ми выпуска государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г.». Выпуск ГДО стал первым шагом россий­ского правительства на пути создания цивилизованного рынка ценных бумаг. Облигации рассчитаны на 30-летний период об­ращения с целью покрытия задолженности республиканского бюджета перед Центральным банком. Номинал ГДО составляет 100 тыс. руб., и по ним ежегодно выплачивается процентный доход в размере 15% к номинальной стоимости облигаций. Объ­ем эмиссии составил 80 млрд. руб. Облигации предназначены только для юридических лиц.

Особенность обращения ГДО заключается в том, что учреждения Центрального банка, на которые возложено обслужива­ние рынка этих ценных бумаг, объявляют двусторонние коти­ровки по данным облигациям. Цены покупки и продажи ГДС еженедельно устанавливаются Центральным банком России на каждую следующую неделю. Территориальные подразделении Центрального банка производят операции по покупке и прода­же ГДО в течение всех рабочих дней, что позволяет предприяти­ям и организациям быстро реализовать имеющиеся у них облигации с целью получения денежных средств. За счет этого были обеспечена высокая степень ликвидности ГДО.

Среди государственных ценных бумаг, выпускавшихся в России, особое место занимают золотые сертификаты, которые были эмитированы Минфином РФ под обеспечение золотом. В качестве обеспечения в Комитете по драгоценным металлам и камням было депонировано 100 т золота пробы 0,9999. Исходя из величины обеспечения и цены золота на Лондонском рынке на дату начала эмиссии (27 сентября 1993 г.), определялся объем эмиссии сертификатов в рублях по курсу Центрального банка России.

Золотые сертификаты выпускались в документарной форме и являлись именными ценными бумагами, реестр владельцев которых вело Министерство финансов РФ. Номинал каждого сертификата был эквивалентен 10 кг золота. По сертификатам in установлена гарантированная годовая доходность на уровне месячной ставки ЛИБОР по долларам США плюс 3%.

Выплата процентного дохода производилась с 5 по 25 число месяца, следующего за отчетным периодом, путем перечисления рублевых средств на счета владельцев сертификатов. Для упоря­дочения исчисления квартального дохода был установлен экс-дивидендный период, который составлял 3 последних рабочих дней перед окончанием квартала. В течение этого периода действовал запрет на продажу владельцем принадлежавшего ему сертификата.

Период обращения золотых сертификатов составлял 1 год, после чего они гасились по номинальной стоимости с выплатой процентов за последний квартал.

Таким образом, перечень государственных ценных бумаг достаточно многообразен и имеет свои особенности функционирования.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: