Взаимоотношения любви

Тора широко употребляет антропоморфизмы, т.е. говорит о деяниях Ашема на языке людей21.

Для того, чтобы помочь нам понять власть Всевышнего, она приводит конкретные аналогии из материального мира.

Например, когда Тора использует выражение "рука Ашема" — это не означает, что у Него есть рука из плоти и крови, как у человеческого существа. Она имеет в виду влияние воли Ашема на какое-то событие. А когда Писание наделяет Ашема определенным чувством, мы не должны считать, что оно нам полностью понятно. Люди несовершенны, духовно слабы, и наши самые возвышенные чувства полны изъянов. Поэтому мы не можем приписывать Ашему подобных несовершенных человеческих мыслей и поступков. Однако Тора говорит, что Ашем любит и ненавидит (например, "Я любил Яакова, но Я ненавидел Эсава..."22).

Попытаемся понять, как Ашем общается с нами и всем миром.

Для примера давайте проанализируем приведенный выше антропоморфизм, что Ашем любит Яакова, но ненавидит Эсава. Ашем любит безграничной любовью все Свои создания. Доказательством служит то, что Он создает мир, хотя Сам Он в этом не нуждается. Таким образом, сотворение мира — акт совершенного альтруизма; Он создал мир, подарил его людям и продолжает заботиться о нем, ничего не требуя взамен для Себя.

Итак, Ашем любит всех Своих чад.

Однако Тора повторяет нам снова и снова, что Ашем питает особую любовь к людям, которые чтут заповеди Торы, соблюдают Его заветы.

"С ранних лет Израиля Я любил его..." (Ошеа 11:1)

"Слово Ашема к Израилю... Я любил тебя. Я люблю Яакова..." (Малахи 1:1-2)

Ашем так сильно любит народ Израиля, что "ненавидит Эсава".

Почему Он его "ненавидит"? Потому что Эсав ненавидит Израиль, ненавидит Яакова. А Ашем ненавидит любого, кто ненавидит тех, кого Он любит.

Это является для нас уроком. Мы должны осознавать, что несмотря на то, что Ашем выше человеческих эмоций, Он любит народ Израиля. Мы можем сказать это с уверенностью. Он выделяет евреев так, как не выделяет никого другого. И тот, кто отрицает это выделение, вызывает гнев Ашема23.

 

ДВА ВИДА ОТНОШЕНИЙ ЛЮБВИ

Ашем любит еврейский народ. Эта любовь в Торе выражается двумя видами отношений любви. С одной стороны, Ашем — это отец. Писание называет народ Израиля — "чада Ашема"24, "сыны Живого Б-га"25 и "Мой первенец"2.

И в то же время отношения Израиля с Ашемом уподобляются супружеским27. "Ты скажешь Мне: "Мой супруг..." и Я навеки обручусь с тобой"28. В Шир Аширим отношение Израиля к Ашему описывается как страстное томление, подобное стремлению жениха и невесты друг к другу. В этой метафоре дарование Торы на горе Синай сравнивается с брачной церемонией между Ашемом и Израилем (мы будем говорить об этом в следующей главе).

Для того чтобы уяснить себе эти два вида взаимоотношений — родителя и ребенка, мужа и жены — мы должны понять, что наше отношение к Ашему может иметь две основы: веру (эмуна) и знание (даат).

Вера

Ни один из нас не может "знать", что его родители действительно являются таковыми. Если в один прекрасный день вам скажут, что вы — приемный ребенок, вы не сможете это опровергнуть. В соответствии с еврейским законом, если два кашерных свидетеля утверждают, что некто является приемным ребенком, это считается доказанным.

Мы просто "верим": наш отец — это наш отец и наша мать — это наша мать. Это не эмпирическое знание: мы не осознавали этого, когда появлялись на свет. Поэтому отношение ребенка к родителям основано на вере, и до тех пор, пока она не подвергается сомнению, связь между ними — сильнейшая из возможных связей: ведь от ребенка нельзя отречься. Родители никогда серьезно не скажут ребенку: "Я с тобой развожусь, отныне ты — не мое дитя".

 

Знание

Второй вид любовной связи — брачные отношения; они основаны на чистом знании, но не на вере. Оба партнера знают, желают друг друга и сознательно вступают в брак.

Эти узы крепче, чем отношения родителя и ребенка, потому что не могут быть оспорены: никто не может придти и заявить, что ваш супруг не является вашим супругом. Вы оба встретились под хулой в достаточно взрослом состоянии. Но супружеские отношения, в отличие от отношений детей и родителей, могут закончиться разводом. И муж, и жена могут сказать: "Я не желаю больше оставаться твоим супругом".

 

Двойные отношения

Ашем возвестил, что еврейский народ, дети Израиля, являются Его детьми. Мы "верим" в это, потому что так сказано в Торе. Однако наше восприятие Торы основано не только на вере. Если бы ничего, кроме веры, не поддерживало наше отношение к Торе, тогда вся религия была бы "верой, построенной на вере", — воздушным замком.

Поэтому Ашем вручил свою Тору через не подлежащее обсуждению знание. Сначала он предсказал Моше Десять египетских казней, которые затем наслал на эту страну. После этого Он чудесным образом вывел евреев из Египта, раздвинув воды Красного моря и потопив армию фараона. Затем наступает кульминация — Откровение на горе Синай. Его испытали одновременно миллионы людей. Каждому еврею, всем нашим предкам открылся Ашем. Это было знание, основанное на жизненном опыте.

Очень важно то, что Десять египетских казней. Исход евреев из Египта и Откровение на горе Синай сообщили народу Израиля веру в то, что он избран для особых взаимоотношений с Б-гом. Израиль, подобно невесте, добровольно соединился с Ашемом и дал Ему клятву на верность. Писание свидетельствует: "Я (Ашем) помню преданность твоей (Израиля) юности, твою любовь, подобную любви невесты, когда ты последовал за Мной в пустыню, в бесплодную, опустошенную землю".

Если установлено, что получение Торы народом Израиля основано на знании, подобно тому, как невеста знает, за кого выходит замуж, содержание Торы, утверждающее в числе прочего, что евреи являются детьми Ашема, не может быть оспорено.

Другими словами, раз вручение Торы основано на знании, — значит, все, что касается веры, все, что мы читаем в Торе, имеет надежный фундамент.

Таким образом, еврей имеет двойное преимущество: знание и веру. Его отношения с Ашемом подобны супружеским, и поэтому не могут быть подвергнуты сомнению, и в то же время они подобны отношениям ребенка и родителя и, как последние, никогда не могут быть разорваны,

каким плохим бы ни было дитя. Давайте теперь сделаем шаг вперед и попытаемся рассмотреть эти отношения, основанные на любви (сыновней и супружеской) в несколько иной форме: в образах пророка (нави) и мудреца (хахам).

Пророк и мудрец

Главные свойства пророка и мудреца — это, соответственно, вера и знание. Пророчество — дар Ашема, действующий вне пределов и возможностей самого совершенного человеческого существа. Ашем дарует пророку способность видеть полную картину какого-то события независимо от его человеческих возможностей.

Что касается знаний мудреца, то они достигаются человеческими способностями и усилиями. (Конечно, мудрец так же, как и пророк, в конечном итоге получает свою проницательность от Ашема. Однако проницательность мудреца прямо пропорциональна способностям, дарованным ему Ашемом, и тем усилиям, которые прилагает он сам для постижения мудрости.)

Гемара говорит нам: "Мудрец имеет преимущество перед пророком". Это значит, что знания, достигнутые собственными усилиями, ценнее знаний, полученных через пророчество. Несмотря на то, что количественно пророчество дает возможность человеку увидеть больше, чем он может постичь своим умом, все, что постигается через собственную мудрость, — качественно ценнее. То, что эти знания приобретаются благодаря личным способностям, заставляет нас больше ценить их31.

Однако каждый подход имеет свои положительные и отрицательные стороны. То, что увидит пророк, не имеет пределов, поскольку видение ему дано Всевышним. В этом преимущество пророка. Более того, он может сразу охватить всю картину в целом. Ему не надо собирать ее по частям, как это делает мудрец.

Отрицательная сторона в том, что видение длится один миг, а затем пропадает. Представьте себе, что вы в музее любуетесь произведением искусства: пока смотрите на него, вы им наслаждаетесь, но, уходя, не можете забрать его собой. И наслаждение исчезает. Несомненным недостатком пророчества является и то, что пророк далеко не всегда может правильно передать послание. Творцом является не он, видение ему даруется. Поэтому оно не укореняется так глубоко, как мудрость, достигнутая собственным трудом, и, следовательно, воздействие пророчества не всегда долговечно.

Однако и мудрец имеет свои слабые стороны. Он, в отличие от пророка, не обладает удивительной способностью проникновения в мудрость Создателя. Но у мудреца есть и преимущество. Постигнутое не может быть у него отобрано. Хотя он и не постигает мудрость с качеством и масштабностью пророка, но зато мудрость, постигнутая им, становится частью его самого.

Конечно, в идеале хотелось бы обладать мудростью и пророка, и мудреца. И нашим величайшим пророкам была дана мудрость мудрецов, а наши величайшие мудрецы имели сверхъестественный дар предвидения.

Такое соотношение существует и на национальном уровне. Ашем пожелал, чтобы Его народ обладал обоими видами мудрости, поэтому и даровал ему два вида познания: 2000 лет Торы (через пророчества) и 2000 лет эры Машиаха, (через мудрость, разум мудреца).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: