"Благословен ты, Ашем,...Кто освятил Свой народ Израиля хулой и кидуши ".
(Свадебное благословение)
Итак, в наших руках основа ответа на наш вопрос: страдание 2000-летней эпохи Машиаха — это разрушение во имя созидания. Мы отторгнуты от нашего "я", данного нам Ашемом, во имя ожидаемой цели — вернуть в конечном итоге это "я", пройдя через страдания, благодаря нашим внутренним силам. Ашем заставляет нас возмужать, чтобы мы могли стать Его вечным партнером.
Постулат о благе страдания — важнейшая составная часть учения иудаизма еще со времен Авраама. В наше время этот урок забыт большинством евреев, чему не в малой степени способствовала Катастрофа и последовавшие за ней события. Поэтому крайне важно сейчас заново преподать этот урок, тем более что 50 лет еврейских страданий, если их рассматривать в концептуальных рамках Торы, чрезвычайно способствуют его пониманию.
Одним из величайших еврейских мыслителей последних столетий является Маараль из Праги. Он не только объяснил таинственные учения мудрецов и непонятные Мидраши, но и систематизировал их в оригинальную систему мышления, показав нам, каким на самом деле является мир мыслей великих еврейских мудрецов.
|
|
Предыдущие главы дали нам основы для понимания благотворного воздействия страданий. Теперь мы обратимся к подробному разбору концепции еврейского страдания, представленной Мааралем. В следующей главе мы покажем, как вписывается в эту концепцию Катастрофа, но вначале рассмотрим отношения еврейского народа с Ашемом, которые традиция представляет как брачные.