Параметры, характеризующие номенклатуру

Параметры Характеристика
1. Широта Количество ассортиментных групп. Чем их больше, тем более широкая номенклатура
2. Насыщенность Определяется числом товарных единиц, входящих в ассортиментную группу. Чем больше число товарных единиц, тем более насыщена товарная номенклатура
3. Глубина Наличие вариантов каждого из имеющегося наименования товара
4. Гармоничность В зависимости от того, в одной или нескольких сферах действует данное предприятие, стремясь завоевать прочную репутацию, можно говорить о большей или меньшей гармоничности

 

Основная задача планирования – разработать программы действий для получения предпринимателем максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, социальной и др. Кроме того, многие предприятия видят в планировании средства для преодоления диспропорций для эффективного и рационального использования ресурсов, для обеспечения ритмичного производственного процесса, устранения неопределенности, а также рассматривают планирование как возможность воздействия на нежелательные с точки зрения интересов предприятия факторы.

Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства и иных так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия, т.е. его производственным и финансовым ресурсам.

 

Типы хозяйственных стратегий

 

В условиях рынка, при наличии конкурентной среды рост эффективности производства может осуществляться в рамках таких хозяйственных стратегий, которые направлены на получение долгосрочной прибыли, на повышение устойчивости финансового положения предприятия и его конкурентоспособности на относительно длительный период времени.

К стратегиям первого типа относят такие стратегии, в рамках которых осуществляется расширенное воспроизводство капитала, осуществляются мероприятия, обеспечивающие рост эффективности производства и повешения конкурентоспособности рассчитанных на получение долгосрочной прибыли. Но реализация такого типа не просто сопряжена с крупными начальными инвестициями, но и приводят к изменениям самих условий воспроизводства индивидуального капитала, на что руководство предприятий вынуждено реагировать соответствующим образом.

Стратегии второго типа направлены на опттимизацию текущих финансовых показателей, на максимализацию краткосрочной прибыли путем маневрирования хозяйственной структурой предприятия (его активов), спекуляции на рынке фиктивного капитала, искусственного завышения цен на продукцию.

В условиях рынка оба типа хозяйственных стратегий в управлении предприятиями переплетаются и их разделение достаточно условно. Поэтому для динамики эффективности производства важным является не строгое следование руководства преприятия тому или иному типу хозяйственной стратегии, а во-первых, их соотношение во внутифирменном управлении, во-вторых, соответствие выбранной стратегии задачам укрепления конкурентоспособности предприятия на рынке, а значит, тому технологическому укладу, хозяйственной специфике, тем сравнительным преимуществам, которые в данный момент располагает конкретное предприятие.

Естественно, что в рамках каждого типа стратегий можно выделить множество их различных видов, соответствующих хозяйственной и производственной специфике данного предприятия. К стратегиям первого типа можно отнести

-стратегию минимализации издержек производства;

- стратегию увеличения доли рынка сбыта, контролируемого предприятием (стратегия «доли рынка»);

- стратегию инновационного программирования НИОКР.

Среди стратегий второго типа можно выделить:

- стратегию максимализации (искусственного завшения) издержек производства;

- стратегию перекладывания роста издержек производства на потребителя (СРМ, от англ. Cos+pass-along management);

- - имитационное программирование НИОКР;

- стратегию манипулирования «портфелем» вложения капитала.

Преобладание каждого из типов стратегий определяется действием ряда факторов хозяйственной деятельности предприятий.

В целом изменение в соотношении стратегий зависит от управления на макроэкономическом уровне и от дальновидности предприятий, их готовности пожертвовать краткосрочной прибылью в обмен на более высокую долгосрочную.

 

Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия

 

Каждое предприятия независимо от сферы его деятельности и масштабов производства должно планировать свою деятельность.

Планирование – это процесс формирования целей, определенных приоритетов, средств и методов их достижения.

Процесс планирования охватывает ряд направлений. Одно из них – прогнозирование, т.е. разработка планов по достижению стратегических целей предприятия(перспективное стратегическое планирование).

Главная цель стратегического планирования – выработка стратегии, структуры, объемов и направлением капитальных вложений исходя из конечноых финансовых и рыночных целей предприятия.

 

Составление прогноза

 

В качестве одного из инструментов стратегического планирования наибольшее развитие получила практика формирования целых производственно-сбытовых программ, в частности на поиск новых, более прибыльных рынков сбыта и приобретения, так называемую ресурсную направленность. При этомиспользуется ситуационное планирование, при котором руководство предприятия предоставляет несколько планов стратегического развития. Эти планы характеризуются разными приоритетами в распределении ресурсов и неодинаковым соотношением рынка и гарантированной выгоды. Стратегическое е планирование тесно переплетается и может и сливаться с прогнозированием НТП.

 

Анализ внешней среды

 

 

Анализ факторов внешней среды, правильное и полное представление о сильных и слабых сторонах предприятия позволяет составить прогноз сбыта, является основою всего внутифирменного планирования.

Прогнозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно выделяют в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение (Рис.6).

Большинство предприятий готовят краткосрочный прогноз сбыта на финансовый или календарный год.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: