Напрасное благословение?

К объяснению своего брата хочу добавить следующее. Почему ангел не позволил Аврааму сделать даже крошечную отметку? Зачем вынудил Авраама совершить браха леватала! Было ли это в полном смысле напрасное благословение?

Гемара говорит, что Ашем присоединяет благое намерение к благому делу90. Другими словами, если кто-то имеет благое намерение, но обстоятельства не позволяют его реализовать, Ашем берет это благое намерение и присоединяет его к другому действию. Действительно, мы часто наблюдаем, как человек не может исполнить свои благие намерения. Но с другой стороны, человек нередко делает что-то хорошее, даже не думая об этом. Таким образом, Ашем в Своем милосердии принимает вынужденно не реализованное благое намерение и присоединяет его к благому делу.

Например, один день человек молится истово, с большим чувством, но не получает желаемого. На другой день он же наспех произносит свои молитвы, и вдруг его просьба исполняется! Почему? Ашем принял благое намерение предыдущего дня и перенес его на вторую молитву.

(То же самое происходит и на общественном уровне. Некоторые люди очень хотят быть щедрыми благотворителями, но у них нет денег. У других людей денег предостаточно, но они делают пожертвования только для того, чтобы поддержать свою репутацию, заработать доброе имя. Но все евреи — это одно целое, и поэтому Ашем соединяет намерения еврея, чистого сердцем, и корыстную благотворительность еврея, озабоченного своей репутацией, приписывая благие намерения всему народу, как единый акт милосердия, совершенный с чистыми намерениями.)

На протяжении веков, но особенно в период Катастрофы, еврейский народ, переживал трагическую дилемму Акеды. Миллионы и миллионы евреев, как и Ицхак, были отданы на заклание. Изредка люди знали, что их ждет и готовили себя к этому. Но многие не имели ни возможности, ни соответствующих знаний, чтобы осознать, что они отдают свои жизни во Имя Всевышнего. Среди них были дети и просто необразованные евреи. Среди них были и такие, кому отказал разум, чьи уста безмолвствовали, когда их вырывали из жизни.

И, тем не менее, все они были святыми. И не важно, что он не понимал или не принимал свою смерть — если человека убили только за то, что он был евреем, то смерть вернула его душу в состояние чистоты и святости. Почему же?

Ответ: напрасное благословение Авраама.

По правде говоря, оно вовсе не было напрасным. Каждая мысль, каждое приготовление, каждое слово молитвы и благословения, вышедшие из его святых уст, перенеслись на его потомков, у которых не было возможности сделать этого. Евреи, погибшие от рук нацистов, европейцев, крестоносцев, христиан, римлян и прочих орд "бесчеловечных человеков", умерли не бессмысленной смертью, и не имеет значения, были они образованными или нет, невиновными или виновными. Раз они убиты за то, что были евреями, смерть сделала их святыми.

Таким образом, когда Ашем приказал Аврааму принести в жертву своего сына, тот действительно выполнил приказ, но произошло смещение времени. Авраам совершил все приготовления с правильными намерениями. Но жертвой стал не Ицхак, а его будущие потомки, на долю которых выпало предназначенное ему. Они стали преемниками приготовлений Авраама. Его благословение ни в коем случае не было напрасным. Убийство евреев во все времена соединено с акедой — чистотой и святостью, проявленными Авраамом при связывании Ицхака.

Поколение Катастрофы шло в огненную печь, как звено единой цепи, берущей начало от Авраама. Его намерения перешли на их действия, и его заслуги обеспечили им бессмертие.

АКЕДА

Как говорилось в предыдущей главе, акеда формирует прямую связь между Авраамом и его потомками. Уникальный аспект его личности она выразила как величайший подвиг в его жизни — никаким другим поступком Авраам не смог бы так выразить себя. Чего же он достиг акедой?

На простейшем уровне благодаря ей он заслужил благословение.

(Услышав слова ангела: "Теперь я знаю, что ты боишься Ашема") Авраам поднял глаза и увидел: вот позади овен, запутавшийся в чаще рогами. Авраам взял его и принес в жертву вместо своего сына.

И снова воззвал к Аврааму ангел Ашема с неба и сказал: "Мною клянусь, говорит Ашем, если ты сделал это и не пожалел своего единственного сына. Я, благословляя, благословляю тебя и, умножая, умножу твое семя, как звезды небесные и как песок на берегу моря, и овладеет твое потомство городами своих врагов. И благословятся в твоем семени все народы земли за то, что ты послушался Моего гласа..." (Берешит 22:13-19).

В своем толковании этого отрывка Рамбан объясняет, что благословение, данное Ашемом Аврааму, подразумевает наследование его потомками той миссии, для которой

был избран Авраам. Тора говорит, что это "клятва" Ашема Аврааму.

Хотя за 67 лет до того в "Завете между рассеченными телами" Ашем пообещал Аврааму, что его потомки станут представителями Всевышнего в мире, Авраам тогда еще не приобрел достаточно заслуг, чтобы обеспечить выполнение этого обещания. Теоретически до момента акеды его потомки могли лишиться этого права, но когда Авраам вместо сына принес в жертву барана, он гарантировал своим потомкам успешное выполнение их миссии. Ашем ни в коем случае не позволит евреям потерпеть неудачу.

В чем конкретно заключается их миссия? В чем конечное назначение евреев в этой жизни? Что именно в акеде позволило Аврааму обеспечить своим самым отдаленным потомкам успех в выполнении высокой миссии?

Ответы на эти вопросы по-новому высветят тему еврейского страдания. Но необходимо вернуться к истокам. Значительная часть последующего материала содержится также в книге р. Таубера "Скажи жизни "Да!" (особенно часть I, гл.5 и часть II гл.З), Швут Ами, Иерусалим, 1995.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: