Каждый убитый еврей есть мученик

В то время как многие евреи в период Катастрофы доказали свою преданность Ашему в самых невыносимых обстоятельствах, немало было и тех, кто не сделал этого. Эти люди не понимали, что с ними произошло. Многие даже выказали открытое неповиновение Ашему. Как же тогда катастрофа может служить доказательством любви невесты — Израиля к Жениху, если многие евреи не освятили Имени Всевышнего своей смертью?

Для решения этого сложного вопроса важно отметить, что еврейская история подобна жизни Авраама — первого еврея. События жизни Авраама предзнаменовали то, что суждено будет пережить еврейскому народу. Акеда — "связывание" Ицхака, десятое и последнее из испытаний Авраама, — подобна последнему испытанию, выпавшему на долю евреев.

Ключ к пониманию акеды заключен в следующих стихах:

"И устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова, и, связав своего сына Ицхака, положил его на жертвенник поверх дров. Авраам простер свою руку и взял нож, чтобы резать своего сына Ицхака. Но ангел Ашема воззвал к нему с неба и сказал: "Авраам! Авраам!"

И он (Авраам) сказал: "Вот я".

И он (ангел) сказал: "Не поднимай своей руки на отрока и не делай ему ничего, ибо теперь я знаю, что ты боишься Ашема..." (Берешит 22:9-12).

При внимательном рассмотрении диалога между Авраамом и ангелом возникает вопрос: почему ангел дважды повторяет свои слова?

Если он сказал: "Не поднимай своей руки на отрока...", то почему добавляет: "... не делай ему ничего?"

Мудрецы объясняют, что после того как ангел в первый раз велел Аврааму остановиться, Авраам попросил:

"Позволь мне, по крайней мере, сделать небольшой надрез или отметку на теле Ицхака, чтобы мой приход сюда не был напрасным". На что ангел отвечает: "... не делай ему ничего". Таким образом, дополнительная фраза ангела — ответ на просьбу Авраама позволить пролить хотя бы каплю крови, и только после второй, уточняющей фразы ангел объявляет "Теперь я знаю, что ты (действительно) боишься Ашема". Почему ангел считает необходимым дополнить свою фразу? И какая связь между просьбой Авраама разрешить ему сделать отметку на теле Ицхака и заявлением, что Авраам боится Ашема?

Мой брат реб Иехиэль, да продлятся его дни в радости, глава колеля Мехон Аораа, объясняет это так: "Перед жертвоприношением тот, кто собирается резать жертвенное животное, должен произнести благословение. Очевидно, Авраам так и сделал перед тем, как принести в жертву своего сына. Поэтому, когда в Торе говорится: "... он простер свою руку, чтобы резать своего сына", из этого следует, что он уже произнес благословение.

Внезапно ангел говорит Аврааму: "Остановись! Не поднимай своей руки на отрока..." Какой же была первая реакция Авраама? "Неужели я произнес браха леватала, напрасное благословение!?" (По еврейскому закону если человек уже произнес благословение, предшествующее какому-то действию, то это действие обязательно должно быть выполнено. Иначе получается браха леватала — напрасное благословение, за которое полагается суровое наказание.)

Всем своим существом Авраам был настроен на выполнение воли Ашема, но когда ангел удержал его после произнесения благословения, он не знал, как поступить. Поэтому Авраам и попросил у ангела позволения пролить хотя бы немного крови. Авраам хотел пусть символически выполнить акт жертвоприношения и, тем самым, завершить благословенное уже действие.

Однако ангел велел ему воздержаться даже от символического кровопролития. "Не делай ему ничего" (т.е. не делай попытки пролить даже малую кровь).

И затем ангел заявляет: "Теперь я знаю, что ты боишься Ашема...", как будто говоря: "Вместо того, чтобы радоваться тому, что жизнь сына спасена, первая твоя мысль — об исполнении слова Ашема. Если ты так сильно беспокоишься о выполнении Его воли, сокрушаясь по поводу благословения, произнесенного понапрасну, если ты готов принести в жертву своего сына, значит, ты доказал, что боишься Ашема".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: