Перспективы развития обязательного страхования

Обязательное страхование составляет основу страхового дела, оказывает стабилизирующее действие на осуществление добровольных видов страхования и функционирования всего страхового рынка страны.

Среди первоочередных мер предлагается создать эффективную систему страховой защиты имущественных интересов граждан, обеспечивающую реальную компенсацию убытков, за счет резервов страховых компаний при снижении нагрузки на бюджет. Для достижения указанной цели необходимо обеспечить надежность и финансовую устойчивость всей системы обязательного страхования, повысить эффективность государственного регулирования страховой деятельности. Предлагается не допустить монополизации этой сферы страховой деятельности. Страховые организации, привлекаемые к проведению страховых программ с использованием бюджетных средств должны определяться только на конкурсной основе. Для этого необходима выработка объективных критериев, по которым можно было бы без вмешательства чиновников определять компании, способные проводить обязательные виды страхования. Кроме того, и у страхователя должна быть возможность выбора компании, представляющей лучшие условия обязательных видов страхования. Нуждается в совершенствовании законодательная база, конкретизирующая механизмы реализации обязательного государственного личного страхования. Необходимо принятие федерального закона, регулирующего порядок осуществления обязательного страхования.[18] Подводя итоги данной статьи в заключение хотелось бы отметить, что России предстоит пройти ещё долгий путь совершенствования страховой деятельности, как это происходило в странах с развитой рыночной экономикой. В нашем государстве заложены огромные перспективы развития этой сферы, так как экономика только формируется и набирает темпы своего роста. В настоящее время страхование подошло к такому рубежу, после которого его структура может претерпеть серьезные изменения. Есть основания предполагать, что следующая волна роста будет ещё более мощной и продолжительной, а объем рынка, как прогнозируют специалисты, к 2016 г. может увеличиться в семь раз.

В настоящее время страхование — это уже не просто финансовый механизм возмещения ущерба, а ещё и источник рефинансирования кредитного сектора или одна из крупнейших сфер институциональных инвестиций. Страхование также способно заменить некоторые государственные социальные программы, снимая нагрузку с государственного бюджета.

Без осознанной на уровне государства и общества экономической целесообразности страхования невозможно создать прочную основу для развития страхового рынка.

По основным макроэкономическим показателям Российский страховой рынок значительно уступает развитым странам. Поэтому организация страхового сектора в России должна опираться на хорошо продуманную долгосрочную концепцию страхования, учитывающую мировой опыт в условиях глобализации мировой экономики и либерализации международной торговли страховыми услугами.[19]



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях исполнения обязанности государства заботиться о социальной защищенности таких конституционно значимых категорий государственных служащих, как военнослужащие и служащие правоохранительных органов, законодателем было введено обязательное государственное страхование их жизни и здоровья и специальный порядок его финансирования (из средств соответствующих бюджетов).

Публично-правовые элементы находят свое проявление в особом характере профессиональной деятельности граждан, связанной с осуществлением военной и правоохранительной государственной службой, в том, что страховые платежи формируются исключительно из федерального бюджета.

Обязательное государственное страхование отдельных категорий государственных служащих представляет собой субинститут в гражданском институте страхования.

В настоящее время действующим законодательством предусмотрено обязательное государственное личное страхование за счет средств соответствующего бюджета более 20 категорий российских граждан, чья жизнь и здоровье подвергаются возможному риску.

Обязательное государственное страхование относится к категории обязательного страхования в силу закона. Однако ему присущи некоторые специфические черты. Среди них:

а) цель такого страхования — обеспечение социальных интересов граждан и интересов государства;

б) объект страхования — страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий;

в) источник финансирования — обязательное государственное страхование осуществляется исключительно за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета соответствующего министерства и иного федерального органа исполнительной власти, которые являются страхователями по данному виду страхования (п. 1 ст. 969 ГК РФ).

Например, обязательному государственному страхованию за счет средств федерального или других соответствующих бюджетов подлежит страхование жизни и здоровья судьи, народного заседателя, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника федерального органа государственной охраны и другие категории работников.

Главная особенность обязательного страхования состоит в том, что оно не требует предварительного соглашения между страховщиком и страхователем. Здесь принцип обязательства в равной степени распространяется на обоих (за исключением личного страхования граждан).

Поскольку конкретные механизмы организации отдельных видов личного страхования законом не определены, необходима разработка их уполномоченными на то органами, отвечающими за организацию и обеспечение этих видов обязательного страхования.

Развивая систему этого вида страхования необходимо, прежде всего, сохранить то лучшее, что уже создано. Ведь в России на сегодня сложилась действенная система обязательного государственного личного страхования, имеется необходимая законодательная база, сформирована страховая инфраструктура, накоплен уникальный опыт его проведения.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. www.eocean.ru

2. www.garantcom.ru

3. www.kodeks.ru

4. www.raexpert.ru

5. www.sovstrax.ru

 

6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Учебник для вузов. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2005.

7. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилова Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. – С. 273.

8. Гафаров З.С., Иванова С.А., Шайхатдинов В.Ш. Правовое регулирование труда и социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 2003.

9. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.

10. Грязнова А. Г., Маркина Е.В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2004.

11. Доклад о развитии страхового рынка России в 2006-2007 гг. Москва, 2008.

12. Доклад о состоянии страхового рынка России за 2008 г. Москва, 2009.

13. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. — 2_е изд. — М.: ИНФРА_М, 2004

14. Нелюбова Н.Н., Сазонов С.П. Финансы: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.

15. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 (ред.20.11.1999). Ст. 2

16. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ. Ст. 5, 6

17. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник — М.: Юрайт-Издат, 2006.

18. Российский статистический ежегодник – 2008.

19. Страхование в России: оценка и прогнозы. Объединенная Финансовая Группа. 11 октября 2006.

20. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник Краткий курс/Под ред д э н,проф НФ Самсонова — М.: ИНФРА-М, 2003.

21. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2003.

22. Юлдашев Р.Т. Страховой бизнес: Словарь-справочник - М.: «Анкил», 2005.

 

 


[1] Шахов В.В.Страхование: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2003. с.286

[2] www.kodeks.ru

[3] Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 г.

№4015-1 (ред.20.11.1999). Ст. 2

[4] Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ. Ст. 5, 6

[5] Страховой бизнес: Словарь-справочник / Р.Т.Юлдашев, М.: «Анкил», 2005 – с.803

[6] www.eocean.ru

[7] Миляков Н.В. Финансы: Учебник. — 2_е изд. — М.: ИНФРА_М, 2004. с.283

[8] www.kodeks.ru

[9] Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2003, с.10-11

[10] www.sovstrax.ru

[11] Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. с.9-11

[12] www.sovstrax.ru

[13] Административное право: Учебник для вузов / Под ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова. - М.: Норма, 2005. - С. 273.

[14] Гафаров З.С., Иванова С.А., Шайхатдинов В.Ш. Правовое регулирование труда и социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 2003. С. 171.

[15] www.garantcom.ru

[16] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006.с.252

 

[17] Доклад о развитии страхового рынка России в 2006-2008 гг. с.29

[18] Нелюбова Н.Н., Сазонов С.П. Финансы: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. с.41

[19] Страхование в России: оценка и прогнозы. 11.10.2006 г. С. 10, 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: