Теоретические основы построения налоговой системы

Налоговая система — совокупность налогов (сборов), принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Цель налоговой системы — аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения им общественно полезных функций. [1].

Под налогом (сбором, пошлиной) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти (или внебюджетный фонд) установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательством страны. Налоговая система представляет собой совокупность налогов (сборов и других платежей), а также форм и методов их изъятия.

Объектами налогообложения выступают доходы (прибыль), стоимость товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательством.

Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот.

Основные понятия налоговой системы

К этим понятиям относятся:

· налоговые платежи, взимаемые с налогоплательщиков (налоги, сборы, пошлины);

· объекты налогообложения (продукция, работа, доходы, имущество и пр.);

· субъекты налогообложения (налогоплательщики).

При установлении налогов возникает необходимость оперирования такими понятиями, как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.

Налоговое бремя — величина налоговой суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, проводимой в тот или иной момент времени, а также уровнем доходов.

Величина налогового бремени в развитых странах мира составляет (О—33% от объема ВВП. Она имеет тенденцию к снижению с 46% в 1985 г. до 36% в 1990 г. В России величина налогового бремени разными специалистами оценивается по-разному. Так, по мнению A.M. Емельянова, она составляет 70%, хотя по официальным статистическим данным не превышает уровня развитых стран и составляет 25—27%.

Налоговая база — сумма, с которой взимаются налоги (в случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом). Налогооблагаемый доход (прибыль) есть разница между объемом полученного дохода и величиной налоговых льгот.

Налоговая ставка — та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога. Обычно ведут речь о минимальных, максимальных и средних налоговых ставках.

Налоговые льготы — основной инструмент оперативного использования налоговой системы в целях государственного регулирования экономики. Как правило, они устанавливаются законодательно. В России имеют место следующие виды налоговых льгот:

· необлагаемый минимум объекта налога;

· изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога;

· понижение налоговых ставок;

· вычет налоговой базы (налоговый вычет);

· налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

Теоретические основы налоговой системы устанавливаются налоговым законодательством государства.

Виды налоговых систем

Основное различие в налоговых системах состоит в способах налогообложения прибыли корпораций.

A. Классическая система двойного налогообложения, когда налогом облагается как прибыль корпораций, так и дивиденды, полученные физическими лицами, владельцами акций. Эта система характерна для таких стран, как Бельгия, Нидерланды, Люксембург, США, Швеция, Швейцария, Россия.

Б. Система полного освобождения распределяемой прибыли корпораций от корпоративного налога (Греция, Норвегия) или же освобождения акционеров от обложения получаемых ими доходов по акциям (Австралия, Новая Зеландия, Италия, Финляндия).

B. Система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония) или же частично освобождается от обложения (Испания, Исландия).

Г. Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды (Дания, Канада, Япония), либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров, т.е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания, Ирландия, Франция).

Из сказанного можно сделать следующие выводы. Все налоговые системы развитых государств, помимо фискальной функции наполнения бюджета, выполняют функции регулирования экономического и социального развития. При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к оптимизации налогов.

Таким образом, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. [18]

ГЛАВА II. НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: