Недостатки российской системы налогообложения и стратегии ее развития

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя па пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Можно выделить три направления налоговой политики государства:

· политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;

· политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;

· политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. [5].

Исторический опыт стран рыночной демократии подтверждает, что даже такой противоречивый процесс, как согласование налоговых интересов разных собственников, можно осуществлять на демократической основе. Но для создания эластичной налоговой системы требуются постепенные и длительные преобразования, и прежде всего институтов собственности и власти.

На Руси и позже в Российской империи податная (налоговая) политика не основывалась на принципах экономической теории. Никогда за всю историю налогообложения в нашей стране величина обобществляемых через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили ярко выраженный фискальный характер.

В Российской Федерации сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу «главенство директивы центра». Это, естественно, проецируется и на налоговую политику государства. Более того, в настоящее время само понятие «государство» стало отождествляться с понятием «государственно-властный аппарат».

К основным порокам отечественной налоговой системы можно отнести следующие:

1. Нестабильность налоговой политики.

2. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.

3. Уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное, в том числе отменой инвестиционной льготы.

4. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

5. Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.

6. Чрезмерный объем начислений на заработную плату.

7. Единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения – его справедливость. Кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены. [16].

К числу других пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся:

o ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);

o перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;

o тенденция к расширению доли прямых налогов;

o исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т.д.).

Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя налогоплательщиков. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось:

· не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;

· переход на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц не привел к выводу из «тени» значительных объемов заработной платы;

· введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию создало, похоже, неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования; и т.д.

Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.

Насущная необходимость подлинной налоговой реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию ее проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.

В числе наиболее актуальных направлений налоговой реформы можно выделить следующие.

1. Комплексность проведения реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения:

· существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок и в первую очередь для товаропроизводителей;

· одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.

2. Повышение уровня справедливости налоговой системы за счет:

o выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, на основе отказа от необоснованных льгот и исключений);

o отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов.

3. Упрощение налоговой системы путем установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

4. Обеспечение стабильности налоговой системы, а также предсказуемости объемов платежей для налогоплательщиков на длительный период. Реализации этой цели, в частности, должно способствовать установление на федеральном уровне исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов, а также предельных значений их ставок.

Вместе с тем необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиций. Подобные льготы должны иметь временный и направленный характер, причем, что особенно важно, их следует предоставлять участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

5. Совершенствование системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится в первую очередь к налогу на прибыль. Можно ввести (сначала в отдельных регионах) его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. В этом случае бюджетные поступления не сократятся.

6. Отмена всех налогов, прямо или косвенно связанных с заработной платой.

7. Существенное снижение ставок НДС, акцент на налогах, удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы. К их числу следует отнести: распределяемую часть прибыли (дивиденды); любые другие выплаты и пользу пайщиков (акционеров), включая предоставление ссуд и кредитов; возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, субсидии, опционы и т. д. высшим руководителям компании.

8. Установление в качестве базы Пенсионного фонда налога с оборота. Это единственный налог, который увеличивается прямо пропорционально инфляции и росту товарооборота и уплаты которого при легальных операциях нельзя избежать.

9. Переход от налогообложения факторов производства к обложению природных ресурсов и различных форм природной ренты.

10. Отказ от налогообложения малого бизнеса. Разумеется, подобная мера должна распространяться лишь на настоящие малые предприятия, где: их учредители не только вкладывают деньги, но и работают и участвуют в управлении; среди учредителей нет юридических лиц; число наемных работников либо ограничивается членами семьи, либо составляет не более 5 - 10 человек, а оборот не превышает установленного максимума. [12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев и изучив в первой главе данной работы необходимость налогов, их функции, виды налоговых систем и теоретические основы их построения, можно сделать выводы о том, что:

· Налоги являются одной из древнейших финансовых категорий. Тесная связь налогов с государственной властью объясняется тем, что они являются для неё важнейшим источником доходов. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Налоговый механизм применяется для снятия социальной напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста.

· Налоги – не только экономическая категория, но и финансовая. Так как процесс перераспределения стоимости СОП и НД в денежной форме, т.е. мобилизация ее с помощью налоговых методов и использование через систему государственных расходов, представляет собой всю совокупность финансовых отношений. Налоги, а точнее налоговые отношения, выступают частью этих финансовых отношений на макроуровне.

· В функциях налога реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.

· Теоретические основы налоговой системы устанавливаются налоговым законодательством.

· Все налоговые системы развитых государств, помимо фискальной функции наполнения бюджета, выполняют функции регулирования экономического и социального развития. При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к оптимизации налогов. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

По второй главе (практической) данной курсовой работы можно сделать вывод о том что:

· Изучив принципы построения налоговой системы РФ, можно выделить, что принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок ввода, изменения и отмены налогов, определено правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников, установлены положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. При создании Налогового кодекса преследовалась цель через такой экономический инструмент, как налоги, воздействовать на развитие производства, усиление экономической интеграции, избежание двойного налогообложения. С принятием Налогового кодекса главная задача налоговой реформы достигнута.

· Выделив 3 направления налоговой политики государства и основные пороки отечественной налоговой системы, можно заключить, что насущная необходимость подлинной налоговой реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию ее проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобоев М.Р. (К.э.н), Наумчев Д.В. (Советник налоговой службы I ранга) – «О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации» // «Налоговый вестник», №9, 2001;

2. Герасименко Н.В. – «Актуальные вопросы государственно–правового регулирования налоговой сферы» // «Законодательство и экономика», №8, 2003;

3. Ершова И.Е., Иванова Т.М. Предпринимательское право. Учебник для вузов. М.: Вега, 2009.- 264 с.

4. Иванова Н.Г., Вайс Е.А, Кацюба И.А., Петухова Р.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.;

4. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 254 с.;

5. Кумлин В. – «Государственное регулирование экономики: назревшие решения» // «Экономист», 2007, №11;

6. Курс экономическая теория/ под ред. Н.Н. Чапурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 2008.- 267 с.

7. Миронова Г.И. – «Кому нужно налоговое планирование?» // «Налоговые известия Московского региона», №11, 2002;

8. Мэнкью Н.Г. Принципы Экономикс. – СПб.: Питерком, 1999. – 784 с.;

9. Налоги: Учебное пособие /Под ред.Черника Д.Г. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 544 с.

10.  Налоги и налогообложение: Учеб. пособие/ Под ред. Алиева Б.Х. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 416 с.;

11. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под. ред. Горского И.В. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 288 с.;

12. Новосельский В. – «Налоговые факторы государственного регулирования» // «Экономист», 2007, №5;

13. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1999. – 272 с.;

14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. – «Книги издательского дома «МЦФЭР»», 2002;

15. Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. Ватника Л.А. СПб.: Экономическая школа, 1998. – 752 с.;

16. Чиченов М.В. (К.э.н) – «О Российской налоговой системе» // «Все о налогах», 2007, №1.

Нормативно правовые источники

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)(ред. от 17.05.2007);

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)(ред. от 24.07.2007);

3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: