Ознакомление с организационной деятельностью банковского учреждения

Введение.

   Я, Давлетова Юлия Маратовна, была направлена на квалификационную практику в отдел контроля операций дочерних компаний в головной офис ОАО «Уральского Банка Реконструкции и Развития» по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти 67.

Срок моей квалификационной практики составил три недели: с 7 февраля по 27 февраля 2011 года.

Руководителем практики была назначена Четвертных Наталья Дамировна, являющаяся начальником отдела контроля операций дочерних компаний, которая обеспечила руководство практики.

Целью прохождения квалификационной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор информации для написания выпускной квалификационной работы.

Цель обусловила выполнение следующих задач:

- изучение экономической и нормативной документации;

- ознакомление с организацией и осуществлением деятельности коммерческой организации;

- закрепление навыков работы с ПЭВМ;

- сбор фактического материала, выполнение необходимых расчетов, заполнение форм документации;

- написание и предоставление отчета о прохождении практики.

В своем отчете я рассматриваю организацию и порядок кредитования юридических лиц. Мне эта тема кажется весьма и весьма актуальной в наше время, так как кредитование юридических лиц на сегодня является одним из приоритетных направлений деятельности любой кредитной организации. Малый и средний бизнес в настоящее время нуждаются в инвестициях, поэтому услуга кредитования юридических лиц приобретает все большую актуальность.

 

Организация деятельности коммерческих банков.

Ознакомление с организационной деятельностью банковского учреждения.

Порядок создания и ликвидации коммерческого банка.

Коммерческие банки независимы от органов государственной власти при выполнении своих функций и осуществляют деятельность на основе устава, в котором должно быть указано, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе. В нем содержится также наименование банка, его местонахождение, перечень операций, которые банк намерен проводить, размер уставного капитала, резервного, страхового и других фондов, а также сведения об органах управления.

Наряду с уставом для открытия коммерческого банка необходимо предоставить в Главное территориальное управление Центрального Банка (ГТУ ЦБР):

- учредительный договор с полной юридической характеристикой каждого учредителя;

- балансы, составленные учредителями за предшествующий период и другие отчетные документы, определяющие финансовое положение учредителей;

- сведения о руководящем составе банка: руководители должны иметь высшее экономическое образование, более чем трехлетний опыт работы на ведущих должностях в коммерческом банке. Работникам органов государственной власти и управления запрещено участвовать в органах управления банков;

- экономическое обоснование целесообразности и необходимости создания коммерческого банка.

Кредитные организации получают право осуществлять свою деятельность с момента получения лицензии. Однако, новым банкам, как правило, выдают лицензию на проведение ограниченного круга операций, который через два года успешной работы коммерческого банка может быть расширен. Если учредители банка планируют оказание услуг в иностранной валюте, им необходимо для получения соответствующей лицензии подготовить второй комплект учредительных документов и часть уставного капитала сформировать в иностранной валюте. Особое место среди разрешительных документов занимает генеральная лицензия, выдаваемая банку, имеющему лицензию на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. С ее получением коммерческий банк приобретает право открывать филиалы за рубежом и формировать уставный капитал кредитных организаций – не резидентов.

Получение лицензии ЦБ РФ дает коммерческому банку формальное право привлекать клиентов, но основным экономическим условием начала деятельности банка является наличие оплаченного уставного капитала, который складывается из средств юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. На долю учредителей банка должно приходиться не менее 25% уставного капитала.

Регламентирование размера капитала является одним из важнейших инструментов контроля со стороны государства за стабильностью банковской системы страны. С 1 января 1999 г. минимальный размер собственного капитала банка должен быть эквивалентен 5 млн. евро. Политика ЦБ РФ направлена на стимулирование постепенного увеличения коммерческими банками их уставных капиталов с целью упрочнения их финансовой устойчивости и соответствия банковской системы РФ международным стандартам. Значительная капитализация коммерческих банков способствует устранению случайных и ненадежных банков, подрывающих доверие клиентов к банковской системе страны в целом. Работа мелких банков на пределе возможностей повышает риск банкротства, так как любое нарушение кредитного процесса, не возвращаемый вовремя кредит влечет за собой риск невосполнимых потерь. Для формирования уставного капитала запрещено использовать средства местных органов власти, политических организаций, российских специализированных фондов, в том числе благотворительных.

При организации деятельности любого кредитного учреждения необходимо стремиться к обеспечению его финансовой стабильности, защите прав и интересов его кредиторов и вкладчиков. Для достижения этого все банки обязаны размещать в ЦБ РФ резервы в соответствии с установленными нормативами; иметь страховой и резервный фонды, соблюдать действующие экономические нормативы.

Создание головного учреждения коммерческого банка – начальный этап формирования банковской сети. В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций-клиентов, территориально-удаленных от места расположения банка, следует организовать филиалы и представительства.

  Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения,  расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ.

  Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий.

  Государство не регламентирует форму собственности, на базе которой создаются коммерческие банки, однако, текущая хозяйственная практика выявила потребности экономики в существовании банков с государственным капиталом для проведения специальных операций. Потребность в таких банках обусловлена тем, что в ряде отраслей доля централизованных кредитов во всех привлеченных пассивах достигает 60 – 90%. Для финансирования отдельных целевых, республиканских, региональных и иных программ создают специальные банки развития, которые зачастую становятся посредниками между правительством, Банком России и предприятиями.

   На основании российского законодательства ЦБ РФ не вправе исключительно административными методами руководить деятельностью кредитных учреждений, однако, в случае стойкого неисполнения экономических нормативов, регламентирующих деятельность банков, при обнаружении нарушений норм банковского законодательства и др. у кредитного учреждения может быть отозвана банковская лицензия как исключительная мера воздействия.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица производителя ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Лицензия на осуществлении банковских операций может быть отозвана в случаях:

- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

- задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

- установления фактов недостоверности отчетных данных;

- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

- неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;

- неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками или кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Кроме этого, основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей о реорганизации (в случае прекращения деятельности юридического лица) или ликвидации банка. Ходатайства подготавливаются ГТУ ЦБР и направляются в центральный аппарат ЦБ РФ для принятия соответствующего решения.

Решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом в соответствии с Положением Банка России «О Комитете банковского надзора Банка России», утвержденным Приказом Банка России от 18.12.96 г. 02-463.

На основании решения Комитета издается приказ ЦБ РФ об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. После издания приказа кредитная организация не вправе совершать операции, предусмотренные данной лицензией.

После получения приказа ЦБ РФ об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ изымает у банка подлинный экземпляр лицензии.

Сообщение об отзыве у коммерческого банка лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ публикуется в официальном органе Центрального банка РФ – «Вестнике Банка России», территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по месту расположения банка и его филиалов – в местных средствах массовой информации. При получении Приказа ЦБ РФ об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций территориальные учреждения Банка России и другие кредитные организации прекращают все приходные и расходные операции по балансовым и вне балансовым счетам данной кредитной организации, кроме отдельных операций. Также прекращаются все операции по счетам клиентов в банке и его филиалах.

После отзыва лицензии на осуществление банковских операций в случаях, перечисленных выше, учредителям кредитной организации должно быть принято решение о ее ликвидации с соблюдением требований статей 92, 95 и 104 Гражданского кодекса РФ. В случае непринятия такого решения учредителями кредитной организации в месячный срок после отзыва лицензии Банк России на основании статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации.

При внесудебной процедуре ликвидации банка учредители назначают ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с ГТУ ЦБР, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации банка.

При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) ликвидационная комиссия формируется конкурсным управляющим, назначенным арбитражным судом. Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с ГТК ЦБР. В ликвидационную комиссию должны входить учредители банка, кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица, кроме работников ЦБ РФ.

При наличии реальной возможности восстановить платежеспособность банка его учредители могут осуществить процедуры санации.

Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации представляет Департаменту банковского надзора ЦБР свое заключение о результатах работы ликвидационной комиссии, подлинные экземпляры лицензии и Устава коммерческого банка, зарегистрированного в ЦБР, для внесения записи о ликвидации юридического лица в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Ликвидация коммерческого банка или не банковской кредитной организации считается завершенной с момента внесения записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. На Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России возлагаются функции рабочего аппарата Центральной аттестационно – лицензионной аудиторской комиссии Банка России.

 

Содержание банковской лицензии

 

  Банковская лицензия дает кредитной организации право на осуществление того или иного вида деятельности. В зависимости от этого банковские лицензии делятся на следующие виды:

 

  1) лицензии на осуществление банковских операций в рублях;

 

  2) лицензии на осуществление банковских операций в рублях и в иностранной валюте;

 

3) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

 

   4) генеральная лицензия, которая предусматривает широкий спектр видов деятельности, предоставляет банку право на осуществление банковских операций.

 

Лицензия представляет собой бланк ЦБ РФ установленного образца. Лицензия выдается банку Центральным банком, поэтому он их обязательно нумерует. Номера лицензий, выданных банкам, регистрируются в специальном журнале по порядку их выдачи, а также по видам:

 

– генеральные лицензии;

 

– лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и т. д.

 

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

 

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

 

           В лицензии обязательно должно быть указано:

 

1) что она выдана в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

 

2) какому именно банку выдана эта лицензия, причем наименование банка должно включать в себя и его организационно-правовую форму;

 

3) перечень операций, которые данная организация имеет право осуществлять. Так, генеральная лицензия на осуществление банковской деятельности дает банку право на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:

 

  а) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

 

 

б) размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;

 

   в) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

 

 г) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;

 

д) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

 

е) куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

 

ж) выдачу банковских гарантий;

 

з) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

 

4) дата выдачи лицензии;

 

5) печать Центрального банка РФ;

 

6) должность, подпись и расшифровка подписи лица, разрешившего выдачу данной лицензии.

 

Содержание других видов лицензий в общем и целом практически ничем не отличается от рассмотренного примера, только перечень предоставляемых банку прав будет меняться в зависимости от вида лицензии.

 

 

Устав коммерческого банка

 

   Устав коммерческого банка – основной учредительный документ кредитной организации, регламентирующий все основные стороны деятельности банка. Устав включает в себя 12 основных разделов.

  1. Общие положения – указывается наименование кредитной организации; дата ее создания (организации); лицензия банка – вид лицензии и дата выдачи; юридический адрес местонахождения организации и прочая информация об организации.

2. Филиалы, представительства, дочерние и зависимые общества банка – прописывается, что банк имеет право создавать филиалы, представительства и прочие зависимые организации, регламентируются взаимоотношения между ними и банком, а также между банком и его подразделениями и государством, клиентами.

       3. Участники банка – указывается, что участниками банка могут быть как физические, так и юридические лица, регламентируется их предельно допустимое количество; права и обязанности участников банка.

4. Уставный капитал – характеризует размер уставного капитала, доли участников в уставном капитале – по каждому из участников (номинальное количество и процентная доля каждого). Также здесь характеризуется собственность – имущество, собственность банка, а также другие фонды, помимо уставного капитала, – резервный фонд, фонд производственного развития, фонд социального развития, фонд материального поощрения, фонд накопления и фонд председателя правления; регламентированы возможности увеличения и уменьшения уставного капитала банка.

5. Операции банка – указывается перечень банковских операций, которые имеет право осуществлять данный банк согласно полученной им лицензии, а также технология осуществления этих операций. Также указывается, какие операции банк имеет право осуществлять, помимо тех, на которые ему дает право лицензия, а также перечисляются те виды операций, которые банк не имеет право осуществлять.

6. Обеспечение интересов клиентов – банк обеспечивает своевременное и надлежащее выполнение принятых на себя обязательств путем регулирования структуры своего баланса в соответствии с устанавливаемыми ЦБ экономическими нормативами. Он депонирует в ЦБ часть привлеченных денежных средств в обязательные резервы, а также формирует страховые фонды и резервы в соответствии с правилами и нормативами Банка России.

7. Кредитные ресурсы банка, которые формируются за счет:

– собственных средств банка;

– средств предприятий и организаций, находящихся на счетах в банке, в том числе средств, привлеченных в виде срочных вкладов и депозитов;

– вкладов граждан, привлекаемых на неопределенный срок и до востребования;

– кредитов и депозитов других банков;

– других привлеченных средств.

  В качестве ресурсов кредитования может использоваться нераспределенная в течение года прибыль.

8. Порядок распределения прибыли банка и возмещения убытков.

9. Управление банком – представлена структура банка, в особенности административно-управленческого аппарата.

10. Учет и отчетность банка.

11. Ревизия и проверка деятельности банка, организация внутреннего контроля.

   12. Реорганизация и ликвидация банка.

Организационная структура ОАО «Уральского банка реконструкции и развития».

Организационная структура УБРиРа представлена на рисунке №1.

Президент
Вице-президент (директор департамента) по работе с корпоративными клиентами   Вице-президент (директор департамента) операций, банковских и информационных технологий   Вице-президент (директор департамента) рисков   Вице-президент (директор департамента) розничных услуг     Советники Президента

Рисунок №1.Организационная структура УБРиРа.

 

Более подробно структура ОАО «Уральского банка реконструкции и развития» и работа каждого департамента представлена в приложении №1.

Трудовое право.

Порядок приема на работу.

 Прием на работу в ОАО «УБРиР» производится посредством заключения трудового договора. Право подписания трудового договора принадлежит руководителю. Прием на работу оформляется приказом по личному составу, который объявляется работнику под роспись в 3-хдневный срок со дня начала работы.

При приеме на работу работник обязан предъявить следующие документы:

 –     трудовая книжка;

–     документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

–     паспорт;

–     страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

–     документы об образовании (при приеме на работу, требующую специальных знаний).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работник знакомится под          роспись с коллективным договором и с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника:

–     с настоящими Правилами внутреннего трудового распорядка;

–     с должностной инструкцией (второй экземпляр получает на руки);

–     с нормами производственной санитарии и гигиены труда, правилами противопожарной безопасности и техники безопасности на рабочем месте;

-    с Положением об оплате труда;

-     с Положением о коммерческой тайне.

  

      При заключении трудового договора в нем может быть предусмотрено условие об испытании с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе:

–     для рядовых работников – на срок не более 3 месяцев;

–     для руководителей компании и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей – на срок до 6 месяцев. Условие об испытательном сроке указывается в трудовом договоре и приказе о приеме на работу.

Условия труда.

Продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, продолжительность рабочей   недели – 40 часов. Продолжительность времени отдыха и питания – 1 час (с 13.00 до 14.00). Начало работы – в 9.00, окончание – в 18.00. Выходные дни: суббота и воскресенье.

 Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

Заработная плата работников в связи с нерабочими праздничными днями не    уменьшается.

 Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника в предусмотренных законом (ст. 99 ТК РФ) случаях. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Не допускается привлечение к сверхурочным работам беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с федеральным законом. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ.

Сверхурочная работа компенсируется работникам в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Работодатель организует учет прибытия работников на рабочие места и контролирует   выполнение сотрудниками Правил внутреннего трудового распорядка.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).

Отпуск за первый год работы может быть использован по истечении 6 месяцев работы (ст. 122 ТК РФ).

Очередность предоставления отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа. График отпусков составляется на каждый год в срок до 15 декабря предыдущего года и доводится до сведения всех работников Организации.

  График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее, чем за две недели до его начала.

 Отдельным категориям работникам в случаях, предусмотренных федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: