Климатические и территориальные ограничения

В связи с географическими и территориальными особенностями России, есть по крайней мере три особенности, которые резко отличают условия хозяйствования в нашей стране от условий в развитых странах. Это количество атмосферных осадков, среднегодовая температура и расстояния, которые накладывают особый отпечаток на все интеграционные процессы в стране и энергоёмкость всей российской продукции.

Первая особенность – уровень атмосферных осадков – сильно влияет на такие важные в любой экономики сектора народного хозяйства, как агропромышленный комплекс и пищевую промышленность.

Так, при практически одинаковой технологии возделывания сельскохозяйственных культур в России и развитых странах и близких производственных затратах при обработке почвы и внесении удобрений, а также расходах на семена, горючее, удобрение, средства защиты растений, урожаи в России по сравнению с другими странами оказываются намного ниже из-за существенно меньших осадков. Даже климатические условия Канады не столь суровы, как в нашей стране. Треть её территории получает 1000 и более мм атмосферных осадков в год, а самый северный город Каналы Эдмонтон находится немного севернее Курска.

Климатические условия поставили экономику России в особенно трудное положение по сравнению со странами “большой семёрки” в производстве высокобелковых продуктов земледелия – основы ведения животноводства.

Из-за низких среднегодовых температур и меньшего числа солнечных дней резко возрастают наши затраты на отопление и освещение не только жилых, но и всех производственных помещений.

При сравнительном обилии разнообразных топливно-энергетических ресурсов в недрах Росси их добыча и транспортировка связаны с гораздо большими затратами, чем у других крупных поставщиков энергоносителей. В США, например, только пятая часть необходимой им нефти поступает из малонаселённой зоны с суровым климатом – с Аляски, в России же поставки идут в основном из Сибири. Российская нефть течёт по трубам, проложенным на тысячи километров через зоны вечной мерзлоты, болота и топи. Прокладка километра дороги через них стоит в 5 раз дороже, чем обычные сухопутные дороги. В 7-8 раз дороже обходится прокладка нефтегазопроводов. Основная же масса нефти, ввозимой западными странами, поступает с фонтанирующих месторождений, близких к портам Персидского залива, Карибского бассейна, нигерийского побережья.

Наши почвы получают в несколько раз меньше тепла и света, чем угодья тех же США и стран Западной Европы: если в США на пашни с критической для сельского хозяйства среднегодовой температурой +5 градусов Цельсия приходится только 10%, то в России их почти 80% [22, c. 3]. Если в США стены птицефабрики устанавливаются только для того, чтобы обозначить территорию предприятия и чтобы птица не разбежалась и нет нужды в капитальных стенах, системах отопления и вентиляции, то в России домашний скот надо обогревать с сентября по май, особенно в условиях Центральной России, Сибири и северных территорий. Разительны и чисто архитектурные отличия при возведении зданий. К примеру, если принять за 100% ту толщину наружных стен жилых зданий из кирпича, которая диктуется климатом одной из наиболее благоприятнейших российских зон – Краснодарского края, то аналогичный показатель для Лондона и Вашингтона составит 70-80%, для Бонна, Парижа и Токио – 50-60%, не говоря уже о Калифорнийском побережье США – 30%, в то время как в Московском регионе этот показатель равен 130%, в Нижнем Новгороде – 140%, а в Томске и Красноярске – 160-170% [22, c. 3].

Климатически обусловленный удельный расход энергоносителей (кВт в час на 1 кв. метр) на отопление жилья в России должен быть почти в 8 раз больше, чем в США, и даже в 3,5 раза больше, чем в Скандинавских странах, омываемых тёплым Гольфстримом [22, c. 3].

Обусловленная природными условиями более высокая энергоёмкость российской продукции понижает её конкурентоспособность на мировом рынке как минимум на 15-30%.

Большие же расстояния приводят к необычно высокой транспортной составляющей, делая российские товары заведомо менее конкурентоспособными и не только на мировом рынке, но и на внутреннем. Положение усугубляется ещё и тем, что население России сосредоточено в основном в европейской части страны, а её национальные богатства – газ, нефть, алмазы, золото, никель, уран, медь и т.д. – на востоке. И поднимая цены на энергоносители до мирового уровня, у нас не учли, что прямые затраты энергоносителей в себестоимости железнодорожного тонно-километра составляют 11%, а опосредованные – более 40% [22, c. 2], в силу чего стало экономически невыгодном транспортировать сырьё и готовые изделия с востока страны на запад и с севера на юг. Громадные пространства влияют не только на процесс ценообразования, но и на хозяйственные связи предприятий и регионов. Всё это приводит к тому, что удалённые от европейской части страны регионы ориентируются на соседние с Россией страны (так Дальний Восток имеет значительные экономические отношения с предприятиями Китая) и ведёт к дезинтеграции экономических взаимосвязей между регионами страны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: